Есть новости, которые вызывают большую тревогу. Иначе их называют новостью с сильным мультипликативным эффектом. Рост цен на бензин как раз из этого ряда. При этом одни эксперты предлагают внимательнее приглядеться к структуре цены бензина, другие ожидают инфляционную волну, третьи успокаивают. Своими мнениями они поделились в беседе с корреспондентом Vecher.kz.
Ожидания и реальность
В Алматы, как и в других городах и весях Казахстана, самая ходовая марка АИ-92 подорожала от пяти до 10 тенге за литр.
С одной стороны, обеспокоенность высказывают потребители.
«Я заправляюсь 92-м бензином, и он подорожал, можно сказать, на копейки, но это бьет по карману жителей. В месяц примерно около 20-30 тыс. уходит. Сейчас еще больше будет уходить», – цитирует жителя Уральска Аслана Хамитова сетевое агентство Sputnik.
С другой стороны, в министерстве энергетики просят не поддаваться панике: запасов бензина хватит на ближайшие 20 суток, дальше дефицита не будет.
Между тем, на одной из заправок Кульджинского тракта 15 марта вечером заправлял автомобиль 92-м бензином по 153 тенге за литр. В ходе короткой беседы посетовал на то, что на одной из соседних АЗС уже сменили ценник на 157 тенге за литр.
«С завтрашнего дня и наш бензин подорожает до 157 тенге за литр. Правильно сделали, что сегодня заправились», – сказала в ответ заправщица.
Если дорожает бензин, то вслед может вырасти в цене практически все: от проезда в общественном транспорте до продуктов питания и одежды.
Пока в цене бензина больше налогов, цена будет расти
Как правило, в развитых странах мира ценник на автозаправочных станциях напрямую зависит от нефтяных котировок. Если нефть выросла в цене, то и цена на бензин вырастет, если упала, то упадет.
В Казахстане вышеописанная схема не работает. Да, если нефть подорожала, то и бензин станет дороже. Но если нефть подешевела, цены на АЗС назад не откатываются.
Эксперт международной брокерской группы Tickmill Арман Бейсембаев тоже не видит прямой взаимосвязи между нефтяными котировками и ценами на бензин.
«Прямой взаимосвязи нет уже хотя бы потому, что при снижении цен на нефть аналогичного снижения стоимости бензина не происходит. Я не буду оригинален, если повторю, что в цене бензина, собственно, нефти почти нет. Как известно, у нас в структуре стоимости бензина нефть занимает долю лишь порядка 25%, а вот подавляющую долю занимают акцизы, налоги, НДС, различные сборы и тому подобное, которые, к тому же, постоянно растут. Отсюда и выходит, что, покупая бензин, мы, собственно, покупаем не бензин, а оплачиваем налоги», – разъяснил он.
И пока такая ситуация сохраняется, продолжил эксперт, рассчитывать на снижение цен на бензин было бы глупо.
«Цена будет только расти, даже если цена на нефть упадет, предположим, до $10. И даже более того, если представить, что нефть упадет до $10, цена на бензин внутри страны начнет расти еще быстрее, так как это источник пополнения бюджета. А поскольку добытчики нефти при такой цене пополнять казну окажутся не в состоянии, то пополнять ее будут обязаны переработчики нефти и продавцы ГСМ, а значит, налоговые сборы для них поднимут, и они будут вынуждены повысить стоимость ГСМ. Такой вот парадокс – наш бензин производится не из нефти, а из налогов», – поделился своими размышлениями экономист.
Точно такая же ситуация сложилась и в России. Бейсембаев предлагает очень наглядную иллюстрацию по структуре стоимости бензина в России. По его мнению, похожая ситуация и в Казахстане.
Все дело в поставочных ценах на НПЗ
Как подметил аналитик Ассоциации финансистов Казахстана Рамазан Досов в условиях, когда цены на нефть в мире растут, цена бензина в Казахстане оставалась неизменной.
«С начала 2021 года цены на нефть Brent выросли на 31%, с $51,8 до $68,1 за баррель. В то же время цена на самый популярный бензин марки АИ-92 в Казахстане, согласно данным Бюро национальной статистики АСПР РК, по состоянию на 1 марта 2021 года составляет 151,3 тенге за литр. Показатель практически не изменился с начала года – цена составляла 150,61 тенге (+0,5%)», – подчеркнул он.
Как можно заметить, добавил эксперт, прямой зависимости (между мировыми ценами на нефть и ценами на бензин в РК) не наблюдается.
«Дело в том, что поставочные цены на нефтеперерабатывающие заводы страны фиксированные, и поэтому не коррелируют с изменением рыночных цен на мировых рынках. Соответственно, волатильность цен на ГСМ в стране низкая, а цены существенно ниже среднемировых (порядка $1,12 за литр, или 470 тенге). Для сравнения, в РФ бензин марки АИ-92 продается за 44,38 рублей за литр (~254 тенге)», – заметил аналитик АФК.
Два фактора, которые толкают цену на бензин вверх
В свою очередь, экономист Арман Байганов тоже не считает дорожающую нефть основной причиной роста цен на бензин в Казахстане. По его словам, топливо дорожает из-за двух ключевых факторов.
«Первый фактор. В течение нескольких лет цена бензина практически стоит на одном месте, тогда как его себестоимость растет. Большую часть сопутствующих материалов и комплектующих Казахстан импортирует, а они во всем мире дорожают. Также нужно поднимать зарплаты тем, кто работает на НПЗ или АЗС», – полагает он.
Все это накладывается на себестоимость бензина, которая растет, считает эксперт.
«Второй фактор. В России бензин дороже, чем у нас примерно на 40%. Если у нас АИ-92 на уровне 157 тенге за литр, у них – от 230 до 250 тенге за литр. При такой разнице может резко вырасти нелегальная торговля, а топливо будет уходить из Казахстана в Россию. Что на самом деле и происходит. В таком случае именно в Казахстане может образоваться дефицит бензина», – предупреждает экономист.
Байганов уверен, что экономические законы никто не отменит.
«При разнице в 35-40% казахстанским оптовикам выгоднее вывозить бензин в Россию. Между тем, если разница составит 15-20% вывозить перестанут, так как дополнительно на конечную стоимость влияют логистические издержки», – пояснил он.
Хрупкий баланс цены нефти нарушать нельзя
Есть еще один фактор, который может изменить ценники на автозаправочных станциях. Это – темпы восстановления и роста мировой экономики. Обычно ускорение этих процессов сопровождается увеличением спроса на сырье.
Ну, и так далее по цепочке. Если ОПЕК+ оперативно отреагировать не успел и не нарастил добычу, то образуется дефицит предложения, цены на нефть растут и тянут за собой цены на бензин.
Как отметил Бейсембаев, тут главным фактором выступает не сам бензин, а его начальный источник – нефть.
«И здесь все верно, рост мировой экономики – это рост потребления нефти и нефтепродуктов, а рост спроса на нефть – это рост его цены, а значит, и рост цен на нефтепродукты, в том числе и на бензин. Если при этом ограничивается соответствующее предложение нефти со стороны добывающих стран, то цена будет расти до тех пор, пока либо не начнет ограничиваться спрос в виду дорогой нефти, либо пока добывающие страны не увеличат добычу, а значит, и предложение нефти», – выстроил он логическую цепочку.
Вместе с тем, заметил эксперт, не все так просто, как кажется на первый взгляд.
«ОПЕК, собственно, сейчас продолжает сохранять ограничения на добычу, способствуя росту цен на нефть. С одной стороны, добывающим странам выгодно, чтоб цена была как можно выше, а с другой стороны, они не спешат увеличивать добычу, чтоб не нарушить хрупкий баланс цены в виду сохраняющихся ковидных ограничений в мире, из-за чего цены могут снова посыпаться в ответ на увеличение добычи.
Досов вновь остановился на специфике Казахстана.
«Безусловно, при росте цен на нефть удорожание продуктов ее переработки является лишь вопросом времени при прочих равных условиях. Однако, следует понимать, что в разных странах ценообразование на нефтепродукты, ввиду их высокой значимости в общем уровне инфляции, может иметь различный характер. Соответственно, цены могут и не расти в моменте. Что мы, собственно, и наблюдаем в Казахстане», – полагает он.
Казахстан будет двигаться вслед за мировой экономикой
Байганов считает правильным меры правительств развитых стран по поддержке национальных экономик.
«Мир сейчас восстанавливается от коронавируса за счет того, что власти накачивают экономику деньгами. Возьмем США. С прошлого года, когда эта напасть случилась, они при администрации Трампа направили на помощь населению $2,3 трлн, а при Байдене планируют еще $1,9 трлн. Это составляет около 20% ВВП, в Германии – 4,5% ВВП, то же самое делают и остальные», – отметил он.
Впрочем, все в мире взаимосвязано.
«Накачка экономик дешевыми средствами не есть хорошо. Понятно, что растет государственный и корпоративный долг, а американский доллар девальвирует. Потребительский спрос стимулирует потребность в нефти. Цена последней растет, а цены на АЗС Европы и США, напрямую привязаны к цене на нефть. Поэтому удивляться росту цен на бензин в Казахстане, встроенному в глобальную экономику, не стоит. Отсюда простой вывод: производителям нефти выгоднее реализовывать ее на внешних рынках, чем на внутреннем. Поэтому идет отток сырья из Казахстана», – констатирует эксперт.
Готовится ли Нацбанк к возможной второй волне инфляции?
Вопрос более чем уместный. Бензин дорожает, а это напрямую скажется на производителях, оптовиках, рознице и потребителях.
На примере роста цен на топливо можно рассмотреть, как в Казахстане работают законы рыночной экономики.
Они, по словам Бейсембаева, функционируют, как и везде в мире.
«Ответ достаточно очевиден – это рост цен. Ведь товары нужно не только произвести, сжигая при этом энергию, но и доставить их потом до потребителя. А это логистика, которая использует бензин. И если дорожает бензин, значит, дорожает и логистика, а значит, и конечная цена доставленного товара для потребителя будет тоже выше. В убыток себе работать никто не будет», – убежден он.
Байганов предупреждает о возможной второй волне инфляции.
«Цены на топливо влияют на все. На любую отрасль казахстанской экономики. Сельское хозяйство, транспорт, торговля, авиация, везде. Конечно, Нацбанк борется с инфляцией, но если ГСМ подорожает на 10 и более процентов, то второй волны инфляции на товары и услуги избежать не удастся», – прогнозирует он.
Со своей стороны Досов выразил мнение, что небольшое повышение цен на бензин будет иметь весьма ограниченное влияние на экономику.
«Рост цен на бензин определено будет соответствующим образом влиять на все торгово-сервисные цепочки. Однако небольшой рост цен на бензин (5-10 тенге, или 3,3-6,6%), ниже текущего уровня наблюдаемой инфляции в стране (7,4%), может иметь ограниченное влияние на общий уровень цен на товары и услуги», – пояснил он.
What to do государству
Когда Минэнерго говорит, что бензина хватит на 20 суток, а далее дефицита не будет, верится с трудом.
Например, можно вспомнить множество случаев, когда после таких заявлений с автозаправочных станций исчезал тот или иной вид топлива.
Байганов не видит ничего удивительного в такого рода заявлениях профильного ведомства.
«Это слишком маленький временной отрезок. Они ничего не успеют, если ситуация выйдет из-под контроля. К примеру, стратегических запасов США, как правило, хватает на несколько месяцев. Такой временной лаг им нужен в случаях, когда они потеряют доступ к сырой нефти», – акцентировал он.
Власти, по мнению Досова, ограниченны в своих возможностях.
«Как мы отмечали ранее, бензин в стране – один из самых дешевых в мире. По данным GlobalPetrolPrices, страна занимает седьмую строчку среди всех стран мира по самым низким ценам на бензин. В то же время более высокие цены на ГСМ в соседних странах, как, например, в РФ (разница составляет порядка 104 тенге), приводят к перетокам нефтепродуктов. В разное время мы не раз наблюдали рост розничных продаж бензина в приграничных регионах не только с Россией, но и на юге страны. При этом полностью остановить этот «серый» поток нефтепродуктов административными мерами невозможно», – уверен он.
Большие надежды эксперт связывает с прошедшей модернизацией перерабатывающих мощностей.
«Вместе с тем, напомним, что в стране функционирует три крупных нефтеперерабатывающих завода (Атырауский, Павлодарский, Шымкентский) и более тридцати мини-НПЗ. Соответственно, с учетом недавней модернизации трех крупнейших НПЗ (было потрачено более $6,3 млрд), логично ожидать дальнейшего увеличения производства нефтепродуктов в стране», – резюмировал аналитик АФК.
Вот что в своем Телеграм-канале FINANCE.kz по поводу топливного кризиса в России и его влияния на Казахстан написал аналитик инвестиционной компании EXANTE Андрей Чеботарев:
«Счетная палата РФ предупредила о топливном кризисе: «В настоящее время отмечаются риски повторения роста розничных цен на топливо и, как следствие, возникновение социальной напряженности». Минэнерго России принимает срочные меры по предотвращению подорожания бензина и дизельного топлива, а также обеспечению рентабельности розничного бизнеса АЗС и стабильности на топливном рынке (одновременно, да, сами в шоке)».
По его словам, с начала года цена на бензин АИ-92 в РФ уже увеличилась на 12,3% до 44,6 рубля за литр (255 тенге). Цены на топливо в РФ растут девятую неделю подряд.
«Что это значит для Казахстана? В Казахстане литр АИ-92 сейчас стоит 157 тенге и последние две недели цена тоже росла. Учитывая стремление к объединению топливных рынков ЕАЭС и высказывание о гармонизации цен с РФ – нас будет ждать дальнейшее повышение цен на бензин», – считает эксперт.
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!