Yvision.kz
kk
Разное
399 774 постов42 подписчика
Всяко-разно
11
22:49, 10 апреля 2013

По обе стороны кулис

Летом прошлого года одним из самых ярких событий для меня стал фестиваль оперного и балетного искусства проведенный на сцене ГАТОБ. Зарубежные гости и артисты ГАТОБа подарили горожанам яркое и запоминающийся зрелище. Мне как представителю прессы довелось увидеть это действо с другой стороны - побывать на репетиции. Тогда я смог оценить каким же трудом и количеством затраченного на репетициях времени дается одна постановка. Причем это плод совместной работы многих людей: артистов, музыкантов, дирижеров, режиссеров, хореографов, декораторов, осветителей, гримеров, бутафоров и многих других.

И вот, спустя почти полгода новый фестиваль, на этот раз посвященный 200-летию итальянского композитора Верди, оставшегося в истории благодаря своим операм. В преддверии фестиваля при непосредственном участии Ювижена был устроен ставший уже традиционным флеш-моб, на этот раз в Алматинском метро. После такой презентации фестиваля я не мог не посетить одну из постановок. Выбор пал на оперу о которой ранее много слышал - "Аиду". История о роковой любви эфиопской рабыни и египетского военачальника вполне подходила для столь не искушенного зрителя как я. К тому же мне еще с 16 лет, после прочтения в память врезалась цитата из романа "Собачье сердце", о том как ученые отложили все дела чтобы посетить "Аиду" в Большом.

К театру я подъехал примерно за час до начала оперы. И тут у меня родился экспромт - в прошлом году я видел как репетируют оперу, а почему бы в этот раз не посмотреть, что твориться за кулисами и в гримерках за час до спектакля? Действовал я быстро, позвонил представителю организатора фестиваля - банка Казком и после не долгих переговоров разрешение на проход закулисы театра было получено. Так мне удалось увидеть то, что обычно скрыто от зрительских глаз...

Первое, что меня поразило - это развешенные повсюду в коридорах и гримерках вешалки с костюмами. Впрочем это и не удивительное учтивая, что практически каждому артисту за время оперы приходиться несколько раз менять костюм.

Между гримерками столкнулся с директором ГАТОБа, а также замечательным органистом Габитом Несипбаевым. Он весь был погружен в организационную работу. Я больше привык видеть его за клавишами органа.

Первое куда мне удалось пробраться была общая гримерка. Именно здесь накладывают грим всем артистам. В ожидании своей очереди за час до спектакля у дверей гримерки собрались почти все исполнители главных ролей. Свое место уже успела занять исполнительница партии принцессы Амнерис, солистка оперы и заслуженный деятель РК - Сара Ищанова.

- За час до спектакля я чувствую внутреннюю энергетику, прилив крови и драйв - отмечает Сара. В этот момент стараешься полностью перевоплотиться в свой образ и глубже понять его. Начинаешь анализировать поступки персонажа.

Оказалось процесс нанесения грима - достаточно сложный процесс. Тут и не посредственно грим (накладные бороды, носы, изменение черт лица), так и косметические процедуры подводки бровей и прочего.

В коридорах мимо гримерки без костюма и грима проходил гость фестиваля из Германии - Георгий Ониани. В этот день  он исполнил главную мужскую партию - Радамеса.

В соседнем с Сарой Ищановой кресле сидел исполнитель важной для этой оперы партии роли фараона - Болат Есимханов.

- Перед спектаклем я думаю об основных его моментах и об общем плане оперы. Волнение перед спектаклями остается даже за многие годы работы, но с опытом приходит контроль над собой и своими эмоциями. Хочется, чтобы все прошло идеально, как на репетиции.

Интересно наблюдать за процессом постепенного преображения Болата. Сначала занимаются макияжем, потом наклеивают накладную бороду. Все должно выглядеть достаточно естественно.

Так как царь египетский, макияжа на его лицо наклыдывается больше, чем у женских ролей. В Египте мужчины подводили глаза и чтобы соответствовать образу царя Рамзеса Болату также надо обильно подвести глаза.

- Да, фараонам это тоже делали другие люди. У них были слуги, а у нас гримеры - в шутку замечает Болат.

Рядом еще одному артисту делали макияж. Эта гримерка могла вместить трех артистов одновременно, но в постановке их участвует много больше, ведь не меньшее количество трудов нужно затратить на артистов хора и балета задействованных в спектакле.

Парики также являются важной частью образа. Очень редко артистов можно видеть на сцене "в своих волосах". Обычно все равно или приходиться накладывать парик, или наоборот делать лысым, убирая волосы под специальную шапочку.

И вот уже через десять минут образ царя почти закончен. Артист преобразился и вот перед нами уже предстает Рамзес. Гримеры, отметили, что для этой роли не потребовалось серьезной работы. Обычно у них уходят больше времени, особенно когда нужно накладывать пластический грим меняющий черты лица.

Между тем свою работу уже почти закончили техники. Декорации устанавливаются заранее. Со стороны они похожи на нагромождение беспорядочных занавесов, но во время спектакля должны будут превратиться в могучие каменные стены дворцов.

Оркестр также отрабатывает последние детали. Главное для них - привыкнуть к работе с новым дирижером. У каждого дирижера свой стиль работы и управления оркестром, поэтому музыкантам приходиться под него подстраиваться. На время фестиваля дирижерская палочка была в руках Кристиана Санду.

Главное для оркестра слаженность между игрой отдельных музыкантов. При исполнении такого эпического произведения, как опера ошибок быть не должно, так что каждый музыкант отрабатывает свою часть много раз в одиночку и совместно с оркестром.

За двадцать минут до спектакля занавес опущен, но внутри еще завершаются последние приготовления.

Зрители заняли места, занавес поднялся и началась феерия музыки, вокала, актерской игры и хореографии. Опера была достаточно масштабной. В целом это было очень яркое костюмированное шоу, с величественной и потрясающей по своей энергетики музыкой Верди, замечательными голосами и убедительной актерской игрой солистов. Все это дополнялось пронзительно трагическим и эпичным сюжетом оперы.

Гость фестиваля из Германии Георгий Ониани органично смотрелся в образе египетского полководца и главного трагического персонажа оперы. Мне трудно судить об особенностях исполнения партии Радамеса, но субъективно показалось, что он справился с ней отлично

Не менее убедительно звучал голос нашей артистки Жупар Габдуллиной. Зрители искренне сочувствовали ее персонажу рабыни Аиды, а когда она начала петь, сразу становилось понятно чья партия в опере солирующая. Артистка доказала, что обладает очень мощным голосом. Наверняка завсегдатаи спектаклей ГАТОБа знают об этом, но для тех, кто редко посещает оперу и слышали ее в первый раз это было открытие.

А вот и фараон уже в окончательном варианте грима появляется на сцене. Его вокальная партия хоть и не столь велика, но тем не менее была запоминающейся.

Больше всего поражали массовые сцены, когда вместе с солистами пел хор. Вокальная мощь артистов передавала зрителям все нюансы трагического сюжета. К середине оперы все уже заражено слушали и даже когда объявляли перерывы в зале продолжала стоять тишина. В суть сюжета начали вникать даже абсолютно далекие от искусства люди, переживая и сочувствую героям Аиды.

Кроме вокала в постановке было немало и танцевальных сцен. Артисты балета, задействованные в спектакле, своей замечательной хореографией дополнили общее впечатление. Особенно заметной стала сцена марша египетских войнов под знаменитую мелодию из "Аиды". В слаженных и синхронных действиях танцоров был виден большой профессионализм.

Лично я очень оценил историческое погружение во время просмотра оперы. Ты словно окунаешься в ту эпоху, видишь и можешь понять мысли людей и мотивы их поступков. Древний Египет был в каждой детали оперы: в музыке, словах, игре артистов. При том, что авторы опер чаще всего имели весьма примерное представление об описываемом месте и времени и чаще всего строили сюжеты на стереотипах - это достаточно удивительно. Когда следишь за этой оперой, кажется, что египтяни должны были разговаривать именно так, хотя конечно если глубоко копнуть, можно будет найти много не соответствий истории. Но дело в том, что когда видишь все это вживую на сцене глубоко "копать" не хочется.

Как мне показалось артисты выкладывались по полной во время исполнения своих партий. Самоотдача была видна, как у местных артистов, так и у зарубежных гостей, как например у исполнителя партии эфиопского царя Амонасро итальянца Джанфранко Монтрезора.

Между тем в антракте у каждого артиста свой способ отдохнуть и подготовиться к выходу в следующем Действии. Некоторые ходят по гримерке и оживленно обсуждают с коллегами спектакль, реакцию публики и свои возможные проколы. Тут не обходится без веселья, театральных шуток и подколов.

Иногда артиста можно застать в совсем неожиданный момент. Я даже немного обомлел когда войдя в гримерку увидел эфиопского царя спокойно попивающего чай.

Интересно было наблюдать за артистами, которых сейчас видел на сцене столь близко от себя.

Некоторые пользуются перерывом, чтобы еще раз отработать вокальную партию. Жупар Габдуллину вместе с ее концертмейстером я как раз застал за этими занятиями. Жупар распевалась перед последним в этом спектакле выходом на сцену.

Секретами вокальной подготовки к спектаклю поделился исполнитель роли жрица Джалиль Гизатуллин.

- Артист должен много распеваться перед выходом на сцену. Конечно свою партию певец должен хорошо проработать. Перед спектаклем он должен по настоящему гореть. Вот за день до спектакля петь и даже просто говорить не рекомендуется. Кстати никакой особой диеты для улучшения голоса у оперных исполнителей нет. Яйца и прочее лабуда - это мифы. У нас вообще пьют водку для улучшения голоса - шутит Джалиль.

И вот снова выход на сцену. Сара Ищанова не пустила меня в гимерку во время антракта, сказав, чтобы ей не мешали сосредоточиться. И это не удивительно, ведь в следующем действии у ее персонажа Амнерис была очень большая и тяжелая в драматическом плане партия.

Развязка трагедии - последнее действие. Возлюбленные Аида и Радамес остаются замурованными заживо в гробнице, а Амнерис тоскует стоя на их погребальном камне. Такая концовка впечатлила многих, особо чувствительные даже расплакались.

Гром аплодисментов и каждый из исполнителей партий по очереди выходит на сцену под приветствия зрителей. Опера имела настоящий успех у публике и все аплодировали стоя. Каждый артист сполна получил оваций и цветов благодарных поклонников.

Так прошла постановка "Аиды" в рамках оперного фестиваля. В эти дни множество жителей нашего города приобщились к опере, взглянули на этот вид искусства по новому. Надеюсь в ГАТОБе теперь всегда будет такой аншлаг, как был во время фестиваля Верди.

11
1681
3