kk
Default banner
Разное
426 450 постов45 подписчиков
Всяко-разно
0

ПОВЕСИВШИЙ ЛУК СВОЙ НА РАДУГУ, или ОБЪЕДИНЯЮЩИЙ ЧИНГИСИЗМ

 в сакральном ХІІІ веке организовал силы свободного, но блуждающего своего народа  по-новому, на новый лад, дав ему новое направление жизни и созидания себя.

Каган наш не создавал новый этнос, он в сакральном ХІІІ веке организовал силы свободного, но блуждающего своего народа по-новому, на новый лад, дав ему новое направление жизни и созидания себя.

Поразительный В. П. Юдин отношение казахов к Чингисхану назвал «новой религией», дав ему имя - «чингисизм». «Новый генеалогический комплекс, - пишет он, - изложенный в терминах родоплеменного осмысления возникновения и сложения структуры человечества, стал базой формирования воззрений на происхождение всего человечества и вселенной.... был создан космогонический миф... Так родилась новая религия».

Эта религия объединила разрозненный тюркский эль и после распада Золотой Орды. В эпоху сложения Казахской Орды чингисизм стал объединяющей идеей для казахов, сыграв исключительную роль в восстановлении народа Кагана.

Поразительно, но до ХХ века бақсы-дуана во время магических обрядов призывали на помощь дух великого завоевателя, а народ почитал его потомков как представителей священного рода - алтын ұрық. Поэтому Казахия была единственным местом на земле, где Чингисиды сохраняли свою власть до ХІХ века...

Дело даже и не во власти, до начала ХХ века Чингисхан был для всякого казаха фигурой сакральной. Это про него сказано: «Әуелі Құдай қалаған» – избранный богом, богоизбранный; «Асылы Нұрдан жаралған» - рожденный лучом, светом; «Садағын сағымға ілдірген » - повесивший лук свой на радугу...

...помню, в детстве прибегаю со школы. Дед мой - нағашы - в очках с дужками, перехваченными суровыми нитками, толстой палкой ковыряя землю - жерді шұқып - сидит в тени у стены дома. До 1955 года он был директором школы в Восточном Туркестане: основал и был многолетний мүдір Первой женской гимназии в городе Дурбульджин. После возвращения на родину его знания и опыт оказались не нужны и отправили его чабанить в далекий Баканас. Он не захотел там долго.

Ему интересно, чему учат его внука в советской - русской школе. Я ему: «Аға (мы, его внуки, как-то странно звали его, не «ата», как принято - а как Доспамбета у Радлова: «Доспамбет ага с тридцатью двумя агами…»)... аға, нам учитель рассказал, что Чингис Хан был монголом». Обычно спокойный он вонзает свою аллюминиевую палку в землю и с возмущением громко произносит: Оттапты! (я помню три его «вкусных» слова: 1) «бестолкобай» (смысл, думаю, понятен), 2) «қызтәлақ» (что-то вроде: «ты как девчонка») и этот звучный 3) «оттапты!» (труднопереводимо, думаю, в данном контексте - "пусть неучи босқа зря не болтают", с тремя восклицательными в конце).

Чингис Хан для него был - һақ Хан, Истинный Хан, Хан Истины, как угодно.. но наш хан.

Теперь я понимаю, что Чингисхан в сознании его поколения был Богоизбран (избран Тенгри) и Светоносен. Дочь своего отца - моя мама Рақима читала нам в детстве запрещенного тогда Мұрат Мөңке – поэта Руха и певца Героев /наряду с Магжаном и Шах Каримом/. Навсегда запомнил: Тұлпар мініп ту алған - Дұшпаның көріп қуанған - Алмасын қанға суарған - Әруақты ерлердің! ... » -/ О героях-духах, восседающих на сказочных тулпарах, несущих волчеголовые знамена; радующихся при виде врага, окунающих в их кровь стальные, заговорённые мечи свои../

Тот же Мұрат вложил в уста батыра-жырау Казтугана: «Ойыл, Қиыл, Жем, Сағыз - Қайран саланың жатқан аңғары-ай! - Ақ шалмалы пірлердін - Мешітке жаққан шамдары-ай! - Кәпірден теңдік алуға - Қайтып та келер деймісін - Мұсылманның баласы - Шыңғыстан туған хандар-ай! ... Помню, как в детстве поражали меня эти строки: незнакомые прежде орнаментальные топонимы Ойыл, Қиыл, Жем, Сағыз; образы святых старцев–пиров в белых чалмах, зажигающие чистые огни в мечетях; горести по поводу потерь, надежды на возвращение былой святости и могущества, связанные с «сыновьями мусульман – детьми Чингиса» ... и эти пробирающиеся под кожу – ай – постфиксы сожаления и надежды...

В начале ХХ века Мағжан писал: "Шыңғыстай арыстанның құр аты да, адамның жүрегіне жігер берер..." -

"... Львиное звучание его имени - Чингис - дает сердцам (даже слабым) - Силу..."

И сегодня Чингисхан нужен сегодня казахам, как никогда - как объединяющий чингисизм, как национальная Идея. Сегодня даже - более чем прежде.ПОВЕСИВШИЙ ЛУК