Крестьянское хозяйство «AFM-COMPANY» за 25 лет выросло из небольшой фермы с посевными площадями не более 30 га, до аграрного предприятия, которое сегодня на 5 тыс. га выращивает такие культуры как пшеницу, ячмень, сою, просо, чечевицу, нут и множество других.
В 2011 году хозяйство взяло курс на модернизацию техники. О том, как современные технологии меняют агробизнес, в интервью «КазахЗерно.kz» рассказывает Фархат Абдрахимов, руководитель предприятия.
— Как в вашем хозяйстве начался процесс обновления парка техники?
— В 2011 году в нашем парке зерноуборочной техники было четыре «Енисея», две «Нивы» и один зарубежный комбайн, поэтому, в принципе, нам уже было с чем сравнивать. Выбирая новый комбайн, мы решили посмотреть, как проявит себя на полях немецкая педантичность и скрупулезность, поэтому приобрели комбайн CLAAS MEDIUM 310. Результат превзошел все наши даже самые смелые ожидания: все 1730 га посевов, которые на тот момент мы имели, убрала одна эта машина. Поэтому, чтобы и остальным комбайнам было, чем заниматься, в следующем году мы значительно увеличили посевные площади. Это, в свою очередь, позволило на дополнительную выручку взять еще один комбайн, более мощный и современный TUCANO 320.
Таким образом и пошел процесс обновления: новые производительные машины помогали увеличить посевы, а растущие урожаи – приобретать новую технику.
В 2015 году взяли три трактора CLAAS ARION, в 2017 – TUCANO 430 и еще два таких же докупили в прошлом году. Сейчас эти три комбайна без проблем убирают все 5000 га, какую бы культуру мы не выращивали с учетом севооборота, и средняя рабочая скорость у них 7,2 км/ч – в два раза больше, чем даже у CLAAS MEDIUM, который мы брали еще в 2011-м году.
— Современные комбайны оснащаются сложными электронными системами, бортовыми компьютерами, насколько это меняет бизнес-процессы в хозяйстве?
— Могу сказать, что это просто совершенно другой уровень. Вот, у кого-то в телефоне, возможно, есть какая-нибудь своя игрушечная ферма, а у меня на планшете – все мое хозяйство, с реальными комбайнами и тракторами. Где бы я ни находился: у себя в офисе, в банке, в городе на переговорах с партнерами, я в любой момент открываю приложение и вижу, что делает конкретный комбайн, где он находится, сколько уже намолотил, при каком расходе топлива, какая урожайность на гектар получилась, сколько было потерь зерна, какая у него влажность.
Это просто не сопоставимо, сколько нужно было бы потратить сил и времени, чтобы получить всю подобную информацию 10-15 лет назад. И все сведения были бы постфактум, а здесь – в режиме реального времени.
— Речь о системе TELEMATICS? Как давно вы ее используете и насколько она помогает повысить рентабельность хозяйства?
— Да, систему TELEMATICS мы начали использовать как только приобрели первый TUCANO. То, что уже в следующем году мы смогли приобрести еще два таких же комбайна, думаю, хорошая иллюстрация к тому, как использование этих машин и всего их электронного функционала влияет на рентабельность.
Приведу пример, где и как повышается эффективность. Допустим, идет уборка, я в телефоне или на компьютере вижу, что на комбайне потери зерна в 2%, когда обычно они не превышают 1%. Открываю настройки, вижу, что решета стоят на 11 см, соответственно, звоню оператору, говорю, чтобы переставил на 20 см. Через буквально несколько минут проверяю – потери снизились до 1%.
Бывает, необходимо внести коррективы в настройки оборотов барабана, вентиляторов и т.п. Механизатор не всегда за этим успевает следить, у него главная задача – уложиться в сроки уборки, быстро убрать, наконец, может, просто не хватать опыта. Я же в режиме удаленного доступа всегда могу проконтролировать и помочь с настройками.
— Значительную часть издержек в сельском хозяйстве составляют расходы на ГСМ, насколько здесь получается сэкономить?
— Точно так же, как и в случае с потерями, я могу корректировать работу комбайна или трактора с точки зрения оптимизации расхода топлива на гектар. Это имеет смысл, когда у нас есть достаточно времени на ту или иную рабочую операцию, не поджимают погодные условия.
Но главная экономия достигается за счет другого – у нас в хозяйстве полностью исключено такое явление, как «слить соляру». Первая же попытка сделать это на TUCANO оказалась и последней, при этом без всяких «карательных мер». Вот, идут полевые работы, по их итогам TELEMATICS фиксирует, что расход топлива был в пределах нормы: 5,95 л/га, комбайн заглушен, находится на стоянке. А при следующем подключении мне система шлет сигнал: «Проверьте исправность техники, у вас было в баке 75% топлива, а теперь только 50%».
Это немецкой системе может быть непонятно, что произошло, а мне-то сразу ясно, в чем дело. Делаю два скриншота: «до» и «после», отправляю механизатору и прошу залить топливо обратно, если он хочет продолжать работать на этой замечательной машине и в моем хозяйстве. Все, больше таких прецедентов не было.
— Прекрасно. А сложно ли обслуживать такую технику? Требует ли она больше внимания?
— В плане подготовки сервисных инженеров, наверное, да, разумеется. А мы как потребители занимаемся только текущим обслуживанием. Те же самые электронные системы позволяют и нашему дилеру – «СТ АГРО» следить за техническим состоянием техники. Бывает, они раньше меня замечают, что с какой-то машиной проблемы: звонят и говорят, у тебя на тракторе может полететь такая-то деталь, проверь, и мы пришлем сотрудника, он заменит. Вообще, я до настоящего момента с таким уровнем организации сервисного обслуживания не сталкивался. Это, действительно, впечатляет, когда можно заниматься именно своим делом – посевами и не переживать, выйдет у тебя техника в поле или не выйдет, успеет убрать до дождя или не успеет. Если не с погодой, то, по крайней мере, с техникой мы способны делать очень точные прогнозы и по производительности, и по срокам выполнения работ.