Как говорил сам автор: «Мои книги – это подобие снов. Но сны – это сюжет из жизни», эти слова полностью соответствуют атмосфере книги. В ней будто перекликается реальность и вымысел, сон и явь.
«100 лет одиночества» это культовый роман и самая знаменитая книга колумбийского писателя Габриеля Гарсия Маркеса, а еще этот роман признан шедевром латиноамериканской и мировой литературы. Конечно, всемирная известность и признание не говорит о том, что этот роман должен любить каждый, однако стиль и образы вызывают восхищение, у тех кто все же осилил книгу. Ведь поначалу ее сложно понять, легко запутаться в генеалогическом дереве, именах, однако сами события не оставляют к себе равнодушными. Роман перекликает в себе особую символику, загадочность, повествование на уровне сказки, сюжет непредсказуем, да и в одной главе показано лет пять из жизни героев. Только в одном автор не изменил сюжету, единой ниточкой на протяжении всего романа является «Одиночество», которое присутствует в душе героев на протяжении всей его жизни.
Книгу «100 лет одиночества» по праву можно назвать книгой судеб, ведь в ней рассказывается о нескольких поколениях семейства Буэндиа, от самого начала этого рода, до последнего его потомка. Действия в книге идет, словно под классическую музыку. Сначала «Седьмая симфония» Моцарта, с ее спокойствием, умиротворением и мелодичностью, в то же время с нотками динамики, следом за ней идет Бетховен с его знаменитым произведением «К Элизе», где спокойствие уже перекликается с нотками трагичности, одиночества. Завершает картину Брамс с его «Венгерским танцем №5» где динамика так и рвется наружу, все то же одиночество, трагичность, но сюжет разворачивается стремительно и непредсказуемо. Так и в произведении, несмотря на спокойный лад, автор не дает читателю заскучать, то, что случается с персонажами, вся их судьба дает читателю встрепенуться, посмеяться, а иногда провести параллели с устройством собственной жизни. Ведь, несмотря на то, что действие происходит в фантастической, несуществующей стране, которую герои создали сами, зачастую начинаешь прослеживать реалии устройства государств со всеми их проблемами и радостями, войнами, глупыми правителями. Ведь в романе так же показано рождение деспота, тирана правителя. И тут понимаешь, что деспоты всех стран, времен и народов похожи друг на друга уже тем, сколько горя и разрушения они приносят в свое «обиталище». Автор Габриэль Гарсия Маркес не зря считается писателем философом уже, потому что затрагивает сердца читателей тем, как он мастерски заглядывает в душу каждого героя и выносит на поверхность то, о чем читатель изначально мог только догадываться. Ведь автор дает картину целого века жизней, событий, поступков героев. За то короткое время, что читаешь роман, будто проживаешь, жизни с героями, сочувствуешь, радуешься, находишься в некотором смятении от их поступков, и всецело испытываешь буйство эмоций, мнений от прочтения этого романа.
Еще одна важная деталь, которая часто упоминается в романе, это цикличность времени и событий, то есть дети повторяют судьбу родителей и этого не изменить. Будто судьба сама подталкивает на тот или иной поступок. В семье Буэндиа все возвращается и повторяется. Одинаковые имена, переходящие из поколения в поколение, судьбы, характеры, занятия, ремесла, привычки. И конечно то, что объединяет абсолютно каждого из членов семьи - это одиночество. Ведь одиноки все, и каждый по своему несет на себе этот рок.
Каждый герой поражает своим характером, однако меня удивила Урсула, которая все сто лет тянула на себе семью и дом, пыталась исправить все погрешности каждого из членов семьи. И даже когда она стала стара, слепа и находилась в «старческом слабоумии» она давала всем напутствия, но ее уже никто не слышал. Все повторяли уже пройденные ошибки. Может быть, поэтому после ее смерти семейный дом обветшал и в неком угнетении в нем доживали свои дни последние потомки Буэндия. Ведь как говорит сам автор «Тем родам человеческим, которые обречены на сто лет одиночества, не суждено появиться на земле дважды», поэтому и веретено этого рода все-таки замедлило крутиться, а после и вовсе остановилось навсегда.
Говорить о романе «100 лет одиночества» можно очень долго, однако всего смысла передать невозможно. Ведь даже после прочтения остаются вопросы, хочется рассуждать, анализировать, возвращаться к написанным строкам еще и еще.
Генеалогическое древо семьи Буэндиа (взятое с Википедии)