Акан Жумагулов, председатель специализированного межрайонного экономического суда Астаны.
Как именно проходит реформа судебной системы Казахстана? Что подсудно экономическим судам РК? Какие последствия признания банкротом в нашей стране? С чем к Съезду судей республики подходят служители Фемиды? На эти и другие вопросы Kazpravda.kz отвечает председатель специализированного межрайонного экономического суда Астаны Акан Жумагулов.
- Акан Маратович, какие нарушения в области государственных закупок происходят наиболее часто?
– Нарушение срока договоров, а также ненадлежащее исполнение договорных обязанностей поставщиков и других юридических лиц. Хотелось бы отметить, что ввиду значимости вопроса признания поставщика недобросовестным участником государственных закупок, в целом, для дальнейшей предпринимательской деятельности как самого поставщика, так и его работников, прежде всего, учитывают обстоятельства нарушения обязательств, а также негативные последствия для заказчика.
- Что означает реестр недобросовестных поставщиков?
– Это перечень, куда входят: 1) имена поставщиков, с которыми заказчики в одностороннем порядке расторгли договоры о государственных закупках, в ходе исполнения которых установлено, что поставщик не соответствует квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации (аукционной документации) или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем конкурса (аукциона), по результатам которой заключен такой договор; 2) имена потенциальных поставщиков, заранее определенных победителями; 3) имена поставщиков, не исполнивших либо ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства по заключенным с ними договорам о государственных закупках.
В случае уклонения от заключения договора о государственных закупках реестр формируется на основании решения уполномоченного органа о признании потенциальных поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок. А в остальных случаях формируется на основании решений судов, вступивших в законную силу.
- Какие последствия ждут недобросовестных участников государственных закупок?
– Поставщики, включенные в Реестр недобросовестных участников государственных закупок, не допускаются к участию в государственных закупках в течение двадцати четырех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда о признании их недобросовестными участниками государственных закупок и со дня принятия решения уполномоченным органом о признании их недобросовестными участниками государственных закупок.
- Сколько недобросовестных поставщиков было выявлено в 2016 году?
– За 1-е полугодие 2016 года рассмотрено 1 484 дела по признанию недобросовестным участником государственных закупок, тогда как за аналогичный период 2015 года рассмотрено 2 437 дел.
- Как известно, в текущем году состоится VII внеочередной Съезд судей Казахстана. В чем заключается основная цель мероприятия?
– Это очень важное событие не только судейского сообщества, но и в жизни страны. На нем вырабатываются предложения по совершенствованию деятельности судов, повышению их роли в обеспечении защиты прав и свобод человека, по разрешению социальных конфликтов в обществе обеспечению доступности правосудия. Данный съезд проводится с целью обсуждения и решения проблем отправления правосудия, исполнения судебных решений, соблюдение морально-этических норм работниками судебной системы, их социальной защиты. О значимости данного съезда свидетельствует участие Главы государства. На съезде ставятся задачи по вопросам совершенствования судебной системы страны, эффективной защиты, прав, свобод, достоинства и собственности граждан.
В этом году проведение внеочередного съезда судей связано с необходимостью в скорейшее время принять "Этический кодекс судей РК". Проект кодекса разработан Центральным советом Союза судей и основан на Конституции РК, Конституционном законе "О судебной системе и статусе судей". В нем учтены международные акты, такие как "Всеобщая декларация прав человека", "Международный пакт о гражданских и политических правах", "Бангалорские принципы поведения судей" и другие.
Принятие нового кодекса предусмотрено Планом нации "100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ" Главы государства (19 шаг).
Сегодня, когда в судейских рядах происходят активная смена поколений и приток многих молодых судей, считаю важным создать отвечающий духу времени Кодекс судейской этики. В нем должен быть баланс между независимостью в отправлении правосудия и сводом правил поведения и этических норм, обеспечивающих нравственный характер специфичной трудовой деятельности служителей Фемиды.
KAZPRAVDA.KZ: Вы упомянули о реформах. Какие ключевые направления в реализации второй институциональной реформы произошли в судебной системе?
– Все 11 шагов второй институциональной реформы, закрепленные за Верховным судом, реализованы. Все нововведения по судебной системе, заложенные в Плане нации, заработали с начала 2016 года. Реализация поручений Президента, убежден, существенно повысит эффективность работы судов. Они станут более профессиональными и доступными, справедливыми и независимыми.
Приняты новые Гражданский процессуальный кодекс и закон "О Высшем судебном совете". Внесены существенные изменения в конституционный закон "О судебной системе и статусе судей", в Уголовно-процессуальный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях.
Основной вопрос реформирования – формирование качественного судейского корпуса. Повышение квалификационных требований к судьям обеспечит привлечение в эту сферу высокопрофессиональных юристов. Психологическое тестирование и проверка кандидатов в судьи на полиграфе исключит попадание в число судей неподготовленных к этой работе. Обязательная практика и испытательный срок сделают молодых судей еще более готовыми к предстоящей работе.
Кардинальное реформирование Высшего судебного совета, ставшего автономным госучреждением со своим аппаратом, позволит достичь еще большей прозрачности и открытости для общества в процессе отбора и назначения судей.
- Давайте поговорим об экономических судах. Какие дела им подсудны?
– Специализированные межрайонные экономические суды рассматривают и разрешают гражданские дела по имущественным и неимущественным спорам, сторонами в которых являются физические лица, осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица, а также по корпоративным спорам, за исключением дел, подсудность которых другому суду определена законом.
То есть экономические суды рассматривают споры между юридическими лицами и частными предпринимателями. И уже более 14 лет во всех регионах действуют специализированные межрайонные экономические суды.
Также в Верховном суде создана специализированная коллегия по рассмотрению споров с участием крупных инвесторов. Создание такой системы инвестиционного суда, на наш взгляд, это оперативность и простота процедур, создание максимально комфортных условий для отправления правосудия. Поскольку суды, работающие с предпринимателями, должны прежде всего ценить их время и предоставлять свои услуги качественно и оперативно.
- Сколько дел рассмотрено за 1-е полугодие 2016 года?
– Как мы недавно сообщали, за 1-е полугодие 2016 года на рассмотрение в суд поступило 7 636 дел и заявлений. За аналогичный период 2015 года – 6 120 дел и заявлений. Из них рассмотрено с вынесением решения – 5 354 дела (за аналогичный период 2015 года – 5 694); с прекращением производства по делу – 746 (407); с оставлением иска без рассмотрения – 535 (622).В том числе за 1-е полугодие 2016 года 339 дел завершено в порядке медиации, тогда как за 6 месяцев 2015 года – всего 57 дел.
- Что является основанием для признания должника банкротом?
– Основанием для признания должника банкротом является его несостоятельность, то есть установленная судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, произвести расчеты по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, обеспечить уплату налогов и других обязательных платежей в бюджет, социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, а также обязательных пенсионных взносов и обязательных профессиональных пенсионных взносов.
- Понятие "банкротство" подразумевает также и процедуру реабилитации должника, не так ли?
– Согласно подпункту 27 статьи 1 Закона Республики Казахстан "О реабилитации и банкротстве", под реабилитационной процедурой понимается процедура, вводимая в судебном порядке, в рамках которой к неплатежеспособному должнику применяются реорганизационные, организационно-хозяйственные, управленческие, инвестиционные, технические, финансово-экономические, правовые и иные не противоречащие законодательству Республики Казахстан меры, направленные на восстановление платежеспособности должника с целью предотвращения его ликвидации.
Существует еще и ускоренная реабилитационная процедура – это отдельная процедура, применяемая к должнику на основании плана реабилитации, согласованного с кредиторами в досудебном порядке. Особенность ускоренной реабилитационной процедуры – достижение согласованности с определенной группой (группами) кредиторов, составление и согласование плана реабилитации только с ними. Инициатором данной процедуры является сам должник и право управления за имуществом и делами сохраняется за должником. Уполномоченный орган не принимает какого-либо участия.
- Какие последствия применения реабилитации в отношении должника?
– С момента вынесения судом решения о применении реабилитационной процедуры: запрещается совершать сделки с имуществом вне рамок обычных коммерческих операций без их согласования с временным администратором; прекращается начисление неустойки (пени, штрафов) по всем видам задолженности должника, а также вознаграждения по полученным кредитам; приостанавливается исполнение принятых решений судов, третейских судов, органов государственных доходов, а также собственников имущества должника (уполномоченных им органов), учредителей (участников) в отношении его имущества, за исключением выплат гражданам, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью без учета требований о возмещении морального вреда, срок уплаты которых наступил после применения реабилитационной процедуры; уплачиваются налоги и другие обязательные платежи в бюджет, исчисленные налогоплательщиком согласно налоговой отчетности, начисленные органом государственных доходов по результатам налоговых проверок за налоговые периоды, следующие за налоговым периодом, в котором применена реабилитационная процедура.
Таким образом, реабилитационная процедура фактически ограждает должника от еще большего увеличения обязательств перед кредиторами за счет прекращения начисления неустоек, пени, штрафов, вознаграждений, а также за счет приостановления исполнения принятых решений судов. При этом должнику запрещается совершать какие-либо действия, направленные на отчуждение принадлежащего ему имущества.
Вот вам пример для наглядности: 19 августа 2010 года определением суда в отношении ТОО "Вектор-Б" введена реабилитационная процедура. У должника образовалась кредиторская задолженность в размере 29 742 000 тенге, из которых 634 000 тенге – задолженность по налогам. 11 сентября 2015 года реабилитационная процедура прекратилась в связи с погашением задолженности в полном объеме. Цель реабилитационной процедуры достигнута.
- Сколько дел рассмотрено за первое полугодие 2016 года по процедурам реабилитации и банкротства?
– За 1-е полугодие 2016 года по процедуре банкротства рассмотрено 216 дел, тогда как по процедуре реабилитаций рассмотрено 25 дел. За 1-е полугодие 2015 года по процедуре банкротства рассмотрено 75 дел, по процедуре реабилитаций – 17 дел.
Источник: kazpravda.kz