kk
Default banner
Разное
426 450 постов45 подписчиков
Всяко-разно
3

Нововведения в образовании. Как они повлияли на методику преподавания?

Вначале нам были предоставлены лишь эскизы новых реформ, но сейчас, когда все утвердилось, школьную программу начинают насыщать всевозможными заданиями для подготовки к сдачи экзаменов. Соответственно начала меняться сама методика преподавания предметов, и именно об этом сегодня пойдет речь. Пройдемся поэтапно:

Экзамены в школе

Напомню, что сейчас экзамены в школах состоят из 5 предметов: родной язык и литература, алгебра и начала анализа, история Казахстана, русский/казахский язык и предмет по выбору.

Экзамен “родной язык и литература” проводится в виде эссе из 250-300 слов. Эссе немного отличается от знакомых нам сочинений, так как оно обязательно должно быть построено на определении проблемы, ее аргументировании и выводе. Поэтому-то для многих эссе вызывает сложности. Например, моему классу впервые было предложено подобное задание в прошлом году по предмету человек, общество и право. Эссе нужно было написать на тему “Как эпоха влияет на мировоззрение?”. Всем в моем классе казалось, что легче этого ничего не могло быть, однако оценки показали, что больше половины учеников не смогли справиться с заданием. Причина же в том, что все мы любим ходить вокруг да около, использовать кучу ненужных слов и избегаем конкретики, делая беспочвенные выводы на собственном мнении. Чтобы школьники научились правильно выявлять проблему и аргументировать свою позицию, в срезы знаний сейчас обязательно включают задания на написание эссе по различным темам. Подобное упражнение, и вправду, стало обыкновением при выполнении домашнего задания.

Теперь, когда мы не сдаем тесты по алгебре, а пишем по нему экзамен, особое внимание уделяется качественному оформлению задач и полному описанию решения примеров. Сейчас мы не можем решить задание при помощи подстановки или чисто из логического размышления. Безусловно, это большой плюс для улучшения качества образования.
Если говорить о математической грамотности, то здесь задания намного отличаются от того, что ученики знали и решали ранее. Как по мне, так это хорошая подготовка к настоящим жизненным ситуациям, где нужно будет использовать логику и навыки вычисления, иногда даже формулы.

Самое интересное - это экзамен по казахскому языку. Он включает в себя аудирование, чтение и лексико-грамматический блок. До этого нововведения, мы никогда не выполняли аудирования по казахскому, но сейчас оно проводится на каждом уроке. Вначале аудирование было очень легким, включало в себя темы обиходной жизни, но с каждым разом его сложность увеличивается. Тоже самое произошло с чтением. Если в самом начале, нам были предложены вопросы, которые можно было легко найти в тексте, даже особо не понимая его, то сейчас все чаще нужно определять главную мысль предложенного документа и делать по нему выводы. Вот таким образом вместо привычных тестов по казахскому, которые мог хорошо написать даже тот, кто его особо не знает, пришли задания на обучение практическому казахскому языку.

Несмотря на то, что экзамен по истории Казахстана сделали устным, мы еще не полностью избавились от прежних тестирований, так как при поступлении в вузы применяется именно такой способ проверки знаний. Однако то, как будет сдаваться история в школах сильно повлияло на методику преподавания предмета. Конечно, каждый учитель сам решает, как ему лучше вести урок, но основные принципы одинаково используются всеми. Вот мы,например, раньше использовали технику БиС для повышения качества знаний по истории, теперь же вместе с ней у нас практикуется такое упражнение, как “Станции”. Класс делится на группы, каждой из которых присваивается номер станции, с которой начинается ее “путь”. Чтобы пройти ту или иную станцию, нужно выполнить задание, которое она содержит. Таким образом, насчитывается 5 станций, то есть 5 различных упражнений: работа с картой, задание на соответствие, задание типа “правда” или “неправда”, упражнение на последовательность хронологических событий и мини-тестирование. Подобные упражнения будут встречаться в 3 пункте билета по истории, и поэтому мы их и практикуем в настоящее время. Говоря о технике БиС, то сейчас она стала распространяться по многим областям нашей страны, и все больше школ проводят семинары для учителей по внедрению ее в методику преподавания. Данная методика хороша тем, что помогает ученику запомнить материал очень быстро и надолго, а также задействовать во время 45- минутного урока абсолютно весь класс. Если вам будет интересно, я обязательно посвящу технике БиС отдельный пост, где опишу, как проводятся по ней уроки.

Несмотря на все изменения, тестирование до сих пор играет очень важную роль в образовании, как отличный способ проверки знаний. Проблема заключается лишь в самом содержании вопроса, и постепенно мы приходим к её решению.

Как ни странно, но напряжение со стороны школы по случаю сдачи ЕНТ и вправду снизилось. Сейчас преподавательский состав больше обеспокоен сдачей экзаменов и хорошими результатами по ВОУД-у, который кстати немногим отличается от прежнего ЕНТ…