Руслан Жангазы
аналитические исследования медийного пространства
Роль и место средств массовой информации приобретает чрезвычайно важное значение в политических, экономических и социокультурных процессах. Это вызвано глобализацией информационного пространства и бурным развитием информационно-коммуникационных технологий.
Постепенно усложняется и трансформируется характер деятельности СМИ, сегодня ими осваиваются новые функции и сферы общественной жизни.
Так, анализируя ключевые тенденции развития СМИ, нельзя не отметить смещения их основных акцентов от информативно-повествовательной функции к большей политизации и коммерциализации своей деятельности.
Сегодня очевидно, что современное общественно-политическое пространство характеризуется большим взаимопроникновением и взаимосвязанностью политики, экономики и масс-медиа. Иными словами, можно говорить о медиатизации политики и формировании медиа-политической системы, в которой все политические и экономические интересы отдельных групп проявляются и лоббируются через средства массовой информации.
В связи с этим возникает проблема соблюдения оптимального соотношения между свободой распространения информации и эффективным правовым регулированием деятельности масс-медиа.
Возрастание воздействия масс-медиа на общественное сознание и проникновение их во многие сферы общественных отношений актуализируют изучение зарубежного опыта, регламентирующего деятельность СМИ.
Мировой практикой наработан опыт государственного регулирования деятельности средств массовой информации. Основные механизмы заложены в законодательных и экономических рычагах регулирования.
Между тем, правовое регламентирование масс-медиа в странах постсоветского пространства постепенно обретает свою специфику. В этой связи представляется достаточно актуальным ознакомление с опытом регулирования деятельности СМИ в странах постсоветского пространства.
Эволюция законодательства в сфере СМИ стран постсоветского пространства протекала, в целом, одинаково. Так, при разработке национальных законов, регулирующих деятельность СМИ, практически, во всех странах СНГ за основу был принят закон СССР «О печати и других СМИ» 1990 года.
Тем самым, общее историческое наследие имело определяющее значение при дальнейшем развитии и формировании собственных законодательств, регламентирующих деятельность масс-медиа.
Во-первых, постсоветские государства в значительной степени унаследовали общие ценности и традиции политической культуры и общественные институты, которые характеризовались развитой системой контроля над средствами массовой информации. В результате проводилась жесткая информационная политика, и существенно ограничивалась деятельность СМИ.
Однако демократизация всех сторон жизни привела в последующем к значительной либерализации медийной сферы на постсоветском пространстве. В итоге, в ряде стран СНГ (в Украине, частично в Молдове) были отменены уголовные наказания за клевету и оскорбление, что несколько приблизило законодательства данных государств к международным нормам в этой сфере.
Во-вторых, повсеместно наблюдается расхождение между правовыми нормами и их практическим применением, что обусловлено различными обстоятельствами. В частности, несовпадением интересов законодателей, контролирующих органов и СМИ. В отдельных случаях формулировка законодательных актов размыта и не совсем однозначна. Поэтому достаточно проблематичной представляется ситуация с соблюдением законов на деле.
Безусловно, в последнее время остается все меньше общего в законодательстве о средствах массовой информации стран постсоветского пространства, однако, сохраняются общие тенденции развития данной сферы.
В целом, можно выделить следующие тенденции в развитии законодательства о СМИ в странах постсоветского пространства.
Первое: либерализация законодательства о СМИ. Данная тенденция обозначилась в Грузии, Украине, Армении, Азербайджане и прибалтийских республиках. Либеральная нормативно-правовая база, регламентирующая медийную сферу, предполагает следующие законодательные условия для деятельности СМИ:
- функции лицензирования электронных масс-медиа переданы независимым органам регулирования, контрольные функции делегированы институтам гражданского общества;
- регистрация СМИ носит либо уведомительный характер, либо отсутствует вообще;
- законодательно по отдельным позициям достаточно требовательно к деятельности масс-медиа, однако, практическое применение правовых норм адекватно их трактовке;
- нормы, регулирующие защиту чести и достоинства достаточно четко определяют меру ответственности, в частности, действует административное наказание за клевету или оскорбление.
Для объективности необходимо отметить, что не все вышеперечисленные страны соответствуют данным критериям, их принадлежность к странам с либеральным законодательством определяется сравнительно благоприятными условиями для развития СМИ.
Второе: установление умеренного характера регулирования СМИ. В эту группу стран, установивших умеренный характер медийного регулирования, входят Россия, Казахстан, Молдова, Кыргызстан. Данная модель законодательного регулирования СМИ предполагает:
- сохранение за государственными органами функции лицензирования электронных СМИ;
- разрешительный характер регистрации СМИ;
- размытость и неоднозначность формулировок отдельных законодательных норм в сфере СМИ, что обуславливает возможность их вольной трактовки;
- достаточно жесткое определение мер ответственности за нарушение норм, регулирующих защиту чести и достоинства, в частности, действует как административное, так и уголовное наказание за клевету или оскорбление.
- строгую правовую регламентацию сферы масс-медиа, однако, при этом отсутствует целенаправленное административное давление на масс-медиа и их предварительный контроль и цензуру.
В группе стран с умеренным законодательным регулированием медийной сферы по всем вышеуказанным критериям правовые требования, практически, одинаковы.
Третье: сохранение жесткого законодательного и административного регулирования СМИ. Данная тенденция обозначилась в Туркменистане, Узбекистане, Беларуси и Таджикистане. Основными характеристиками данной правовой системы регулирования масс-медиа являются:
- усложненная процедура получения лицензии на вещания для электронных СМИ;
- однозначно разрешительный характер регистрации, как правило, к данной процедуре допускаются СМИ, лояльные властям страны;
- сочетание жестких законодательных ограничений и административного вмешательства в деятельность СМИ со стороны государства;
- значительное доминирование государственных СМИ, либо полная государственная монополия на информационном поле;
- наличие негласной цензуры и развитой самоцензуры;
- неразвитая законодательная база для обеспечения стабильного функционирования и качественного развития СМИ.
* * *
Таким образом, данные тенденции характеризуют общий вектор развития общественно-политических процессов в странах постсоветского пространства.