Сотрудники музеев и выставочных залов часто просят вас не трогать экспонаты руками.
А вот в галерее "Тенгри-Умай" состоялась презентация выставки, где все наоборот. Здесь надо трогать руками, смотреть, читать и...слушать одновременно!
Ваши глаза и уши могут здесь ознакомиться с экспозицией, которая состоит из нескольких видов искусств и являет собой букет творческих направлений. Вот бы куда еще и запахи добавить! Огромные фотографии и распечатанные тексты активизируют визуальный центр восприятия зрителя, тактильные картины - кинестетический. Плейеры с наушниками позволяют прослушать специально записанное звуковое сопровождение. Таким образом, у зрителя появляется возможность совершать несколько действий воприятия – видеть, слушать, трогать, читать, смотреть, синтезируя их в результат – чувствовать и осознавать.
Было интересно видеть такое зрелище, когда посетители, ожидая своей очереди, наблюдали друг за другом, а потом сами одевали наушники, погружали руки в отверстие раскрашеной коробки и, хлопая ресницами и вращая глазами, озирались по сторонам, или замирали, уходя в какое-то свое неведомое пространство.
- Да... – подумалось мне после увиденного и услышанного. - Как тут не вспомнить строчки Уоллеса Стивенса из стихотворения "13 способов увидеть Черного Дрозда":
"…Я не знаю, что предпочесть? –
Красоту модуляций, или красоту подразумеваний?
Пение Черного Дрозда, или тишину после этого?.. "
Естественно, сложно было удержаться от того, чтобы не задать вопросы автору всего этого мультимедийного концепта - Дарье Спиваковой, - о том, что же послужило толчком к созданию такой "империи чувств".
- Дарья, как Вам в голову пришла идея организовать подобную выставку?
- Эта идея не пришла. Она была в непрерывном потоке. И она сама создавала себя. Случались образы, которые проявляли себя через музыку, фотографии, через сердце.
- Как Вы думаете, могут ли у людей после Вашей выставки произойти какие-либо изменения в сознании? Озарения, например?
- Мне самой это интересно, потому что выставку в таком ключе я организую впервые.
- К какому направлению можно отнести Ваше искусство?
- Это лучше у искусствоведов спрашивать. Я же просто делаю то, что делаю.
- Вот… к примеру, на презентациях моего творчества, мне иногда хотелось бы, чтобы служители прессы задали мне тот или иной вопрос. А есть ли у Вас какой-нибудь вопрос, который Вы желали бы услышать от журналистов?
- Нет. Я считаю, что моя выставка самодостаточна, и она говорит сама за себя.
Следуя совету Дарьи, я обратился к арт-менеджеру галереи - Шаукентаевой Аймире:
- Скажите, пожалуйста, как Вы воспринимаете подобное искусство?
- Это новаторский, эксклюзивный проект. Такого еще не было. Здесь преподносится не готовый к употреблению продукт, а обозначаются указатели на путь, который человек должен пройти сам. Это эксперимент. Дарья Спивакова является практикующим психотерапевтом, и на самом деле, здесь все не так-то просто. Ведь это – большое-большое исследование.
Современный человек живет в очень ограниченном пространстве. Под воздействием неестественного урбанистического образа жизни, центры восприятия мира оказываются в изоляции, часто – даже взаимоисключая друг друга. Чем активнее мы подвергаемся воздействию массовых медиа- раздражителей, тем сильнее становится наша неспособность воспринимать одно и то же явление через различные каналы. Визуальный, аудиальный и кинестетический импульсы позволяют иметь множество точек входа к одному образу, однако современная массовая культура не позволяет человеку в полной мере получать навыки совмещения восприятия мира различными способами.
Экспозиция работ Дарьи Спиваковой «Невидимый кит» – попытка дать зрителю возможность совместить центры восприятия, гармонизировать внешние импульсы и воспринять мир таким, как он есть – многомерным и постоянно изменяющимся, почувствовать и осознать, что все мы – не проекции на плоскости идей и концепций, а части бесконечного единого целого.
Для "Вечернего Алматы", 01.2012
Фото автора