Мы сняли с бород бараний жир,
Легли на ковры, и наполнил нас мир,
На Север скользил разговор и на Юг,
И дым ему вслед посылал чубук.
Великие вещи, все, как одна:
Женщины, Лошади, Власть и Война.
Редьярд Киплинг. Баллада о царской шутке.
Китайский гороскоп утверждает, что наступающий 2014 год будет годом синей, да к тому же ещё деревянной лошади. Синей, так синей. Вот и я решил, что эта сага будет посвящена синей лошади и новогодним традициям тех народов, на чьем новогоднем столе блюда из этого животного являются неизменным атрибутом. Вы, конечно же, подумали о казахах, чья страсть к употреблению мясных деликатесов из конины широко известна за пределами Центральной Азии? Отнюдь. А вот о ком пойдет речь, вы узнаете чуть позже. Впрочем,обо всем по порядку.
Вообще весь 2013 год сопровождался скандалами связанными с лошадьми. Так, в начале февраля в Англии и в Ирландии после того, как проведенные британским Агентством по пищевым стандартам (U.K. Food Standards Agency, FSA) проверки подтвердили наличие ДНК лошадей в замороженных мясопродуктах британской компании Findus, продававшихся в супермаркетах, послужили началом масштабного расследования. Дело в том, что в Англии использование конины в пищевых продуктах не разрешено законом, и англичане вообще ее не употребляют. Подтвердилось наличие конины в продуктах с наклейкой «говядина» и в Германии, Дании, Испании, Швеции и других европейских странах. Следствие привело к французской компании Comigel, которая поставляет сырье для мясопродуктов в 16 европейских стран. В Comigel сразу заявили, что закупают сырье у другой компании во Франции - Spanghero. Там, в свою очередь, указали на Румынию и пригрозили засудить румынского поставщика. Но в последующем выяснилось, что Comigel покупала мясо у торговой компании на Кипре, а та через посредника в Голландии получала сырье с двух румынских мясокомбинатов. При этом утверждалось, что при экспертизе в некоторых партиях в конине обнаружили ветеринарный препарат фенилбутазон (бутадион), использующийся в качестве обезболивающего для лошадей и представляющий опасность для человека (запрещен в ряде стран ЕС).
Ну, да бог с ним с этим мясным скандалом.Интересно, тут другое. Как оказалось, несмотря на все религиозные запреты, большая часть Европы вполне себе лопает конину и посмеивается, наблюдая за всеми этими мясными баталиями.И делает это с незапамятных времен, что по меткому выражению степняков, помогает "выхлопывать пыль из синего одеяла", проще говоря является сильнейшим афродизиаком. И только у претенциозных и брезгливых англичан, употребление конины вызывает жуткие страдания. В 2010 году казахская национальная кухня так напугала журналиста британского издания The Independent – Дома Джоли, что заставила последнего разразиться по этому поводу обличительной статьей на кулинарную тему, блюда которой он именовал не иначе, как "меню из ада". Гостю довелось отведать за ужином кумыс, казы и прочие конские деликатесы. Мучения, которые выпали на его долю, Дом Джоли описывает, не скупясь на краски. На вкус и цвет, как говорится, товарищей нет, но мясные деликатесы из конины весьма любимы остальными европейцами благодаря своим вкусовым качествам. Ну, а для тех, кто еще сомневается, сообщу, что патент на изготовление кумыса, оказывается, принадлежит Германии, а патент на казы - французам. Причем,патент на казы был получен еще в начале 20 века состоятельными казахами , эмигрировавшими во время революции.
Фото. Мясные деликатесы Казахстана.
Лошади, особенно домашние, по утверждению английского исследователя сэра Алана Аутрэма из британского Университета, на протяжении последних 5,5 тысяч лет являются не только важнейшим транспортным средством, но источником протеина, особенно в Центральной Азии. А уже затем из Центральной Азии традиции коневодства попали в европейскую часть континента. Лошадей было сравнительно немного, но все же известно, что племена народов населявших Средиземноморье ели конину. В 732 году, папа Григорий III запретил практику поедания лошадей, назвав его "грязным и отвратительным обычаем". Во времена христианизации Исландии в 1000 г., церковь пообещала, что исландцы смогут продолжать есть конину, когда же церковь укрепила свою власть, это послабление было запрещено.Но связаны эти запреты не с кониной как таковой,а с борьбой христианства с языческими обрядами погребения, рождения детей и религией, господствовавшей на тот момент в Европе. Конина по-прежнему популярна в Исландии и продается и потребляется так же, как говядина,баранина и свинина.
Фото Марии Сытниковой. Лошади Исландии.
В новой европейской истории конина стала мясом низов, мясом голодных. Существует миф о том, что французы начали есть конину во времeна Наполеона — больше из необходимости, чем по своему желанию и так развили вкус к конинe. Якобы во время наполеоновских похода в Россию, главный хирург наполеоновской армии , барон Доминик Жан Ларрей, посоветовал голодающим войскам употреблять в пищу мясо павших лошадей. На самом же деле французы употребляли конину еще со времен Римской империи. В 1866 году французские власти узаконили производство и продажу конины как способ обогащения белком недоедающих рабочих масс и она до сих пор является частью кухни не только Франции, но и таких стран, как Италия,Бельгия, Нидерланды, Испания и Швейцария, Германия , где конина продается в супермаркетах и в некоторых специализированных мясных магазинах Восточной Австрии и ряде стран Восточной Европы.Но парадоксом является то, что в той же Франции она не так популярна, как примеру улитки и лягушатина.
Стоит отметить, что унаследованная англо-саксонская традиция отличается от континентальной, и здесь свою роль сыграли французы. Англосаксы уплетали конину, когда папа Григорий сокрушался по поводу их язычества. Но когда в 1066 году Англию захватили норманны, в лексиконе у англичан появилась некая гастрономическая двойственность, некий диссонанс сознания во плоти. Норманны принесли в Англию французский язык, элементы которого до сих пор сохраняются в английском, особенно в том, что касается еды. Когда речь заходила о еде, англичане начинали говорить на языке своих французских завоевателей, а не на языке простонародья. Вот так англичане научились есть не говядину, а boeuf, не свинину, а porc, не баранину, а mouton, не телятину, а veau. А потом все эти французские слова стали английскими – beef, pork, mutton, veal. Так появилась английская претенциозность и брезгливость, и бессознательное пропагандирование этих традиций и по сей день.
Но за две сотни лет до завоевания Англии, судно норвежского викинга Ингольфура Арнарсона держало курс на север. На борту зрел бунт, - кончились запасы пресной воды и пищи. Капитану пришлось бросить бревно на удачу, приставшее к берегу, названное Арнарсоном позднее Рейкъявиком, - «курящейся бухтой» — из-за клубящегося пара от геотермальных источников. Случилось это в 874 году от Рождества Христова. Долгое время этот населенный пункт был обычной рыбацкой деревушкой. Лишь 18 августа 1786 года Рейкьявик получил статус города, в нем тогда проживало аж 302 человека!Сегодня Рейкьявик — самая северная столица мира, где 103 тысячи человек, что составляет почти половину населения страны.
Фото. Корабль викингов.
Неласковый северный климат сильно портит внешний вид зданий, посему их постоянно красят яркими красками.В остальном страна довольно живописна, впрочем, историки полагают, что викинги не первые посетили остров. А пионерами были ирландцы, а точнее кельтские монахи, искавшие уединения. В отличие от монахов, викинги быстро размножились (этому весьма способствовали мясной рацион и наложницы захваченные в походах), кроме того, они завезли в Исландию не только бревна, но лошадей и баранов, а также невольников. Говорят, что норвежские и кельтские рода сохранились и дошли до наших дней. Позднее небольшие группы иммигрантов являлись на остров и смешивались с коренным населением.
Фото. Исландская лошадь.
Отрывок из книги известного норвежского исследователя Тура Хейердала и Пера Лиллиестрёма- "В погоне за Одином":
Тур. Многие указывали на то, что предки исконно норвежских лошадей жили в степях Закавказья, а их потомки лучше всего представлены норвежскими фьордингами* — северонорвежской лошадью или исландскими пони. таким образом, можно предполагать, что лошадь пришла в Норвегию тем же путем, что конопля и рожь.
Я получил интересную информацию в письме от одного исландца,живущего теперь в Норвегии, Кристиана Гудлаугссона, который интересовался историей происхождения исландской лошади. По этому поводу он пишет: «Когда один мой друг в середине 90-х гг. поехал в Монголию, я попросил его узнать, как монголы называют пятый аллюр у своих лошадей. Я знал заранее, что монгольские лошади практически не отличаются от исландских и они, как и их сородичи из далекой Атлантики, имеют пятый аллюр, или „бегущий шаг“ (Разновидность иноходи. — прим. редакции) — нечто очень редкое. Он прислал мне из Улан-Батора открытку с единственным словом — „тюльт“.
По-исландски этот аллюр называется „тёльт“, и я почувствовал уверенность в том, что это не может быть случайностью: здесь должна быть связь, которую история практически стерла. То обстоятельство, что исландцы, как и степные кочевники, всегда почитали лошадей, придавало мне еще больше уверенности. Мы знаем, что лошадей находили в могилах исландских хёвдингов, а поедание конины было священным ритуалом в языческом исландском обществе. Таких могил в остальной Скандинавии довольно мало.
Культ лошади так закрепился в Исландии, что когда на альтинге в 1000 г. приняли христианство, был заключен компромисс: хотя христианство и принималось официально, но народу разрешалось приносить лошадей в жертву и есть конину. Примерно такой же культ имел место у монголов и многих тюркских народов...»
.....
Пер. В одном французском телерепортаже с Алтая я недавно видел сюжет о французских археологических исследованиях скифского могильника. Покойник был похоронен со своими лошадьми точно так же, как и в могильниках долины Меларен в Швеции, недалеко от Сигтуны Одина.
Тур. Мы ведь читали у Снорри**, какую важную роль играли лошади в жизни конунгов из рода Инглингов. Мы привыкли считать древних скандинавов лишь мореплавателями, однако лошадь также была частью их повседневной жизни, помогая преодолевать значительные расстояния между разбросанными норвежскими хуторами. Люди не ходили пешком через лес, они передвигались верхом на лошади. Что касается отношений человека и лошади, легко можно представить, что Инглинги были достойными наследниками алан (асов), пересекавших степи верхом, когда они шли в военный поход. Морские суда, появившиеся в Скандинавии, заменили лошадей в походах вдоль протяженных берегов.
Особое отношение у исландцев к духам, населяющих остров, отразилось даже в статьей в законодательстве. Эти духи, между прочим, изображены на гербе Исландии, а о том, как они туда попали, рассказывает одна из исландских саг про конфликт между Данией и Исландией, и датский король Харальд Синезубый собрался направить на далекий остров свой флот, однако прежде решил отправиться туда на разведку. С помощью колдуна он принял образ кита, доплыл до Исландии, и хотел было выбраться на берег, но не смог, потому что путь ему все время преграждали духи страны, появляющиеся в облике страшных существ: разъяренного ревущего быка, жуткого дракона, огромной хищной птицы, грозного великана с железным посохом в руке.
Традиция складывать каменные пирамидки пришла в Исландию из Норвегии, где подобные сооружения называются «троллями». Соорудить на вершине горы небольшую пирамиду из камней — дать жизнь маленькому троллю и обеспечить себе удачу. Фото.
Отношение к эльфам и троллям у исландцев двоякое: прямо вам никто не скажет, что верит в их существование, но в душе каждый будет уверен, что сказочные существа на самом деле есть.
Празднование Нового года в Исландии начинается задолго до 31 декабря. Þorri (Thorri)— один из старинных исландских месяцев, всегда начинается в пятницу между 19 и 25 января и заканчивается в воскресенье между 18 и 24 февраля. Первый день Þorri (Thorri) называется Bóndadagur (День мужа/День фермера) и посвящен мужчинам. С утра женщины приносят мужчинам завтрак в постель, а затем весь день оказывают знаки внимания. Корни традиции Þorri (Thorri) таятся в древних праздниках середины зимы, Þorrablót(Thorrablot, жертвоприношение Торри), которые с приходом христианства не исчезли, а просто видоизменились.
Прибытие Торри по представлению поэтов XVII–XVIII веков. Иллюстрация Sigurður Valur Sigurðsson, 1986 г.
Этот месяц приходится на самое холодное время года, поэтому символизирует Þorri (Thorri) короля Зимы,- высокого седого старика, жестокого к тем, кто его не почитает, и доброго к тем, кто выказывает ему уважение. Считается, что его имя связано с именем бога громовержца Тора (Þór, Thor), в честь которого устраивались празднества в дохристианскую эпоху.Каково бы ни было происхождение, сегодня это неотъемлемая часть праздничного исландского календаря. И хотя кулинарные пристрастия исландцев за прошедшие столетия сильно изменились, только во время Þorri многие едят старинную еду, основанной на мариновании в сыворотке, солении, копчении, вялении и ферментации.
Фото. Вяленая акула - hákarl
Целым спектр продуктов, именуемых Þorramatur, принято есть в период с января по март: копченую и соленую баранину, бараньи головы, сушеную рыбу, копченого и соленого лосося, вяленую акулу«хакарл». Готовят это последний продукт (hákarl) весьма своеобразно,— несоленое филе акулы нарезают крупными кусками, закапывают в гальку на 6-7 недель летом или 2-3 месяца зимой, потом подтухшее мясо обмывают и подвешивают вялиться в сараях еще на 2-4 месяца. Затем внешний коричневатый слой срезают, а белое мясо нарезают мелкими кубиками или тонкими ломтиками и подают к местной ледяной картофельной водке «бреннивин» (brennívin) — «горящее вино»). Последовательность такова; сначала кусочек акулы, а потом бреннивин — акулой не закусывают, ее запивают, в определенном смысле это гуманизм.
Из баранины изготавливают и колбасы, например, ливерную lifrapilsa из печенки, овсянки, муки и молока. С древнейших времен известна и blóðmör — кровяная колбаса из подсоленной овечьей крови, загущенной ржаной мукой, в оболочке из овечьих кишок. Одним из любимых блюд исландцев считается и sviðasulta — студень из бараньей головы.В большом почете и копченая баранина hangikjöt («подвешенное мясо») — ее едят холодной или горячей, как правило, с отварным картофелем, горошком и маринованной краснокочанной капустой, а иногда с яичницей. Впрочем, так же называют и копченую конину — для многих исландцев блюда из конины традиционно остаются рождественским угощением, поскольку это мясо не только полезнее, но и дешевле и нежнее говядины.Их хлеба популярны: laufabrauð (жаренные во фритюре лепешки), kleinur (пончики) и ржаные блинчики.
Любой исландец знает, что воскресенье — день, когда на столе появляется svid (баранья голова) с картофелем, а на десерт излюбленный skyr. Рождество 25 декабря здесь — тихий семейный праздник. Главное блюдо пиршества — уже упомянутый hangikjot , а также различные hrossabjúgu (колбасы из конины), копченое мясо жеребенка и солонина из конины, а также рыба, ну и специальная праздничная выпечка. Непременное рождественское угощение astarbollur — жареные во фритюре пончики с корицей. В конечном счете, дабы угодить всем членам семьи и гостям, стол ломится от горячих и холодных блюд.До сих пор в стране очень популярны старинные молочные продукты — особенно нежный творог «скюр» (skyr). Его делают из пастеризованного снятого молока, которое нагревают до 90°-100°C, добавляют сычужный фермент, сквашивают, а затем процеживают сквозь ткань, чтобы удалить «мюсу» (mysa) — сыворотку.Получившийся творог (на вид он немного гуще йогурта) удобряют сливками, посыпают сахаром и едят как десерт или перекусон. Ничего не напоминает?
Большинство исландцев лютеране и Новый год для исландцев – не главный праздник. Народ ледяного острова больше чтит свой уникальный праздник Йоль, который принято отмечать 6 января, через 13 дней после Рождества. Тем не менее, и на встречу Нового года задорные исландцы не жалеют сил. Семейное тихое застолье длится не очень долго и перед наступлением Нового года заснеженные улицы городов и сел этой загадочной северной страны наполняются толпами веселых и жизнерадостных людей в карнавальных костюмах на любой вкус. Те, кто не успел запастись эффектным костюмом, обязательно встречают Новый год в традиционном исландском свитере – лопапейсе.
В новогоднюю ночь в Исландии ярким пламенем пылают костры и факелы. Максимум освещения – вот главный принцип новогоднего торжества. То ли это связанно с тем, что во время празднования Нового года в Исландии царит период круглосуточной тьмы, то ли с тем, что, согласно легендам, подарки детям в эту ночь разносят 13 троллей-дедов морозов.
Как уверяют местные жители, 13 «рождественских пареньков» – Йоуласвейннов (jolasveinn) могут прийти к ребенку в любой день с 13 декабря, так что все исландские дети стараются вести себя прилично все это время, чтобы вместо долгожданного подарка в носке не получить огромную картофелину. Исландские новогодние тролли по очереди обходят всю страну, при этом каждый из них занимается своими пакостями; кто хлопает дверями, а кто ворует свечи и колбасу и только 31 декабря собираются вместе. Кстати, взрослые исландцы тоже ждут подарков, только от эльфов: по легенде, в новогоднюю ночь эльфы стаями летают по стране и тому, кто их увидит, обязательно рассказывают о месте, где спрятан клад.
Вечнозеленую красавицу елку в Исландии наряжают ярко и красиво – игрушками и гирляндами. Украшают елки везде: дома, на улицах и даже на кладбищах. В общем- то, как встречают Новый год в Исландии, больше не встретить нигде в мире.