kk
Default banner
Разное
426 450 постов45 подписчиков
Всяко-разно
3

Религия в КТЛ

 
Дополнение к Выпуску 4: "Что такое КТЛ?"
   

После выхода выпуска про КТЛ, мне писали, что я не раскрыла полностью вопросы о Религии в КТЛ, что дела в этом плане обстоят в действительности немного по-другому.

Я решила включить в контент Idependent KZ истории КТЛщиков, которые имели иной опыт. Текст, который вы прочтете, не подвергался редактированию и, если вы, как зритель Independent KZ, решите, что эта тема требует огласки - напишите в комментариях свое мнение (https://www.facebook.com/dana.sanseeva)

 

____

Религия в КТЛ. История1.

"До КТЛ я училась в школе, находившейся не в самом благополучном районе моего города. Неподалеку находилась тюрьма. В соседних домах жили семьи, в которых были люди с условными сроками. Некоторые одноклассники уже в начальных классах курили и не всегда это был табак; в классах постарше дети уже звали друг друга на так называемые «разборки» и так далее. Мой папа хотел, чтобы я поступила в КТЛ. Говорили, что там дают качественное образование и их выпускники поступают в лучшие университеты страны. Я рада, что училась в КТЛ по трем причинам. Во-первых, у меня появилась возможность сфокусироваться на нескольких важных для меня предметах, а не иметь поверхностные знания по всем дисциплинам. Во-вторых, я получила опыт самостоятельной жизни в обществе чужих людей с самыми разными характерами, с которыми нужно было уметь уживаться под одной крышей 24 часа в сутки 6 дней в неделю. В-третьих, там я научилась более или менее сносно говорить на казахском, что мне в жизни часто пригождается. В целом атмосфера в КТЛ была доброжелательная. Воспитательницы и учителя были готовы выслушать наши проблемы, готовили чаи с пирогами, устраивали разного рода развлечения такие как совместные просмотры кино, поездки на природу или путешествия в другие города страны. Мне очень приятно вспоминать все это. Но были и вещи, которые мне были не совсем по душе. В КТЛ часто говорят, что родители отдают в эти школы своих детей прежде всего из-за особого воспитания. В 7-8 классах на чаепитиях говорят о гигиене и разных моральных принципах, но с класса 9-го разговоры становятся на более духовные и религиозные темы. Я однажды рассказала это папе, потому что начала переживать, о том что я какая-то неправильная из-за того, что не верю в рассказы про ангелов и в другие религиозные вещи. Папа сказал, что в КТЛ меня отдал прежде всего ради качественных знаний, а для воспитания у меня есть он и мама и добавил, что я сама могу прочитать, хранящийся у нас дома перевод Корана и убедиться, что ничего там нет про то, что нужно есть только правой рукой и произносить какие-то непонятные фразы на арабском. К концу десятого класса многие одноклассницы стали почему-то очень рано вставать и запираться на какое-то время в комнатах предназначенных для чаепития, читать какие-то книги, таинственно обертывая их непрозрачными обложками. Позже я узнала почему. Некоторые девочки, давали мне почитать, а иногда и просто дарили мне свои религиозные книги, таким образом мягко намекая на то, что пора бы уже и мне встать на путь истинный. Однажды моя одноклассница начала говорить со мной на эту тему и сказала, что люди не знают, когда их жизнь оборвется и они могут умереть, так и не начав читать намаз и из-за этого попасть в ад. Я ответила, что я не хочу заставлять себя во что-то верить и притворяться, только потому что боюсь попасть в ад, и если Бог наказывает таких как я, то так тому и быть. Больше моя подруга эту тему не поднимала. Была ли в КТЛ пропаганда религии? Дело в том, что нет четкой черты, разделяющей простое информирование от навязывания. Например, сейчас люди склонны безобидную статью про ЛГБТ приравнивать к пропаганде гомосексуализма. Так что я не знаю, как ответить на вопрос, навязали ли в КТЛ религию. Некоторые одноклассницы бросили читать намаз после выпуска. У подростков есть потребность принадлежать, быть в группе и получать внешнее подтверждение того, что они хорошие. Думаю для этих одноклассниц религия просто была чем-то, что помогло им пройти через подростковые годы. Другие мои одноклассницы продолжили свой религиозный путь и даже начали носить хиджаб. Я в этом не вижу ничего плохого. После выпуска нас продолжали звать на поучительные беседы в квартиры, которые называются дарсхане. Я сходила один раз, потому что думала, это будет просто встреча одноклассников. Но простое чаепитие закончилось разговором про хадисы о пророке. Больше я туда не ходила. Люди разные, и некоторым подходит раннее приобщении к религии, а некоторым нет. Каждый выбирает для себя. Вообще, КТЛы были основаны последователями Фетхуллаха Гюлена, который, как я слышала, проповедует идею того, что ислам совместим с современностью, что можно быть образованным человеком и быть верующим. Гюлен был когда-то союзником Реджепа Тайипа Эрдогана, нынешним президентом Турции. В какой-то момент Эрдоган увидел в нем соперника и организовал по всей стране чистки госструктур от гюленистов. Сейчас Гюлен вынужден жить в США. Мне плевать на все эти политические разборки. Думаю, несмотря на религиозную основу этих школ, существование КТЛ-ов в целом позитивный феномен для Казахстана. Эти школы дали раскрыться многим талантам, дали детям качественное образование и помогли приобрести духовные знания, тем кому это было нужно."

 

____

Религия в КТЛ. История2.

"Я никогда не был набожным, но всегда искал себя. Во время пубертатного периода, как и все тинейджеры, искал ответы на свои вопросы. Я искал точку опоры. Представьте, маленькие дети во время становления личностями попадают в среду, где каждый день произносится имя Аллаха, Мухаммада и поощряется интерес к религии. КТЛ-цы скажут, что нет никакой религии, так как если вы не хотите верить в Аллаха, то это ваше право выбора. Однако не стоит забывать, что вся среда и атмосфера в КТЛ-ах “исламская”. То есть ребенок прежде чем сделать выбор будет обрабатываться религиозными абишками и аблашками, а после он может сделать “выбор”. В такой среде выбор остается очевидным. Ислам делают модным нарочно. Все говорят об Аллахе. Любое инакомыслие уничтожается этой же средой. И когда мне говорят, что религия не навязывается, то я смеюсь, так как жить там пять лет и не влиться в общий тренд выглядит смешным. К окончанию 11 класса, намаз читали 70% моих одноклассников, и даже дети из православных семей. Я тоже читал когда-то намаз, но быстро вышел из религии, так как либо ты учишься мыслить критически и не остаешься под влиянием навязанной турецкой религии, либо ты превращаешься в типичного мубарака.

Казахско-турецкие лицеи и есть структура, которая занимается активным внедрением религии Ислам, а именно используются толкования и философские взгляды Фетхуллаха Гюлена и Саида Нурси. Я помню, как мы читали эти книги и нас просили эти книги скрывать белой обложкой. Я помню, как однажды пришла комиссия с государства по делам религиозной пропаганды и наши учителя собрали всех “мусульман”-школьников и нас попросили полностью отрицать существование Ислама в нашем лицее, а не мусульман просили не соваться. То есть у КТЛ есть очень хорошая оборона, когда фактически все отрицают пропаганду, но работа идет полным ходом. Вопрос на засыпку: если нет никакой религиозной пропаганды, то почему большинство выпускников такие набожные?

Методы создания благоприятной среды для культивирования религиозного духа очень просты. Это можно прочитать в тех же книгах Фетхуллаха Гюлена. Примерно к началу 8 класса наши абишки начинают “воспитательный процесс”, так как в это время у всех просыпается интерес и проходит детство. Начинается всё с разговора о чистоте и учат детей исламским нормам гигиены. После обучают к коллективному мышлению- т.н. Истишаре, что означает делать выбор, советуясь со своим джамаатом (классом). Индивидуальное решение и выбор человека не поощряется, как и критическое мышление. Все науки интерпретируются через сито Ислама. Ненужные науки отбраковываются. Например, в 11 классе нам отменили уроки эволюционной биологии сами учителя биологии, а это предмет целой четверти! Что не удобно ведь всегда можно спрятать?

Также нам навязывали идею о том, что девочки не могут быть друзьями мальчикам. В КТЛ-ах активно создается сегрегация по половому признаку. Я не знаю хорошо это или нет, но считаю, что никто не имеет право вносить глобальные изменения в светскость школы, как в гендерное равноправие. Почему же мальчик и девочка не могут быть друзьями? Они обязательно должны сексуализировать друг друга? Взрослые люди занимаются такими глупостями. Я также знаю, что моего друга, который был женственный и геем, исключили из школы с большим скандалом. Я заметил, что учителя всегда думают, что школьники это какие-то ходячие половые акты. Я считаю, что это гомофобия, так как не его успеваемость или другие качества повлияли, но именно сексуальная ориентация на его исключение. Другие друзья, которые были не замечены с альтернативными сексуальными ориентациями, закончили КТЛ без каких-либо историй.

Я также хочу убрать миф, что в КТЛ-ах нет коррупции. Я помню, что в моем классе учились очень много детей из очень богатых семей, которые носили золотые часы и прочее, но их успеваемость была просто отвратительная и учились они неважно. Если посмотреть на них, то нельзя сказать, что они смогли бы сами поступить. Я спросил своего учителя и он мне сказал, что если не брать некоторых детей в школу, то их родители могут создать много проблем.

Все знают о факте пропаганды, но пытаются закрыть глаза- строят дурочку. Я никак не говорю, что это как-то плохо отражается на самих КТЛ-ах и учениках, но религия часто плохо отражается на науке и искусстве. Тот факт, что большинство биологов, которые закончили КТЛ, не верят в эволюцию достаточно для того, чтобы откидывать биологическую науку всё время назад. То же самое, что говорить, что гравитации нет. Наука не является демократией. Там есть факт и твой внутренний богатый мир не может на это повлиять. Также есть свод законов, который запрещает религию в школах. КТЛ не медресе, а светская государственная школа. Если турки учат, то пусть учат наукам, но свой богатый внутренний мир можно оставить у себя дома. Я считаю, что пора признать про ситуацию в казахско-турецких школах и пора с этим что-то делать. Надо сделать их истинно светскими школами, а не пародиями на медресе."

 

____

Религия в КТЛ. История3.

"Еще до того как поступить в КТЛ, я видела как учащиеся там одевались очень скромно, мои до-КТЛские одноклассники называли их монахами/монашками. Это меня насторожило, но все таки в последний день регистрации на экзамен для поступления, я поехала с мамой и все-таки зарегистрировалась. Прошла все этапы, начала там учиться. Все вроде бы как обычно, но в начальных этапах (7-9 классы) меня удивляло количество старшеклассников, которые постились в месяц Рамазан. В 10-11 классах начала замечать как темы на чаепитиях постепенно углублялись в религию, Бога, мораль, итп. В конце концов, темы стали открыто религиозными - про истории пророка Мухаммеда, Исы (Иисус) и др. Начали смотреть фильмы/сериалы на турецком языке, явно пропагандирующие Ислам. Главной идеей был, конечно, праведный образ жизни и ничего экстремистского не пропагандировалось, но все больше и больше ощущалось это давление начать жить "правильно". Мои одноклассницы одна за другой ударялись в Ислам, начали читать всякие возможные религиозные тексты, обернутые какой-нибудь обложкой (чтобы "непросвещенные" ничего не заподозрили). Все это скрывалось от родителей, ибо "не поймут" или "поймут неправильно". Моя классная руководительница все спрашивала "Сен кашан адам боласын?", я по-началу не понимала что это значит, но потом дошло, что она спрашивала с намеком когда я стану читать намаз. Рассказывала историю, что человеку Бог дает 24 часа и человек 1 час должен отдавать обратно. В общем нас, не читающих, становилось все меньше и меньше. Так и закончили лицей.

Когда начала учиться в университете, предлагали съехать в специальные дома (дерсхана), где все по режиму, читаешь намаз, религиозную литературу итд итд. Квартиры очень хорошие, я была в шоке от того, что аренда такая дешевая. Как оказалось есть "спонсоры".

___