kk
Default banner
Экономика 
Экономика 
1 092 постов329 подписчиков
Посты о мировом состоянии экономики и крупнейших компаниях мира влияющих на нее.
0

Новые ставки утильсбора вступят в силу

Однако, по словам экспертов, мы этого почти не почувствуем, передает «КазахЗерно.kz».

«25 апреля Министерство юстиции вернуло проект приказа о снижении ставок утильсбора на авто, грузовой транспорт и сельхозтехнику на доработку. Очевидно, подопечные министра Брекешева оперативно исправили замечания Минюста, и 29 апреля был принят приказ – главный эколог страны вдвое снизил размеры утильсбора. Уже 3 мая приказ был зарегистрирован в Минюсте и официально опубликован. А это означает, что новые ставки утильсбора будут введены в действие после 13 мая», – рассказал на своей странице в соцсети эксперт Тилек Бекбасаров.

Как и обещал первый вице-премьер Роман Скляр, ставки, хоть и с небольшим опозданием, сокращены вдвое на легковые автомобили, грузовой транспорт и сельскохозяйственную технику. Неизменным остался лишь размер утильсбора на седельные тягачи от 12 до 50 тонн – почти 1,7 млн. тенге.

Однако согласно примечанию к приказу, в отношении седельных тягачей̆, используемых для международных перевозок, до 1 января 2025 года применяется коэффициент 0, т.е. ставка утильсбора обнуляется.

Почему же снижение утильсбора вдвое практически не отразится на стоимости бюджетных машин?

Утильбор на самые распространенные в Казахстане машины с объемом двигателя от 1 до 2 л (таких зарегистрировано более 60%) составляет чуть более 1 млн. тенге, его снижают до 500 тыс. тенге. Сбор за первичную регистрацию авто старше 3 лет не меняется и составляет более 1,5 млн. тенге.

С 13 мая вместо 2,5 млн. тенге рядовой казахстанец должен будет уплатить 2 млн тенге. Снижение лишь на 20% (всего 500 тыс. тенге). Сильно заметно? Нет.

Теперь возьмем авто с объемом более 3 л – размер утильсбора на него составляет 3,5 млн. тенге, его снижают на 1,75 млн. тенге. Добавляем 1,5 млн. тенге сбора за первичную регистрацию, если авто старше 3 лет, то получается 3,25 млн. тенге.

Отныне вместо 5 млн. тенге за такую машину, заплатить надо будет 3,25 млн тенге. Для дорогих и автомобилей общую ставку снизили на 35% (1,75 млн. тенге).

«Выходит, небогатым казахстанцам утильсбор снижается на 0,5 млн., а тем, кто может себе позволить купить трехлитровую машину – на 1,75 млн. тенге. Я не нахожу эту меру справедливой», – говорит Бекбасаров.

Но это сборы, которые надо уплатить, если машина пригоняется из стран ЕАЭС. Если же речь идет об авто из стран, которые не состоят с нами в едином евразийском пространстве, например, из Грузии, то надо быть готовыми к дополнительной уплате таможенной пошлины (15%), налога на добавленную стоимость (12%), а также оплате сертификата безопасности и услуги по установке кнопки SOS (система «ЭРА-ГЛОНАСС»).

Относительно последней, кстати, в настоящее время как в среде автопроизводителей стран ЕАЭС, так и на площадке Евразийской экономической комиссии, всерьез обсуждают вопрос приостановления до 2025 года требования по установке кнопки SOS. Ранее отсрочка уже вводилась из-за дефицита полупроводников в мире.

«Но засаду могут организовать на таможне. Ранее в мессенджерах распространялась информация о том, что в Казахстане выросли размеры таможенной пошлины на автомобили. На самом деле это не так, и Комитет госдоходов успел даже сделать соответствующее заявление. Но лазейка кроется в другом – в таможенной стоимости автомобиля», – отметил эксперт.

Если информационная система таможенных органов заподозрит занижение стоимости автомобиля, то таможенники могут увеличить стоимость авто согласно собственным каталогам, о корректности которых нам ничего не известно. Рассчитывать пошлину, а также НДС придется уже от новой стоимости машины. И тогда импортер будет вынужден объяснять и доказывать, что если приобретаемый им железный конь в таких странах как Казахстан стоит 20 тыс. долларов, то в правильных странах, где правительство забоится о своих гражданах, его можно приобрести за 10 тыс. долларов, и это его реальная стоимость.

Теперь к вопросу о том, какой размер утильсбора уплачивать тем, кто ввез или ввезет машину до 14 мая.

«Его лучше адресовать в АО «Жасыл Даму», но я предположу, что за ввезенные до 14 мая автомобили утильсбор придется уплатить по старым ставкам. Согласно правилам реализации расширенных обязательств производителей (импортеров) (РОП), РОП возникают у импортеров с момента перемещения через государственную границу Республики Казахстан. Но повторюсь – этот вопрос необходимо адресовать «Зеленому Развитию».

Помимо этого, введенные изменения ограничивают временный ввоз сельхозтехники, например, для участия в ярмарках и выставках.

«Как видно, глубокоуважаемое Правительство и Министерство инфраструктуры и развития, а с ними и Минэкологии заодно сделают все, чтобы вынудить нас с вами покупать машины только на двух казахстанских заводах.

Пока Илон Маск раздает интернет из космоса, мечтает колонизировать Марс и способствует развитию и внедрению электромобилей во всем мире, короли беспощадного казахского автопрома обеспечили себе стопроцентный спрос за счет удорожания любых импортных автомобилей. Так нагнуть собственный народ – это талант!

И пусть уроженец Южной Африки меняет мир во имя всего человечества, у нас иной прогресс – мы пересадим своих граждан на автохлам ради мифического казахского автопрома», – считает Тилек Бекбасаров.

Дарья Кельм

с автором можно связаться по адресу: kazakhzerno.ans@gmail.com