Та, чье имя связано, прежде всего, с законом о разрешении абортов, заняла в политическом пейзаж Франции весьма значительное место. Прокладывая свой путь независимо от тех, кто считается ее сторонником, она стала настоящим «государственным мужем», одной из самых популярных общественных фигур Франции.
«Закон Вейль»
К концу 1974 года страсти в Бурбонском дворце накаляются до предела: под негодующие выкрики даже депутатов ее собственного парламентского большинства министр здравоохранения Симон Вейль отстаивает свой законопроект, разрешающий добровольно прерывать беременность. 30 ноября текст этот принимается при поддержке левых. Ее называют «абортистокой» осыпают недостойный обвинениями (заявляя в частности, что она «швыряет младенцев в печи крематориев», - она, которой довелось пережить Освинцем!), но Симона Вейль не сдается. Она отнюдь не феминистка, но упорно защищает права женщин, будучи твердо уверена, что равенство полов предлагает и равенства в праве выбора. Закон проходит окончательную реакцию в январе 1975 года, после безуспешной апелляции его противников к Конституционному совету. Но реально вводится в действие лишь в 1979-м. Невозмутимо выдерживая критические атаки, Симона Вейль вновь демонстрирует силу воли и стойкую независимость характера.
«Освинцем»
Симона Жакоб родилась в 1927 году в Ницце. Иудейская вера в ее семье была лишь культурной традицией. Отец, Андре Жакоб, учувствовал в Первой мировой войне, сохранив с той поры стойкую неприязнь к немцам. Он был патриотом Франции, человеком республиканских и светских убеждений. Его строгие моральные принципы во многом сказались на твердом, уверенном характере дочери. После военного разгрома страны в 1940-м, в период немецкой оккупации и антиеврейских законов правительства Виши, отцу-архитектору запретили заниматься его профессией. В марте 1944 – го Симону Жакоб арестовали в Париже во время облавы; ей тогда было семнадцать лет. Всю семью, после короткого пребывания в Дранси, переправили в Освинцем, и она больше не увидала ни отца, ни брата Жана, оставшись с матерью и сестрой Милу. С приближением советских войск трех женщин перевели в лагерь в Берген – Бельзен, где они жили в ужасающих условиях. За несколько недель до освобождения лагеря ее мать умерла от тифа. Симона же выжила, преисполнившись ненависти к жестокости и воочию убедившись, что «в одном и том же человеческом существе ангел соседствует с демоном». Опыт войны и депортации выработал в ней стойкое отвращение ко всякого рода идейному неистовству, ко всему «воинствующему», и эта духовная независимость не покидала ее на протяжении всей ее политической карьеры.
«Самый популярный «Государственный муж»
Вернувшись из лагеря, Симона Жакоб узнает о присуждении ей звания бакалавра. Она встречает высокопоставленного чиновника. Она встречает высокопоставленного чиновника Антуана Вейля, выходит за него замуж, но продолжает заниматься правом, проявляя в этой сфере яркий талант. Заняв пятое место на конкурсе по приему на службу в судебную магистратуру, Симона Вейль впервые проявляет свои бойцовские качества в сфере исправительных учреждений. Она занимается улучшением условий содержания заключенных, посетив, в частности, в 1960 году алжирские тюрьмы. Позже ее включают в состав аппарата министра юстиции Рене Плевена, а в 1970-м она становиться первой женщиной на посту генерального секретаря высшего совета магистратуры. В 1974 году Симону Вейль назначают министром здравоохранения в правительстве Жака Ширака. «Жискару нужны были женщины-министры, вот и я повернулась», в шутку говорила Симона Вейль. Чураясь всякого рода «партийной дисциплины», она проводит немало реформ, расширяя границы социального обеспечения, вводя отпуск по уходу за ребенком и семейные субсидии. Уверенная в своей популярности, возросшей процессе дебатов вокруг законов об абортах. Симона Вейль энергично вошла и на общеевропейскую арену.
«От Европы до Конституционного совета»
Для Симоны Вейль Европа – это «великий проект XX века», в котором прочный мир может быть обеспечен лишь путем закрепления надежных административных, политический и экономических связей между разными странами. Поэтому вполне естественно, что президент Жискар д” Эстен поручает именно ей возглавить список СФД на первых выборах в Европейский парламент (1979). Будучи избранной, она становиться первой женщиной, занявшей пост председателя парламента в Страсбурге, и прилагает немало усилий для расширения Европейского сообщества. Став министром социальных отношений, здравоохранение и городских проблем в правительстве Балладюра, она в 1998-м вводиться председателем сената Рене Монори в число членов Конституционного совета; ее интеллектуальный багаж и независимость взглядов помогают укрепить почетный статус этого учреждения. Благодаря своему высокому моральному авторитету Симона Вейль заняла среди государственных «гуру» достойное, вполне подобающее ей место.
ЗАКОН НОЙВИРТА (1967)
«Стране угрожает сексуальный пожар». «Мужчины утратят гордую роль продолжателя рода. Женщины же превратятся лишь в объекты стерильной похоти». «Думали ли вы когда-либо, что отныне женщина целиком сама, без вашего ведома, будет решать, иметь ли ей ребенка либо, проглотив пилюли отказаться от чего?»
Этими пылкими высказываниями депутаты пытались провалить законопроект Люсьена Нойвирта, депутата от СНР (деголевский Союз за новую республику, позднее известный как Союз демократов в защиту республики). 19 ноября 1967 года закон Нойвирта, официально разрешающий контрацепции, все же был принят (до этого был запрещен законом в 1920 г.), и его тут же утвердил генерал да Голль. Но введение законно долгое время умышленно оттягивалось, и лишь в 1074 году «пилюлю» включили в систему социального здравоохранения.