kk
Default banner
Разное
426 450 постов45 подписчиков
Всяко-разно
0

Непотизм по-казахски

Жизнь в Казахстане становится с каждым годом все хуже и хуже. Если раньше зарплата доходила до 200-300 долларов, то сейчас у многих 100. Половина пенсии у правоохранительных органов забрали и отправили на Экспо-2017. Разница между богатыми и бедными все больше и больше. Все деньги уходят в Астану, а на другие регионы страшно смотреть. И несмотря на это, продолжается чиновничий беспредел, экономический застой, коррупция, низкий уровень жизни - вот это реальная стабильность в Казахстане.

Стало уже традицией, что родственники высших чиновников занимают высокие посты в государстве. Тут существует устойчивый стереотип: если твой родственник занимает высокий пост, то он должен помочь и своим близким встать на ноги. От этой традиции не могут избавиться полностью и сегодняшние руководители страны, такие проявления наблюдаются. За рубежом высшие должностные лица уходят в отставку, если обнаруживаются факты кумовства. У нас такое можно увидеть сплошь и рядом. Примеров этого достаточно. Один из них председатель верховного суда Казахстана Кайрат Мами для усиления своих позиций в судебной системе страны с неимоверным старанием назначает на ключевые посты своих выдвиженцев. Он считает, что лучше родной ворон, чем чужой ястреб.

Поэтому недавно на пост председателя Каратауского районного суда города Чимкент ЮКО назначен родственная связь К.Мами -Е.Рахмонбердиев, 1964 года рождения, который до этого работал председателем суда Сариагачского района по уголовным делам.

Кроме того, в конце ноября один из доверенных лиц К.Мами -А.Бектурганов, назначен председателем специализированного межрайонного административного суда города Чимкент.

В настоящее время на занимаемой должности Е.Рахмонбердиев активно лоббирует интересы родственных связей своего покровителя. Кроме того, он словно ныряющая задом испуганная утка, регулярно выплачивает К.Мами крупные суммы денежного вознаграждения и дарит ценные подарки.

Как видим использование служебного положения в личных целях в нашей стране процветает. Она имеет форму в виде не только получения, скажем, денежных взяток и ценных подарков, как делает Е.Рахмонбердыев, но и также обмена услугами, что подпадает под определения «патронаж» и «непотизм».

В специфичных казахстанских условиях патронаж и, особенно, непотизм представляются куда более актуальными коррупционными явлениями, чем просто взяточничество - особенно спонтанная и эпизодическая. В нашем обществе чрезвычайно широкое хождение имеют явления, базирующееся на понятии «агайыншылык», что можно истолковать как «обязательства или отношения, проистекающие из факта родства кого-то с кем-то».

Хотя само слово «агайыншылык» в общественном сознании до сих пор практически никак не ассоциируется с чем-то отрицательным, действия на основе такого понятия зачастую подпадают под юридическое определение «коррупционные связи». По-русски все эти действия можно характеризовать как явления кумовства или, если говорить по-научному, непотизма. То есть - служебного покровительства родственникам и своим людям. Такие явления у нас практически имеют массовый характер. В народе сложилось устойчивое поверье: как только в каком-нибудь район приходит новый аким, так сразу же вслед за ним начинает заполняться его родственниками.

У нас считается, что человек при любых обстоятельствах должен оказывать помощь своим близким, ибо, если он откажется следовать такому неписаному правилу, это будет неприлично с точки зрения норм родственных отношений («бул агайыншылыкка жатпайды»). Поэтому лицо, занимающее такое служебное положение, которое ему предоставляет определенные «разрешительные» функции, рано или поздно оказывается вынужден иметь дело с просьбами о той или иной помощи, поддержке со стороны состоящих с ним в родственных отношениях людей.

В таких случаях отказать - значит, прослыть в своем семейно-родовом кругу черствым и бездушным («агайыншылыгы жок») человеком. А выполнить просьбу - значит, совершить действие, которое вполне может квалифицироваться как «кумовство» или «непотизм». А следовательно - как «коррупция».

Остается - что?.. Остается вообще не считать кумовство (непотизм) за коррупцию. Причем не только неформально, но и даже неофициально. То есть - по закону. Поэтому, видимо, юридическое определение «коррупции» на государственном языке Казахстана сужено до пределов простого «взяточничества». А то, что по-русски понимается как «блат-сват», вроде бы никакого отношения к коррупции как таковой не имеет. Потому что нарушения на основе кумовства у нас по действующему законодательству и имеющейся правоприменительной практике практически ненаказуемы.