Политолог Руслан Жангазы: Без религиозного диалога не будет национального согласия
Достар, я с самого начала наблюдаю за тем, как разворачивается дискуссия вокруг возможного запрета салафизма.
Сегодня хочу высказать свое мнение относительно этого важного для развития нашей страны вопроса.
Насколько мне известно, последнее слово – за Советом Безопасности, так как заинтересованные госорганы, прежде всего, Комитет по делам религий и Комитет национальной безопасности уже внесли туда свои предложения.
В частности, интересно было услышать мнение Председателя КНБ Владимира Жумаканова, который на вопрос журналистов о возможном запрете отдельных религиозных течений, ответил следующее:
«Этот вопрос прорабатывается, есть как сторонники, так и противники этого решения. Потому что, ну, идеологию вообще сложно запрещать. Но может быть... Видите, практически все события, которые у нас были с 2011 года, они были в той или иной степени связаны с адептами вот этой идеологии. Поэтому, ну, есть и такого рода предложения. Я думаю, в ближайшее время они будут уже рассматриваться на самом высшем уровне. (...) Это вопросы все-таки власти и общества в целом. Поэтому посмотрим. Я не думаю, что это заставит себя долго ждать. В ближайшее время этот вопрос будет, я думаю, рассмотрен и на уровне Главы государства, и на уровне Совета безопасности, так что в перспективе эти вопросы будут решаться. Как они будут решаться – посмотрим».
Если структурировать сказанное, можно выделить следующие важные тезисы:
- вопрос запрета салафизма находится на рассмотрении: продолжается анализ возможных негативных последствий и эффективности предложенной меры;
- как и в любом сложном и неоднозначном вопросе появились как сторонники, так и противники этой идеи;
- идеологию запретить сложно, но если будет соответствующее решение Главы государства, то задача будет выполнена;
- практически все теракты, совершенные с 2011 года, так или иначе были связаны с салафитами;
- кроме запрета салафизма на рассмотрении находятся и ряд других предложений;
- решение будет приниматься на самом высшем уровне;
- вопрос касается взаимоотношений власти и общества в целом, проблему радикализма невозможно решить только силовыми методами;
- окончательное решение будет объявлено скоро;
- единая позиция государства относительно этого вопроса до сих пор не выработана.
В принципе все четко и ясно. Радует, что в спецслужбе есть правильное понимание религиозной ситуации в стране.
Несколько лет назад один из ведущих религиоведов нашей страны Аманбек Мукашев ввел в религиозно-политический дискурс важный тезис «Діни бірлік болмайынша, ұлттық бірлік болмайды», что переводится как «Без религиозного единства не будет и национального согласия».
В целом, поддерживая данный тезис, как мне кажется, до религиозного единства нам все еще далеко, а вот религиозный диалог нам крайне необходим.
Отсутствие диалога с собственным народом привело, как известно, к резкому повышению конфликтности в обществе, что власть испытала настоящее потрясение. В нашей стране прошли невиданные доселе по масштабу акции протеста.
Сейчас некоторые известные политологи и общественные деятели, в основном, связанные с гюленистами, продвигают по двум направлениям мысль о том, что салафизм нужно запретить:
- если ты не поддерживаешь гюленистов, значит ты салафит;
- Эрдоган якобы является салафитом, и если ты поддерживаешь законную власть в Турции, значит, ты поддерживаешь салафитов.
Авторов этих бредовых, но, тем не менее, опасных мессиджей, ведущих наше общество к новым расколам и сеющие вражду между мусульманами, я считаю безответственными, а их деятельность антигосударственной, пагубной и подрывной.
В связи с этим у меня возникает ряд вопросов, которые бы я хотел задать сторонникам запрета салафизма:
1. Как можно запретить идеологию? А давайте заодно запретим гюленизм, нурджизм, джадидизм и коммунизм?
2. Насколько эффективна будет эта мера? Как вы собираетесь обеспечить исполнение данной законодательной нормы? Вы запретите отращивание бороды и ношение коротких штанишек? Как вы запретите один из ключевых догматов салафизма – Таухид? Вы сумеете опровергнуть принцип единобожия в Исламе?
3. Вы уверены, что запретив салафизм, вы остановите теракты? А не боитесь ли вы того, что подобная неоднозначная по своей эффективности инициатива, наоборот, привлечет ненужное внимание из-за рубежа? Сейчас, когда в Сирии развиваются сложные процессы перегруппировки сил ДАИШ и вооруженные террористы ищут новый фронт для войны с «кяфирами», мы можем навлечь на себя беду… Нельзя забывать как появилась «Джунд аль-Халифат» в 2011 году.
Позицию некоторых силовых структур, в частности МВД, понять можно – они не хотят проводить кропотливую оперативную работу по профилактике религиозного экстремизма и терроризма. А зачем? Легче ведь запретить, арестовать и расстрелять.
Но и среди сотрудников правоохранительных органов, и среди религиозных фанатиков, вы наверняка узнаете своих знакомых, соседей, друзей, братьев и сестер, сыновей и дочерей. А вы бы хотели, чтобы, допустим, вашему сыну, который оступился один раз по незнанию, сбился с пути и попал под влияние религиозных вербовщиков, не дали второго шанса на исправление и сразу посадили в тюрьму? Видите ли, когда эта проблема не касается нас лично, конечно, хочется чтобы в отношении преступников приняли самые жесткие меры.
Мы должны понимать, что за каждым салафитом стоит семья, дети, родственники и друзья. Если убить одного салафита или закрыть его в тюрьму, не получим ли мы завтра на его место двух или трех новых из числа его родственников и друзей, которые будут мстить нашему государству?
Если учитывать, что официально озвучено – в Казахстане около 15 000 последователей салафитской идеологии, то это тупиковый путь, который приведет Казахстан через несколько лет к сирийской модели разрушения государственности.
Я предлагаю развивать религиозный внутриисламский диалог, надо продолжать вести работу по «возвращению» салафитов на путь традиционного для Казахского народа Ислама, не надо отворачиваться от собственных граждан.
Давайте соберем их наиболее авторитетных лидеров на национальной диалоговой платформе по религиозному согласию и спросим чего им не хватает, почему они «откалываются» от остальной доминирующей части мусульманской уммы Казахстана и что мы можем сделать для того, чтобы они безконфликтно реинтегрировались в наше общество?
Если отбросить всю религиозно-экстремистскую чепуху салафитской идеологии, мы должны признать, что моральное разложение нашего общества, вопиющая социальная несправедливость, коррумпированность госчиновиков, двуличие и слабая подготовка некоторых имамов – актуальные вопросы, которые должны открыто обсуждаться.
У читателя не должно сложиться мнение будто я каким-то образом пытаюсь оправдать терроризм. Если человек, независимо от его внутренних убеждений и идеологических взглядов – салафит, гюленист, кришнаит или даже коммунист, совершил или планировал совершить террористический акт, он должен понести самое суровое наказание. Никакие, даже самые благие цели не оправдывают лишение жизни невинных людей. Человек, его здоровье и жизнь – высшие ценности.
В то же время я призываю не ставить знак равенства между салафизмом и терроризмом.
Салафизм сам по себе является ортодоксальной концепцией Ислама, и там нет никакого экстремизма. Православие, например, тоже является ортодоксальной концепцией Христианства, по-английски так и пишется «Eastern Orthodox Church». Весьма влиятельной религиозно-политической силой в Израиле являются представители ортодоксального Иудаизма, к примеру, среди хасидов важным течением является Хабад-Любавич, связанный также с Казахстаном. Но, как вы понимаете, ни православных, ни ортодоксальных иудеев никто не называет религиозными экстремистами.
Так что же делает салафизм экстремистским? Наслоение на салафизм нетерпимости, монополизация истины, буквальное, несмысловое толкование норм Ислама, абсолютизация отдельных элементов его концепции (такфиризм) или ограниченная, неверная интерпретация (джихадизм).
Большинство последователей этой идеологии в Казахстане разделяют салафитскую концепцию Ислама в том смысле, что стараются придерживаться образа жизни и религиозных норм времен пророка Мухаммеда и его сподвижников. Но полагать, что большинство салафитов готовы завтра же взять в руки оружие и совершать теракты ошибочно. Большинство из них больше уделяют внимания таким внешним атрибутам, как борода и штаны.
К тому же, одним из последствий введения запрета на салафизм может стать усиление скрытности и мер конспирации среди его последователей, отказ от внешних атрибутов. Но отнюдь не отказ от салафитской идеологии.
Недавно сессия Парламента была открыта Президентом, и среди приоритетов законотворческой деятельности он обозначил принятие пакета законопроектов в сфере обеспечения национальной безопасности и борьбы с терроризмом до конца текущего года.
Я думаю, Глава государства, Совет Безопасности и Парламент тщательно взвесят все «За» и «Против» и поставят точку в этом вопросе.
А здесь вы можете прочитать ответ Исламского информационно-аналитического портала Azan.kz на мою статью.