kk
Default banner
Разное
426 450 постов45 подписчиков
Всяко-разно
0

Сближаясь с салафитами, Таджикистан теряет свою молодёжь

Термин «салафизм» исторически обозначает направление в исламе, которое призывает верующих ориентироваться на «праведных предков», «салафов», то есть сподвижников (сахаба) пророка Мухаммада и их последователей в следующем поколении (табиин). Термин «салафизм» со временем исказился и на данном этапе это понятие представляет радикально настроенную группу последователей этой идеологии, называющихся салафитами, которые ведут бескомпромиссную войну против всех, кто не разделяет их взглядов, возбуждая ненависть между народами и культурами. Нынешние салафиты отвергают различные нововведения, призывая жить по канонам того ислама, который был во времена пророка Мухаммада и его сподвижников.

Они запрещают паломничество к могилам святых, рассматривая это как поклонение мертвым. Взывание к пророку они рассматривают как одно из проявлений ширка (многобожия). Более того, с их точки зрения запретными считаются любая музыка, театральные представления и некоторые виды спорта, существует еще ряд принципиальных отличий салафизма от ханафитского, умеренного течения ислама. Идеи борьбы за «чистый ислам» представители салафизма осуществляют не только идеологически, но и как показывают последние события, ими организовываются вооруженные сопротивления с государственной властью. Ареал распространения салафизма расширяется с каждым годом.

Новый круг приверженцев салафизма формируется благодаря «горе-учителям», не имеющим соответствующего образования, которые по-своему комментируют Коран и Хадисы пророка, тем самым уводя слушателей по «ложным коридорам» исламского вероучения. Наиболее уязвимым социальным слоем становится молодежь, подверженная этой идеологии в силу отсутствия жизненного опыта и образования. Вероятно, по этой причине идеология салафизма конкретно спроецирована на подрастающее поколение всех обществ и государств. Идеологи салафизма привлекают в свои ряды именно молодых людей, что способствует радикализации  молодой части населения страны. Молодежь, в случае ее рекрутирования в ряды салафитов, будет выступать продолжателем и реализатором идеологии салафизма, конечным результатом которого является борьба идеологов, доходящая до открытых вооруженных сопротивлений политической власти светских государств, распространения своей идеологии в молодежной среде салафиты призывают на учебу в зарубежные исламские учебные центры, занимаются распространением в социальных сетях соответствующих информационных материалов.

Сегодня в социальных сетях разворачивается вербовочная работа, в первую очередь среди молодежи. Ее особенностью является использование религиозного фактора и формирования отношений по принципу «духовный лидер–последователь». В результате массированной психологической атаки молодые люди уходят из домов, бросая родителей и семьи, отказываются соблюдать традиции и обычаи своего народа, законодательные акты своей страны лишь для того, чтобы «служить» религии в своем специфическом понимании.

Стоит отметить, что в современный период распространение идеологии салафизма наблюдается практически во всех регионах мира, в которых сосредоточены анклавы мусульманских общин. Первые из сторонников этого течения появились в Таджикистане еще в конце 90-х. В 2009 году их деятельность была объявлена вне закона, а в 2014 году Верховный суд признал течение экстремистским. На фоне существующих социально-экономических проблем в обществе, основными объектами вербовочных устремлений различных РЭО и БФМТ становятся трудовые мигранты и таджикская молодежь. Основной упор эмиссаров радикальных организаций делается на поиск приверженцев из числа чиновников во властных и силовых структурах, расширение своей деятельности путем пропаганды среди прихожан мечетей и распространения агитационной литературы на таджикском языке. В частности, на севере Таджикистана в последнее время наблюдается усиление деятельности последователей религиозного движения «Салафия». В настоящее время на территории Исфаринского района Согдийской области Республики Таджикистан существуют несколько подпольных ячеек РЭТ «Салафия», которым и руководит бывший член ПИВТ Жамолов Шахриер, 1982г.р., таджик, гражданин РТ, уроженец и житель Исфаринского района.

Основную подпольную пропагандистскую деятельность салафиты проводят в мечете «Сангин» и частных домах местных жителей. В ходе так их сборищ ими рассматриваются вопросы привлечения в свои ряды новых сторонников из числа членов малоимущих семей путем материального стимулирования. Членами согдийских салафитов все больше становятся молодые люди, которые посещают отдельные богослужения и читают намаз. Наряду с этим, духовным наставником и руководителем «Салафитских» ячеек на территории Исфаринского района является бывший член ПИВТ Бобоев Аваз, разыскиваемый правоохранительными органами РТ за причастность к антиконституционным действиям. В настоящее время А.Бобоев вместе с супругой Бобоевой Ситорой, находятся в городе Москве. А.Бобоев среди религиозных кругов столицы России известен под псевдонимом «мулла Авазулло», который среди трудовых мигрантов из Центрально–Азиатских стран активно занимается вербовкой новобранцев в ряды РЭТ «Салафия». По последним данным МВД Таджикистана, в странах, где есть военные конфликты, в частности Афганистане, Сирии и Ираке находятся 1000 таджикистанцев, из них150 женщин.

Хотя салафизм в Таджикистане запрещён решением Верховного суда, в последнее время в стране заметно изменилось отношение властей к последователям течения "Салафия". Ранее его считали чуть ли не самым опасным из всех движений и организаций, сегодня его сторонников отпускают на свободу. А одна из самых крупных мечетей в Центральной Азии строится на деньги катарского эмира — салафита. Вероятно, смягчив отношение к салафитам, власти Таджикистана делают жест доброй воли, и тем самым, показывают главным мировым оплотам салафизма —Саудовской Аравиии Катару, что Душанбе готов к более тесному сотрудничеству с ними.

Сближаясь с салафитскими государствами, официальный Душанбе может преследовать две цели. Во-первых, смягчив свое отношение к таджикским салафитам, надеясь на финансовую помощь богатых нефтяных стран — Саудовской Аравиии Катара. В условиях нарастающего кризиса для Таджикистана это очень важный момент. Во-вторых, сближаясь с салафитами, Душанбе дает понять, что дистанцируется от своего давнего партнера — шиитского Ирана.

Известно, что Иран и Саудовская Аравия уже на протяжении многих десятилетий ведут борьбу за лидерство в исламском мире. Вероятно, в Душанбе решили воспользоваться этим противостоянием, чтобы извлечь не только политическую, но и финансовую выгоду, ВТО время, как в стране с каждым годом всё более увеличивается угроза дестабилизации обстановки со стороны радикальных элементов.