kk
Default banner
Разное
426 297 постов49 подписчиков
Всяко-разно
-5

НИТКА ЖЕМЧУГА (The String of Pearls)

«Мы наблюдали за огромными океаническими волнами, которые как горы возвышались высоко в небеса, и мы устремили свои взоры на земли варваров, столь далекие, спрятанные под синей прозрачностью легкого пара, в то время как наши высоко-распущенные паруса, подобно облакам, день и ночь держали свой ускоренный курс, подобно звезде, рассекая дикие волны, как будто мы пробираемся через оживленную улицу». Из биографии Чжэн Хэ - китайского мусльманина, "адмирала китайского флота", совершившего революцию в исследовании Мирового океана, приведенной в «Мин Ши» («Истории династии Мин»).

Весьма символичным стал состоявшийся на днях визит председателя КНР Си Цзиньпина во Францию, начавшийся с Лиона, города ткачей и французского шелка, поддерживавшего с Поднебесной особые торговые отношения еще со средневековых времен... Особым смыслом наполнено и упоминание им в статье в газете “Фигаро” опубликованной перед самым приездом то, что именно Франция первой из западных держав установила с коммунистическим Китаем дипломатические отношения, а также и то, что он будучи в Гааге распорядился направить специального посланника в Куала-Лумпур на консультации с малайзийской стороной по делу пропавшего самолета малайзийской авиакомпании.

 
Подписание контракта между PSA Peugeot Citroen и Dongfeng в присутствии Си Цзиньпина, Франсуа Олланда и министра финансов Франции Пьера Московиси в Елисейском дворце в Париже 26/03/2014
 
REUTERS/Benoit Tessier
 

Официальный визит в Европу, в котором он планирует посетить четыре страны – Голландию, Францию, Германию и Бельгию, в том числе и в генеральный штаб Евросоюза, станет реализацией части стратегии «Экономической зоны Великого шелкового пути», - восстановлением  древнего торгового коридора - Морского шелкового пути,  провозглашенного в прошлом году Си Цзиньпином.

Напомню, что летом прошлого года никарагуанский Конгресс, без лишней помпы, объявил , что он одобрил предложение о строительстве канала стоимостью $40 млрд. США, который свяжет Атлантический и Тихий океаны. Создание морского пути конкурирующего  существующему Панамскому  каналу, воплощенного в жизнь, будет означать окончательную реализацию почти 200-летней мечты.

О том, что правила " игры меняются", свидетельствует и тот факт, что компания (которой была предоставлена 50- летняя концессия на строительство водного пути с возможностью продления концессии еще на 50 лет после того, как канал начнет работать), выбранная для проведения строительства проекта  стала китайская фирма из Гонконга "Hong Kong Nicaragua Canal Development Co" (HKNCD), -  полностью принадлежит пекинскому бизнесмену Ван Цзиню.

Программа "Экономической зоны Великого шелкового пути"  не родилась на пустом месте, ей предшествовала другая, так называемая "нитка жемчуга", - длительная и кропотливая работа по созданию Китаем цепи из  "опорных точек", тянущихся от Южно-Китайского Моря и до побережья Восточной Африки, а с учетом сегодняшних реалий и до Северной Европы и берегов Крыма. Вообще-то стратегия "нитка жемчуга" это вовсе не о жемчуге, а о геополитических амбициях Китая. Каждая жемчужина этого своеобразного ожерелья в действительности является то военным, то коммерческим объектом, с размещенными на нем когда военными, а когда и гражданскими "спецами", - аэродромом, судовым доком, военной базой, пунктом электронной радиолокации, заводом, "этнокультурным центром", словом, всем тем, что на языке международной дипломатии имеет термин "влияние".

Картина живущего в канадском городе Торонто китайского художника Лю Ли (刘溢) по названием "Головоломка". "...Рождались крики: вняв им, Кубла верил, Что возвещают праотцы войну..." Сэмюэль Тэйлор Кольридж. Кубла Хан, или Видение во сне


Стратегия "Нитка жемчуга" (The string of Pearls) является теорией, изложенной Кристофером Дж. Пирсоном, подполковником ВВС США. Сама же фраза "нитка жемчуга" была впервые введена  в оборот Буз Аллен Хамилтон (Booz Allen Hamilton Inc.), оборонным подрядчиком в сфере управления. Интересно отметить, что этот термин никогда не используется в официальных китайских правительственных источниках, хотя он часто употребляется в западных странах, а также в индийских СМИ.

Эта теория подчеркивает растущую геополитическое влияние Китая с помощью очень интеллектуальных стратегических шагов. Она явно свидетельствует об увеличении китайского влияния в Юго-Восточной и Южной Азии, а также в Индийском океане. Для реализации этой стратегии Пекин налаживает дипломатические связи и развивает военное сотрудничество с рядом стран, включая Пакистан, Бангладеш, Бирму, Таиланд и Камбоджу. Так, уже построена крупнейшая китайская военно-морская база в пакистанском порту Гвадар. Задействован пункт радиоэлектронного слежения за активностью в Аравийском море и Ормузском проливе. Радиолокационные станции и военно-морские пункты базирования появились в Бирме. Налажено военно техническое сотрудничество Китая с Бангладеш, - заключен договор о поставках подводных лодок.

Шри-Ланка планирует построить еще один искусственный остров у Хамбантота в южной части острова

Жемчужины, описанные в теории:

Остров Хайнань - остров в Южно-Китайском море с модернизированными военными объектами.

Остров Вуди- остров расположенный недалеко от Вьетнама, полный военных объектов.

Читтагонг - порт в Бангладеш с погрузки/разгрузки контейнеров.

Ситтве - глубоководный  порт в Мьянме.

Гвадар  - порт Пакистана с базой ВМФ.

Хамбантота - порт разрабатываемый в Шри- Ланка.

Кокосовые острова.

Сейшельские острова.

Проблемы, связанные с стратегическим вопросами поставки ресурсов, скорее всего, только вырастут и станут более выраженным в течение ближайшего десятилетия, особенно в связи с продолжающейся зависимостью мировой экономики от энергетических запасов на Ближнем Востоке, в Центральной Азии, и в Африке. Быстрорастущие Китай и Индия, которые в своих устремлениях стать сверхдержавами, все более испытывают энергетический голод, который  и есть по сути подлинный потенциал для конфликта, так как эти два гиганта пытаются обеспечить свой экономический рост и расширить свои долгосрочные экономические связи. В этом смысле, бассейн Индийского океана  будет все более значимым в мировой политике, чем это было когда-либо прежде.Поэтому приоритетом является развитие морских коммуникаций (SLOCs), связывающих Китай с Ближним  Востоком.

Ключевым же пунктом в китайских морских коммуникациях, центром этого китайского ожерелья, является жемчужина небывалого размера, - Малаккский пролив, который разделяет Индонезию и Малайзию. Пролив этот протянулся восьмисоткилометровой полоской воды (в самом узком месте ширина пролива 1.2 км) между Малайзией и индонезийским островом Суматра. По разным данным, в год проходит от 50-ти до 90-та тысяч судов.По нему проходит четверть мировых грузоперевозок и четверть же перевозимой морем нефти. К тому же, 80% нефти, которую импортирует Китай, идёт Малаккой. Благодаря тесным торговым отношениям между Китаем и странами АСЕАН в течение многих лет, их объем двусторонней торговли вырос с $ 54, 8млрд. в 2002 году до $ 443млрд. в 2013 году. В этот же период, взаимные инвестиции выросли в четыре раза и подошли к сумме $100 млрд. США.

Но есть один очень существенный недостаток - глубина, в самых мелком месте составляет всего 25 метров. То, есть этот транспортный коридор закрыт для современных сухогрузов и танкеров водоизмещением более 200 000 тонн (морские карго-суда подразделяются на классы, название которых привязано к морским проливам и каналам, которыми они могут проходить - Panamax, Suezmax, Malaccamax, Capesize и т.д.) Таким образом, они вынуждены идти в обход Малаккского Пролива через пролив Ломбок между находящимися у восточного побережья Явы островами Ломбок и Бали. И понятно, что это означает удлинение маршрута более чем на 1000 морских миль и дополнительные расходы.

Но и это ещё не всё. Со временем стратегическая значимость для Китая Малаккского Пролива только возрастёт и, прекрасно понимая, что в любой момент его геополитические соперники могут запросто перекрыть пролив в самом узком месте, под любым благовидным (что вовсе не обязательно!) предлогом, Китай ищет пути диверсификации. И для этого ему не нужно изобретать велосипед, все уже давно придумано. Решение проблемы в Тайском Канале, или Канале Кра.

Но, если канал является такой прекрасной идеей, почему же он еще не был построен?

Kraburi. Водный путь слева является частью длинного морского залива, отмечая границу между Таиландом и Бирмой. Эта точка отмечает ''перешеек Кра''. Источник.

Ответ на этот вопрос частично лежит в истории, а отчасти в современной политике. Откровенно говоря, не все думают, что это такая уж отличная идея. Дело в том, что Кра - это перешеек в северной части Малайского Полуострова, на границе суверенного государства Таиланд с Бирмой и то, что перерыв перешеек в самом узком месте шириной 44 км, можно соединить Андаманское Море с Южно-Китайским, а тем самым и Индийский Океан с Тихим. Исторически сложилось так,  что одной из первых серьезных попыток изучить целесообразность такого канала был проведен французским инженером де Ламаром в 1677 году, по просьбе короля Нарая Сиама. Идея была отложена в связи с его технологической неосуществимостью в то время. Она всплыла столетие спустя при короле Раме I, но опять безрезультатно. За это время, в тайской монархии признали стратегическую важность канала в содействии  передвижениям своих войск. Впоследствии британская Ост-Индская компания попыталась провести обследование, но отказалась от проекта, когда стало очевидно, что горный рельеф сделает строительство канала слишком дорогостоящим. И, уже в 1897 году могущественная некогда Британская империя вынудила Таиланд заключить джентельменское соглашение о том, что Таиланд идею с каналом "похоронит" навсегда. Столь траурная церемония англичанам потребовалась для того, чтобы сохранить геополитическое значение Сингапура... Эта политика позже выразилось в виде статьи 7  англо-тайского Договора 1946г в котором говорится, что "Сиамские правительство предпримет [...], чтобы канал, связывающий Индийский океан и Сиамский залив не должен пересекать сиамской территории без предварительного согласия правительства Великобритании". Правительство Таиланда, согласилось на договорные уступки в конце Второй мировой войны и японской оккупации, не сумев противостоять этим ограничениям.

В 20 веке, после европейской деколонизации и появления в Таиланде конституционной монархии, проекту Тайский канал уделялось мало внимания, по крайней мере до 1980-х годов.Таиланд традиционно входит в число американских "друзей". И ему "по дружески" позволяют время от времени идею реанимировать и довести до той или иной степени воплощённости. В октябре 1983 года ОДП и энергетический фонд Fusion - основанный американским политиком Линдоном Х. Ларушем-младшим - проинформировал Министерство транспорта Таиланда о начале строительства канала, т.е. позволили доиграться до осуществления проекта "на бумаге". В  эти игры 80-х  также включились несколько японских фирм, в том числе  научно-исследовательский институт Mitsubishi . Игра, как построить канал стала особенно творческой когда некоторые японские инженерные фирмы предложили использовать мирные ядерные взрывчатые вещества (PNE), чтобы прокладка водного пути через горную местность стала бы не так утомительна. Проект с использованием "нанотехнологий" должен был обойтись в $3 млрд. США и услуги землекопов при этом даже и не понадобились бы.  Но чего-то опять тогда с каналом опять не заладилось.

После затишья, вызванного азиатским финансовым кризисом в конце 1990 года активизировался интерес к каналу. Глобальный Инфраструктурный Фонд  Японии (GIF) провел технико-экономическое обоснование, стоимостью $ 20 миллиардов для 44 км канала через Кра перешеек. Но, во время пребывания Таксина Чинавата в период с 2001 по его изгнанию в 2006 году, проект был вновь задвинут на второй план на фоне подковерной борьбы за власть с элементами тайского бокса. Восхождение Йинглак Чинават к власти вернул проект обратно в центр внимания.

По существу, англосаксонские опасения относительно значимости канала Кра никогда полностью не рассеивались, но стали наиболее заметны при администрации Джорджа Буша-младшего. В 2005 году документ, подготовленный уже упомянутой Буз Аллен Хамилтон  (Booz Allen Hamilton Inc.,той самой компании подрядчиков и «осведомителей» , что был нанят и Эдвард Сноуден) для министра обороны США Дональда Рамсфелда  просочился в Washington Times, в котором он заявлял:

"Китай рассматривает финансирование строительство канала ценою в $ 20 млрд. через Кра-перешеек, который позволил бы идти кораблям в обход Малаккского пролива. Проект канала даст Китаю портовые сооружения, склады и другие объекты инфраструктуры в Таиланде, направленных на повышение китайского влияния в регионе ».

Эта статья сформировала основу для  изложенной выше теории " нити жемчуга " о том, что Китай стремится стратегически задушить Индию окружением её  арендованных морских баз - теории, в значительной степени развенчанной как миф , хотя некоторые, как Джеймс Холмс остаются на позиции реализма, несмотря на отсутствие угрозы сейчас, что впрочем не исключает её в будущем.

Суть игры, начатой еще Британской империей, становится понятнее, если мы учтём следующее обстоятельство - будучи прорытым, "азиатский Панамский канал" меняет весь геополитический расклад, выходя при этом далеко за рамки региона.Канал выгоден в первую очередь самому Таиланду, так как в случае его реализации резко возрастает значение таиландского порта Сонгкла, который превратится в то, чем является для Западной Европы Антверпен. Ну, или Роттердам. Существующие у Таиланда проблемы с "исламистскими сепаратистами", традиционно тусующихся у малайзийской границы, позволит территориально изолировать их на юге. Одним словом, тайцам сплошная выгода.

Но более всех, канал Кра резко улучшает стратегическое положение Китая. Под словом "всех", подразумевается и традиционный враг китайцев - Япония (60% нефти через Малаккский пролив), в шоколаде оказывается и потенциальный геополитический соперник - Корея. Понятно, что росту влияния Китая в Юго- Восточной Азии рады далеко не все и имеет огромное экономическое влияние на Малайзию и Индонезию. Перенос к северу основного грузопотока, да еще и под контролем китайских ВМФ означал бы не меньше, как самую настоящую катастрофу для Сингапура, особенно учитывая обострившиеся в последнее время территориальные претензии Китая к последнему, так как сингапурцы, в этническом смысле, вообще-то, всё те же китайцы. А в случае принятия законопроектов  по упрощенному порядку присоединения территорий к материковому Китаю и претворения "решений партии в жизнь" Сингапуру, впрочем как и Тайваню, мало не покажется.

Достаться "на орехи"  может и Вьетнаму с Индией, которым вдруг "вздумалось" в октябре 2011 года заняться совместной нефтедобычей в территориальных водах Въетнама (кстати, признанных ООН), которые Китай считает своей вотчиной. Индии, понятное дело, все эти территориальные разборки с Китаем и так уже стоят поперек горла. И к выгодам старым для Китая добавилась то, что как оказалось Канал Кра при всех своих очевидных достоинствах, хорош ещё и тем, что не в пример безопаснее, чем Малакка. Ведь торговый путь к Индийскому океану через Малаккский пролив имеет проблемы с пиратами, кораблекрушениями, мглой, осадками и отмелями. Аварийность Малакки два раза выше, чем Суэцкого канала и в четыре раза выше, чем Панамского.

К этим традиционным недостаткам добавилась проблема международного терроризма.Еще в 2005 году, Сингапур и Индонезия на переговорах с представителями США обсуждали необходимость тщательного мониторинга ситуации вокруг проливов, поскольку  допускалось, что террористы вполне могут захватить отдельно идущий нефтяной танкер и использовать его в качестве плавучей бомбы огромной разрушительной силы. В 2010 году Центр сбора информации ВМС Сингапура получил информацию о возможных терактах в отношении танкеров в Малаккском проливе, местные эксперты по борьбе с терроризмом не исключали причастность к этому террористической группировки "Джамаа исламия" в Юго-Восточной Азии или организации "Аль-Каиды".

Самолет помогает тушить пожар на датском контейнерном судне в Малаккском проливе, недалеко от порта Кланг. (Malaysian Maritime Enforcement/AFP/Getty Images) 2010 г.

Еще одним напоминанием об уязвимости Малакского пролива, по утверждению премьера-министра Малайзии Наджиба Разака, стал угон и последующее злонамеренное управление пассажирским самолетом , выполнявшего рейс из Куала-Лумпура в Пекин, пропавшего с радаров 8 марта 2014 года спустя 2 часа после взлета и находившегося в этот момент над нейтральными водами Южно-Китайского моря. В этой связи британский эксперт по антитерроризму Сэлли Лэйвислей заявила, что пропавший с радаров малазийский пассажирский самолет рейса MH370/MAS370 может стать первым примером применения средств кибер-террора. По её словам, злоумышленники могли получить удаленный контроль над системой управления Boeing 777-200ER с помощью мобильного телефона.

Инициативу по поискам пропавшего самолета перехватил Китай. По личному распоряжению председателя КНР Си Цзиньпина в эту часть Индийского океана  были направлены китайские спасатели. Но руководство Китая не остались в стороне и от информационной войны. До этого момента, не существовало никаких четких признаков в отношении планов Китая начать строительство канала Kрa, или любых новых признаков того, что Китай продвигает или оказывает давление на Таиланд в отношении переговоров по этому проекту.

18 августа 2009г. тайваньский танкер, ходивший под флагом Либерии, столкнулся в Малаккском проливе с английским грузовым пароходом.

И вдруг внезапно, как снег на голову, если будет уместно такое выражение для субтропического климата Таиланда, 16 марта издание China Daily Mail со ссылкой на издание huanqiu.com сообщило о том, что Китай в обход Малаккского пролива приступил к разработке канала на Кра перешейке в Таиланде. При этом сообщается, что огромная китайская государственная компания  Liugong Machinery Co., Ltd , XCMG и частная Sany Heavy Industry Co Ltd взяли на себя инициативу по созданию группы для строительства канала. Позднее издание схожим названием Сhina Daily дезавуировало это сообщение, что впрочем не является чем-то удивительным, учитывая какими противоречивыми заявлениями сопровождались слухи об участии Китая в строительстве никарагуанского канала.

По всей видимости, это весьма недвусмысленный намек должен был заставить остыть некоторые горячие головы и подумать о том, какие  могут наступить стратегические последствия для региона да и для мира в целом, если канал Кра будет построен, потому как,  объявление о строительстве канала в Никарагуа доказывает то, что когда-то казалось несбыточной мечтой может быстро стать реальностью и изменить мировой геополитический расклад.