kk
Default banner
Разное
426 450 постов45 подписчиков
Всяко-разно
0

Нужна ли система управления фрилансерам?

Термин «фрилансер» происходит от английского слова freelancer, что означает «свободный копьеносец», который готов предоставить личное копье в распоряжение любого человека, в чьем кармане звонко звенят золотые монеты. С течением времени образы суровых кондотьеров сменились образами вольных художников, готовых решать самые разные деловые задачи.

Фрилансеры берутся за работу, при этом, не рассчитывая на длительный договор, гарантированную зарплату и социальный пакет.  Они не суют нос в личные дела компании, глубоко не вникают в систему управления, а круг обязанностей фрилансеров довольно узкий: зачастую, это строго определенный список заданий в рамках имеющихся профессиональных навыков. Они требуют за работу не слишком много. Только вот на что же они живут? Все очень просто: если средневековые наемники служили лишь одному хозяину, современные фрилансеры могут одновременно выполнять заказы для различных клиентов. Сегодня Интернет раскрывает широкие горизонты, позволяя полностью перейти на работу на дому или снижать регулярность посещений в офисах.  В настоящее время даже сформировалось сообщество фрилансеров, которые «живут» в Сети, отыскивают себе работу через специальные веб-порталы и не испытывают желания сменить свой рабочий домашний кабинет конторским столом.

Но не нужно думать, что фрилансерство является лишь практикой последних лет. Такая схема сотрудничества исполнителей и работодателей существует уже несколько десятилетий.  По статистике, в Канаде и США фриланс практикуют примерно 6% трудоспособного населения. При этом годовые доходы этих людей превышают оклады «простых» сотрудников почти вдвое.

Действительно, всемирная паутина представляет для современных фрилансеров и всех их потенциальных нанимателей отличный неисчерпаемый источник, который динамично пополняется и обновляется информацией и знаниями. В нашей стране идея фриланса появилась недавно, но она довольно быстро смогла завоевать популярность.

Как Вы думаете, специалисты каких профессий в основном становятся фрилансерами? В первую очередь, это знатоки иностранного языка.  Ведь их услуги востребованы в ресторанах, издательствах, туристических агентствах, выполнение перевода технической или другой литературы, составление меню на нескольких иностранных языках, обеспечение встреч и сопровождение интуристов, составление договоров и т.д. Другие же «фрилансеры» — бухгалтеры, которым рады маленькие компании, не испытывающие необходимости в большом штате специалистов. Также, фрилансерами могут стать бизнес-тренеры и преподаватели бизнес-дисциплин, эксперты по рекламе и маркетингу. Очень популярен фриланс среди социологов.  Довольно широк спектр работ для хороших знатоков общественной психологии. Здесь проведение качественных или количественных маркетинговых исследований, подготовка рекомендаций и аналитических отчетов, организация фокус-групп и даже изучение пристрастий и вкусов потребителей.

Преимущество фриланса очевидно, если работодатель в каких-нибудь профессиональных услугах с потребностями сталкивается изредка. Очень неразумно платить большую зарплату, организовывать дополнительное ненужное рабочее место, придумывать занятия сотрудникам, необходимость в которых возникает лишь иногда. Естественно, за разовыми услугами всегда можно обратиться в соответствующую компанию, заказать там нужный сервис. С точки зрения качества — это безупречное решение, с финансовой — спорное. Сотрудничество с фрилансерами значительно удешевляет работу, так как дополнительное звено, выраженное в компании-подрядчике исключается.  Все заботы о себе фрилансеры несут сами: работодатели не оплачивают им больничные листы, не предоставляют отпуска и не обеспечивают их социальную защиту. Фрилансеры могут быть полезны и в случае, когда имеющиеся работники заняты иными важными проектами, а на то, чтобы нанимать новых сотрудников, нет ни смысла, ни времени.

Часто бывает, что директора предприятий задумываются, стоит ли им связываться с такими «вольными исполнителями», а все потому, что они не доверяют фрилансерам. Как выстроить эффективную систему управления персоналом при использовании труда фрилансеров? Многие руководители считают, раз человек себе не ищет постоянное место работы, значит, ему просто нравится быть свободным, поэтому от такого человека нельзя ожидать дисциплины и исполнительности. Это большое заблуждение. На самом же деле фрилансеры сами себе жестокие начальники.  Их «независимость» требует намного большей организованности, нежели постоянная работа в определенной компании, так как на них ложится огромная ответственность за срыв исполнения сроков; они не имеют права болеть — ведь никто им не оплатит больничный; они должны четко планировать все доходы и расходы, не могут рассчитывать на какие-то потребительские кредиты, потому что ни один банк не захочет иметь с ними дело. Фрилансерам приходится самим отыскивать заказчиков, самим рекламировать свои услуги, самим следить за качеством их исполнения, так как негативные отзывы клиентов довольно быстро могут сказаться на их заработках. У этих людей совсем нет установленного рабочего графика, праздников или выходных. Хорошие фрилансеры прилагают максимум усилий, чтобы скорее завершить работу, после чего получить заработанные деньги — они не склонны, в отличие от простых штатных сотрудников, убивать драгоценное время в курилке или «ВКонтакте».

Иногда директора опасаются, что посторонние люди не смогут за короткий промежуток времени разобраться в сфере предоставляемых фирмой услуг. Только необходимость работать с разными компаниями, ладить с клиентами и быстро вникать в любую обстановку волей-неволей изощряет воображение и  ум фрилансеров. Грамотная организация сотрудничества с фрилансерами позволит избежать опасных подводных камней. Поэтому не нужно разрабатывать специальную систему управления персоналом для фрилансистов, в отличии от штатных сотрудников, это почти саморегулирующаяся команда работников.

Самая главная сложность при работе с фрилансерами, это что работодателям придется быть фактически руководителями проекта, нужно будет проверять качество работы, контролировать сроки выполнения, четко координировать взаимодействие фрилансеров со штатными сотрудниками. При этом делегировать такие полномочия кому-то из сотрудников достаточно сложно, так как «офисный планктон» часто негативно относится к фрилансерам, видя в них угрозу своему уютному существованию.

Как правило, профессиональные фрилансеры, сами настаивают на четком определении задач и целей.  Но, если директор самостоятельно принял решение обращения к фрилансерам, ему придется самому взять контроль выполнения работ.

Хорошие фрилансеры очень тщательно подходят к определению времени, которое необходимо для выполнения полученного заказа, они всегда с полной  готовностью объяснят, какими соображениями они руководствуются, назначат точный срок. «Правильные» фрилансеры будут просить поставить перед ними конкретные задачи. Помогите им расставить все точки и совместно решить этот очень важный вопрос. Опытные фрилансеры будут исключительно внимательно относиться ко всем идеям, которые высказывает директор, не будут стесняться спрашивать его рекомендаций и советов. Ведь хорошо выслушав предложения заказчика, они смогут сделать работу максимально качественно.

 

Автор статьи:

Юлия Кобзева, менеджер развития коммуникации с общественностью

Компании «Дмитрий Чуприна и Партнеры»

www.chuprina.kz