Для понимания происхождения Деда Мороза посмотрим, как его называют в различных странах.
Joulupukki - Финляндия;
Sinter Klaas - Голландия;
Баббо Натале - Италия;
Ноэль Баба - Турция;
Микулаш - Чехословакия;
Father Cristmas - Великобритания;
Weihnachtsmann - Германия;
Pere Noel - Франция;
Святы Микола - Западные славяне;
Йолетомте - Дания, Гренландия;
Йолебукк - Норвегия;
Папа Ноель - Испания;
Йоль Темтен - Швеция
Традиционной символикой празднования Йоля было полено, вечнозелёные сучья и прутья, повешенные на двери, золотые свечи, украшенные зеленью корзины с фруктами. Принесённое в дом полено и размещенное в камине, поливалось яблочным сидром и посыпалось мукой. Оно горело всю ночь, затем тлело следующие 12 дней, а после остатки вынимались и хранились до следующего года. Как правило материалом для для йольского полена служил ясень. Ясень ассоциировался у древних тевтонцев с мифическим древом Иггдрасиль, служившей основой понимания древнего мироустройства у скандинавов - викингов.
По словам европейского исследователя Франко Кардини, «мифо-культурный комплекс Водана-Одина», имел «руническое», «алано-готское» происхождение. А знаменитым норвежским исследователем Туром Хейердалом были найдены письменные доказательства исхода викингов из .... Азербайджана.В собранных сагах исландский историограф 13-го века, Снорре Стурлусон называет страну Азер и прямо указывает, что первый король викингов Один вывел свой народ из страны Азер. Сам Один относился к "роду богов". Являясь человеком, Один был шаманом, и его магические знания и практики внушали уважение окружающих. Далее Хейердал подсчитал, что хранящаяся в Исландии летопись рассказывает о жизни и правлении норвежских королей до 1213 года, тридцати одном представителе династий норвежских королей. Именно предки норвежских викингов, утверждает исследователь, заложили основы и были первыми королями в Англии, Шотландии, Франции, Ирландии и принесли те культурные традиции ассов, которые нам известны до сих пор, в том числе и почитания священного дерева.
Культ деревьев - один из самых распространенных видов верований существующий и поныне в Азербайджане. Те самые оджаги, пиры, священные места, и есть следы этого культа, который уходит корнями в глубокое историческое прошлое. Таких оджагов со священными деревьями большое количество. Их можно встретить по всему Азербайджану. Это места посещали бездетные матери, а также к пиру приводили не передвигающихся детей. Традицией являлось и приготовление еды. Украшали священных деревья разноцветными тряпочками, - обычай, бытующий сегодня не только у азербайджанцев, но и у турок, курдов, персов и т.д., связан с верой в то, что с оставленными на дереве тряпочками остаются и людские недуги.
Эпос «Книга Деде Коркута» (Книга Деда Мороза) содержит немало интересных данных по верованиям тюркских народов.Один из главных героев эпоса Басат, рассказывал дэву о себе:
Anamın adını soruşsan,
-Qaba ağacdır, Atamın adını soruşsan,
- Xaqan aslandır!
(Спросишь как зовут мать мою- могучим Деревом!
Спросишь, как зовут отца- Царем- Львом!)
Мифологическое наследие азербайджан в ряде случаев выступает в виде символов. В священных деревьях тюрки видели своих предков. Великие гунны приносили жертву дереву, окропляя его листья кровью жертвы, увешивая ветви его шкурой. Дубовое дерево считалось матерью всех остальных деревьев. Дубу поклонялись, видя в нем спасительную, животворящую и дарующую блага силу.
Вместе с Великим переселением народов на территорию Азербайджана с берегов Енисея и предгорий Алтая пришли религиозно-мифологические представления древних тюрков. Как известно, многие племена, составившие основу для создания казахского народа, тысячелетия назад жили на Алтае. В то время они поклонялись богу неба - Танир (Тенгри).В мифах говорится о существовании трех миров: Верхнего мира (Неба), Среднего мира (Земли) и Нижнего мира (Подземного мира).
К примеру, у казахов воспоминание о мировом дереве, соединяющем разные миры, сохранилось в сказках. Байтерек – Мировое дерево, один из вариантов мироздания, модели мира. Байтерек - буквально изначальный тополь, Мать-тополь.Его отдельные части представляют собой части отдельных миров: корни – подземный мир, ствол– средний мир, крона – верхний мир. На вершине мирового дерева находится царь Верхнего мира – птица Самурық (Симиург). Гигантская птица, выступал орудием судьбы.Перья симурга использовались при гадании и магических действиях.
Но, по всей видимости, у тюрков, первоначально, священным деревом выступала ель (шырша). Древние тюрки ель называли «Святым деревом Ергене». Ель, как стрела, вонзаясь в синеву, указывала путь в Небо. Дорогу, ведущую к Тенгри! Вечнозеленое дерево указывало путь на небеса, как бы показывая, что после смерти жизнь продолжится там.Потому тюрки и дали ей название – «ёл» (жол - дорога, сравните с Йоль!). В казахской мифологии Байтерек, дерево соединяющий Средний мир с Верхним миром – это путь, дорога. У тюркских народов есть еще одно значение слова "ел" - народ, а северные тюрки связывали дерево ель с народом оленя ("елен" - по тюркски олень, вот откуда у Деда Мороза и Санта-Клауса олени в упряжке)
В ее честь устраивали праздники еще три- четыре тысячи лет назад. Очень древняя традиция, которая связана с Йер-су.Этому богу кипчаки поклонялись до принятия ими религии тенгрианства. Он пребывал в центре Земли, как раз «там, где, согласно легенде, расположен ее пуп и растет гигантская ель».На берегах Енисея, в местечке Тепcей Минусинской котловины и вершинах гор казахстанского Тарбагатая часто встречаются наскальные рисунки с изображениями мирового дерева - ели с привязанными лошадьми или людьми вокруг которой они водят хороводы. Так тюрки поклонялись Ергене, покровителю светлых, добрых духов. Считалось, что Солнце и Луна были подвластны ему. В благодарность Ергене люди на ветках ели завязывали красочные нитки и ленты, под него клали подарки. До сих пор у тюркских народов сохранился обычай повязывать на деревья ленточки и загадывать желания. А поджиганием еловых веток, а позднее и можжевеловых производили обряд очищения - ар, отсюда название можжевельника - арча. Но у тюрков это скорее ритуал, чем праздничный обычай.Древние кочевники – обитатели Великой степи – веровали в бога Неба Тенгри. Тенгри – вечное небо, божественное мужское начало, распоряжающееся судьбами человека, народа и государства.
Чудесную силу приписывают мифы кобызу Коркыта, одному из божественных персонажей, в казахских мифах, рассказывающих о том, что вернувшись на родину, Коркыт зарезал свою быстроногую, как ветер, верблюдицу и изготовил из ее шкуры музыкальный инструмент кобыз, играя на котором, он многие годы не подпускал к себе смерть. Коркыт является патриархом казахской музыки, учителем игры на кобызе и виртуозным исполнителем кюйев – камерных инструментальных произведений.
В основе мифов о Коркуте лежит древнее архаическое представление о четырехугольном горизонтальном строении космоса, о космическом характере больших рек, связывающих разные части мира, о первопредке – культурном герое, дарящем людям блага, сотворив необходимые вещи и научив людей человеческому бытию. Коркут не у всех тюркских народов назывался одинаково. У некоторых тюркских народов он носил имя Карачун и трансформировался в отрицательный персонаж.
Слово ”Карачун” с тюркских языков переводится как ”чёрная смерть” . Подобный мифологический персонаж упоминается и у Пушкина – 33 богатыря и дядька Черномор. Только ”Черномор” – вовсе не от ”Чёрное море”, а от ”чёрный мор”. (Его нянечка Арина Радионовна татарских кровей – вот вам и остров Буян и Руслан с Ратмиром...)
Карачун – с одной стороны – божество, отвечающее за зимний холод, с другой – дух смерти, символ внезапной погибели – даже сейчас часто упоминается ”Карачун тебе пришёл”. Слуги Карачуна - медведи –шатуны, которые превращаются в бураны и волки – метели – зимние враги человека и скота. Чтобы задобрить Карачуна, ему приносили жертвы. Так и сейчас некоторые северные народы в сильный мороз приносят дары духу зимы чтобы унять стужу. Имя Карачуна происходит от того, что он укорачивает день зимой – день зимнего Солнцеворота раньше так и назывался Карачун. Многие народы так называют Рождество, которое как раз и привязано к Солнцевороту, и сейчас.
Так же вместо ”Карачун” использовали ”Морозный старик ” или ”Дед Мороз”. Такое название новогоднего персонажа используется у всех восточных и южных славян, кроме болгар, использующих “Дзедо Коледа”. Коляда – это южная традиция названия зимнего коловорота, не связанного со смертью, а таким образом предвещающего переход от зимы к весне, о чём и возвещали, колядуя, дети.
В более тёплых южных краях, где мороз – явление более-менее нейтральное появился Морозко – тот, кто сковывает землю морозом. Считалось, что Морозко может помочь заблудившимся в лесу, так и в известной сказке, по которой был снят фильм, Морозко - положительно–нейтрален. Морозко представляли гораздо моложе Карачуна, что отображало значительно менее опасливое отношение к нему. Белорусский аналог Морозка – Зюзя - этим словом и сейчас иногда называют метель. Также верили в мелкого духа Зимника - Трескунца, который создавал треск снега и льда и в морозы трещал брёвнами избы.
Первоначальное понятие Карачуна забылось, но название осталось. Во всех славянских традициях зимний солнцеворот называется и сейчас Карачуном. В Румынии само Рождество называют Карачун. Во многих местах готовят специальный круглый рождественский хлеб, называемый карачуном. На нём гадали, катая по столу.
С приходом христианства с празднованием Солнцеворота (Йоля) всячески боролись, хотя по сути Рождество им и является. Несмотря на этот простой народ помнил Деда Мороза. В имущих кругах этого персонажа узнали во второй половине 19-го века. В 1840 году писатель В. Ф. Одоевский опубликовал сказку «Мороз Иваныч». Позже вышли пьеса А.Н. Островского "Снегурочка", поэма Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос", которые базируются на народных сказаниях. После публикации этих произведений Дед Мороз стал всенародным атрибутом зимних праздников. После Революции Деда Мороза запретили как все религиозные предрассудки, но был восстановлен в 1937 году на детском праздновании Нового Года в московском Доме Союзов. С тех пор Дед Мороз непрерывно был атрибутом новогодних праздников в наших странах.