kk
Default banner
Общество
Общество
6 931 постов978 подписчиков
Будь в курсе того, что происходит в Казахстане!
14

О чем молчали пески Прибалхашья

25 мая т.г. вертолет Ми-2 Алматинской авиакомпании "Тянь-Шань", на борту которого находилась группа специалистов РГКП «ПО « Охотзоопром», выполнял обычный плановый полет по учету поголовья джейранов в полупустынной зоне Балхашского района Алматинской области...

На маршруте пилот заметил внизу, на песке, среди кустов саксаула фрагменты, которые явно могли быть от какого-то летательного аппарата. Первое о чем подумал пилот Владимир Анцупов - "наверное, обломки самолета Ан-2..."
Снизив скорость и высоту, он разглядел обшивку из светлого гофрированного металла, применявшегося еще на заре авиации.

А после приземления и осмотра находки экипаж понял, что это цетроплан (центральная часть крыла, к которому крепятся крылья, фюзеляж, двигатели и шасси), какого-то очень старого и большого самолета 30-40-х годов прошлого столетия. К сожалению, даже в этом, безлюдном месте успели побывать сборщики металла – на центроплане были свежие следы работы ножовкой...

Вернувшись в город Владимир Анцупов, с такими же энтузиастами неба, как и он сам, с коллегами из аэроклуба РОО "Отан" пытался узнать тип самолета и какие-либо сведения об авиакатастрофах в 30-е годы В Алматинской области...
Но самое главное - надо было срочно спасать от вандалов остатки раритетного воздушного судна, действуя в правовом поле. И в этом ему и его единомышленникам оказали помощь и содействие аким Алматинской области Амандык Баталов и аким Балхашского района Галым Токпеисов.

К месту крушения отправили наземную, поисковую экспедицию.
Пробиться на машинах сквозь зыбучие пески и заросли саксаула Прибалхашья удалось только с четвертой попытки, помог опытный водитель с большим стажем езды по бездорожью – сотрудник РГКП «ПО «Охотзоопром» Иван Резвых.

На месте аварии самолета, в сорокаградусную жару, на раскаленном песке небольшая группа энтузиастов, под руководством представителя Аэроклуба - Владимира Чекменёва, искала и собирала обломки воздушного судна.
Металлоискатель показал, что под одним из барханов, возможно, находится большая часть обломков самолета - оттуда идет много сигналов...

Среди найденного была всего одна табличка с указанием номера двигателя, даты его выпуска - 1933 год. Из нее следовало, что мотор принадлежит к самолету Р-6.
Больше никакой информации о разбившемся самолете. Последующие поиски в Интернете и расспросы ветеранов авиации тоже не дали результатов.
Поначалу поисковики решили, что имеют дело с самолетом-разведчиком
Красной Армии Р-6...


Но потом, когда центроплан уже привезли в Алматы, на аэродром Байсерке, подняли и осмотрели - обнаружили элементы, присущие только конструкции двухмоторного пассажирского самолета ПС-9. Первоначальная версия о находке обломков самолета Р-6 возникла потому, что обе машины проектировались в КБ известного советского авиаконструктора Анатолия Туполева и имели много общего...
Вот, Владимир Анцупов показывает, как крыло ПС-9 крепилось над фюзеляжем, а под крылом находился пассажирский отсек...

Самолет ПС-9 (АНТ-9) серийно выпускался в СССР с 1929 по 1935 годы для Гражданского Воздушного Флота. Вначале он был трехмоторным, а затем его сделали двухмоторным. Фюзеляж и крылья обшивались листами гофрированного дюралюминия. Средняя скорость составляла, около 200 км/час, дальность полета, примерно 700 км, потолок - до 5 тыс.метров. Экипаж ПС-9 состоял из 2 человек – пилота и бортмеханика, число пассажиров - 9 пассажиров (поэтому и назывался ПС-9) или 1700 кг груза.

На первых самолетах пассажирские кресла были из плетеного камыша – так пытались уменьшить взлетную массу машины, которая превышала 6 тонн. Но, совершенствуя конструкцию и силовые агрегаты, уже позже ставили более прочные кресла из дюралюминия...
Это центроплан (центральная часть крыла) самолета ПС-9, под которым видна, похожая на трубу, стойка шасси с амортизатором...

А вот и сам амортизатор - уникальное сочетание резиновых и металлических пластин...

ИНтерсено, что на самолет ПС-9 пытались установить радиостанцию большого радиуса действия, но из-за несовершенной системы зажигания двигателей, во время полета, в радиостанции возникали сильные помехи. И от этой затеи пришлось отказаться. А сама радиостанция называлась «Казахстан»...
Вот на этих кронштейнах (на ближнем и дальнем плане) стояли двигатели самолета ПС-9...

А это колеса со спицами от самолета ПС-9 - почти произведение искусства!
От сильного удара одно из них погнулось. А между колесами цилиндры от двигателя М-17...

Это рамки и панели от радиатора двигателя...

Очень аккуратно и надежно делали в то время все узлы и соединения, а металл, несмотря на прошедшие 80 лет, почти в идеальном состоянии...

Поисковики пытаются ответить на вопросы: куда и зачем летел самолет, почему он разбился?...
В начале 30-х годов в Казахстане действовало много аэропортов и аэродромов. Алматы, Балхаш, Караганда были соединены между собой регулярными пассажирскими и авиарейсами, которые, вероятно проходили над тем злополучным местом в Прибалхашье
Есть еще одна версия, согласно которой самолет ПС-9 сопровождал группу истребителей, предназначенных для Китая. В 1937-1939 годах Советский Союз поставлял через Казахстан, в соседнюю страну, воевавшую тогда с Японией, вооружение, в т.ч. и боевые самолеты. И не исключено, их транзитный маршрут проходил над озером Балхаш и, прилегающими к нему пустынями...

Энтузиасты-авиаторы полны решимости, в буквальном смысле, докопаться до истины – ведь на поверхности песков лежала только десятая часть машины. Наверняка, барханы, помимо других фрагментов ПС-9 скрывают, что-то более интересное, возможно груз, полетную документацию. Очень хочется надеяться, что экипажу и пассажирам удалось выжить в той катастрофе...
Сейчас покореженный, но еще не утративший былой блеск, центроплан самолета ПС-9 стоит на аэродроме Байсерке, в аэроклубе РОО «Отан», на одной линейке с тружениками Ан-2 и спортивными самолетами. Глядя на это, невольно возникает ассоциация с безымянным солдатом, который, несмотря на многочисленные тяжелые раны, снова встал в строй...