kk
Default banner
Разное
426 297 постов48 подписчиков
Всяко-разно
-8

НЕФТЕГАЗОВЫЙ УЗЕЛ КАСПИЯ

 

Корвет «Gowind-200» французско-корейского консорциума STX

В последнее время наметилась тенденция ухода западных компаний из Казахстана. В первую очередь идет речь об американских, но и европейские в этом смысле не отстают. Но если с американскими компаниями ситуация более менее понятна, по крайней мере объяснима - в США вспыхнул бум сланцевой революции на фоне взлетевших цен на углеводороды, то уход европейских продиктован на первый взгляд куда  более прозаичными причинами. Недавно о выходе из проекта разработки месторождения углеводородов на Каспии  объявила норвежская компания Statoil.

А ведь не так давно в 2005 году норвежский концерн Statoil и казахстанская государственная нефтяная компания «КазМунайГаз» («КМГ») подписали меморандум о взаимопонимании в области возможного сотрудничества на участке «Абай» в казахстанском морском нефтяном блоке Каспийского моря, содержащего запасы условного топлива в 387 миллионов тонн (2,8 миллиарда баррелей).Компания Statoil отправила извещение о своем решении выйти из проекта в прошлом месяце, говорят в «КМГ». Задержки в запуске проекта и экономическая неэффективность разработки препятствуют в реализации стремлений Казахстана увеличить добычу нефти, пишет агентство Zacks Equity Research.​​Это не первый случай выхода иностранной  компании из казахстанских нефтяных проектов,пишет американское агентство Bloomberg. Ранее о своем выходе из крупнейшего нового проекта по развитию Кашаганского месторождения объявила компания ConocoPhillips.

По данным Национального банка Казахстана, в 2011 году производство нефти составило 16 процентов ВВП страны, почти половина поступивших в бюджет доходов приходится  на налоги, на добычу и транспортировку нефти, сообщило агентство Bloomberg.

Компания «КазМунайГаз» покупает доли в каспийских проектах, теряя своих партнеров. Между тем пятилетний план компании по производству нефти на сумму 557 миллиардов тенге (3,7 миллиарда долларов), о котором было объявлено в декабре 2011 года, ставится под сомнение, пишет Bloomberg. «КазМунайГаз» планировал бурение 435 скважин для оценки потенциала морских месторождений, включая участки «Н», «Жамбыл» и «Сатпаев», и начать разведочные работы на участке «Абай», а также на участках «Исатай» и «Шагала» вместе с итальянской компанией Eni.​​С тех пор компания ConocoPhillips вышла из проекта разработки блока «Н» и продала свою долю казахстанской компании за 32 миллиона долларов, а также намерена продать свою долю размером в 8,4 процента в Кашагане за 5 миллиардов долларов.Казахстанское правительство до 26 марта 2013 года должно было определиться, воспользуется ли оно правом первичной покупки доли ConocoPhillips или уступит другим инвесторам. О заинтересованности в сделке заявила индийская компания Oil & Natural Gas Corporation. Компании Exxon Mobil и Royal Dutch Shell отказались от покупки доли ConocoPhillips в Кашагане.

 
Буровая установка на шельфе Каспийского моря в районе Кашаганского нефтяного месторождения. 11 октября 2012 года.
Буровая установка на шельфе Каспийского моря в районе Кашаганского нефтяного месторождения. 11 октября 2012 года.Фото Reuters.
 

Таким образом, если заняться подсчетом, то все  100 % акций Кашагана будут стоить от 55 до 60 млрд. долларов. Между тем объем инвестиций, – $116 млрд для Кашагана озвучен изданием Euromoney. Но это цифра определяет только то, что уже вложено, а вот цифра окончательного бюджета - $136 млрд! И добываемая нефть делится на две части: первая называется cost oil, вторая – profit oil. Сost oil добывается до тех пор, пока нефтяная компания не возместит своих затрат. Таким образом, получается что, Conoco Phillips теряет на этой продаже колоссальные деньги.

Но почему?  Экономический блок проблем на первый взгляд лежит на поверхности. Основной причиной послужили затраты, выросшие до 46 миллиардов долларов на первом этапе проекта, который завершился на восемь лет позже запланированного срока. Другой немаловажной причиной служит то, что инвестиции в добычу нефти на Кашагане без возможности ее транспортировки бессмысленны. Без строительства нефтепровода ККСТ , против которого возражает Россия, дальнейшая перспектива довольна туманна . Реализация же проекта ККСТ без предварительного заключения раздела де-юре Каспия с Россией, чревато со стороны последней «операцией по принудительному исполнению международного договора». Таким, по крайней мере, видится большинству экспертов причины бегства западных компаний, чего не скажешь о восточных - китайских или индийских, желающих отхватить свою долю от каспийского нефтяного пирога.Впрочем, Казахстан и сам заинтересован в увеличении своей доли в нефтяной и газовой добыче, но и тут существует проблемы. Вот как описывает российский аналитик финансовой компании Renaissance Capital Ильдар Давлетшин положение казахстанских дел в нефтегазовой сфере в интервью Bloomberg:
— "..У Казахстана — огромный потенциал в Каспийском море, но государство должно облегчить условия работы производителей нефти, чтобы привлечь их. Выход иностранных партнеров может замедлить развитие месторождений, так как у «КазМунайГаза» недостаточно опыта для самостоятельной работы."

Кроме недостаточности опыта, у Казахстана не хватает свободных средств, чтобы выкупить долю Conoco Phillips. Для этого Казмунайгазу придется взять кредит у Поднебесной. А если помните, то Казахстан уже брал в Китае кредит $10 млрд. Так вот, часть этих денег уже ушла на финансирование Кашаганского проекта, причем с выполнением определенных обязательств перед кредитором. Понятно, что и новый кредит этот станет связанным по условиям . Вероятно это будет та же схема, что и по "Каражанбасмунаю " и "Мангистаумунайгазу". В каждой из них доля компаний из КНР составляет не менее 50 процентов ( плюс строительство еще одной ветки нефтепровода в Китай, который стал очередным конкурентом российскому ВСТО –Сковородино - Дацен.) Вообще  то, сегодняшняя ситуация с Кашаганом, как ни странно сложилась на руку Казахстану. Все основные инвестиции уже осуществлены, а рыночная цена на объект Кашаган упала существенно. То есть появилась возможность для выкупа долей у партнеров по проекту, тем более, что у Казахстана право первоочередного выкупа. Остается два существенных момента для продолжения нефтяной политики. Первый – поиск источника финансирования, не влезая в финансовую зависимость от Китая.И не случайно в Казахстане заговорили о неэффективности существующих частных пенсионных фондов и объединении их  в Единый пенсионный фонд. Суммарно, пенсионные деньги составляют сумму порядка 21 миллиарда долларов. К тому же это "длинные деньги", которые можно разместить на десятилетия.Остается надеяться, что этот «первый блин комом» позволил получить бесценный опыт государственно частного партнерства, тем более что в сегодняшних проектах задействовано уже более 80 млрд. тенге. В свете этих финансовых проблем у нефтяных проектов по другому выглядит и затеянное государством "народное IPO".

Но кроме рассмотренного нами экономического аспекта причин бегства иностранных компаний, существует и геополитический фактор. Вот он то и является на мой взгляд истинной причиной происходящего. И здесь нужно внимательно присмотреться к той роли, которую играет Россия в каспийском нефтегазовом узле.Вполне понятно участие российских нефтяных компаний в  добыче и транспортировке нефтяных ресурсов Каспия. Себестоимость каспийской нефти относительно высока, в сравнении с уже освоенной западносибирской и предстоящей к освоению восточносибирской. А потому интересует больше не каспийская нефть и газ как таковая, а контроль над поставками, которые могут составить конкуренцию на европейском рынке российскому нефти и газу.Неслучайно, в связи с этим, желание контролировать не только нефтяные и газовые потоки, но и оказывать политическое влияние на осуществление тех или иных проектов в каспийском, да и не только каспийском регионах.Понятно, что такой контроль можно осуществлять через Евразийский Экономический Союз, создание которого так активно продвигает Президент России Владимир Путин. Создание наднационального политического органа – Парламента ЕЭС, позволит  осуществлять нефтегазовую политику России в нужном для нее направлении. Пока же казахстанскому руководству удается сохранять политическую самостоятельность, соблюдая паритет между интересами США (проект Шелковый Путь), ЕС (нефть, газ и космические проекты), Китая (нефть и газ) и Россией.Поиск эффективного способа транспортировки нефти и газа, развитие космической отрасли и других  направлений с высокой добавочной стоимостью, избегая политической зависимости от партнеров и есть та основная задача, которую предстоит решить казахстанскому руководству.И эта вторая проблема –транспортировка нефти, гораздо существеннее. И в этом смысле, морская транспортировка нефти не противоречит международному законодательству и оставляет существенное пространство для маневра.

wordpress.com

 

В проекте ККСТ заинтересована и американская сторона, для финансирования проекта США даже выделили 200 млн. долларов. Но сам по себе факт того, что Казахстан присоединился к проекту Баку-Джейхан через ККСТ, был вынужден заставить Россию пересмотреть свою позицию по нефтепроводу КТК, в сторону расширения последнего. Таким образом, удалось частично снять напряженность с транспортными перевозками. Но это не решило проблемы в корне.Напомним, что ККСТ – это интегрированная система, предназначенная для транспортировки казахстанской нефти с месторождений Тенгиз и Кашаган до нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан и других систем транспортировки УВС. Согласно проекту система ККСТ должна включать два звена. Первое из них – это нефтепровод Ескене – Курык, который должен соединить месторождения Кашаган, Тенгиз и порт Курык. Второе – Транскаспийская система, включающая нефтеналивной терминал на казахстанском побережье Каспия, крупнотоннажные танкеры для морской транспортировки нефти, нефтесливной терминал на азербайджанском побережье, а также соединительные сооружения до системы Баку – Тбилиси – Джейхан.

По подсчетам экспертов Казахстану требуется порядка 7 танкеров для перевозки дополнительного объема нефти водоизмещением около 60 000 тонн.Закупленные Казмортрансфлотом танкеры у фирмы Aframax позволили деверсифицировать поставки углеводородного сырья, но этого явно недостаточно для решения проблем Кашагана. Эту задачу  частично предназначена решить заложенная в порту Курык в 2010 году судостроительная верфь по строительству танкеров и других морских судов.

Морской порт Актау на сегодняшний день практически исчерпал свои возможности по грузоперевозкам , поэтому остро стоит вопрос о второй и третьей очереди строительства порта и к нему проявляют явный интерес Пентагон, но уже как транспортно-логистическому центру. Пентагон также имеет виды на Каспий: так, он намерен в течение шести лет вложить в программу “Каспийский страж” (Caspian Guard) $130 млн. Напомним, что Вашингтон предложил создать подразделения “Каспийской стражи” для охраны нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан и углеводородных ресурсов Каспийского моря. Благодаря программе “Каспийский страж”, США надеются улучшить патрулирование на Каспийском море, обеспечить сохранность границ в регионе, остановить перемещения террористов, оружия и наркотиков и стабилизировать регион в целом.Но эта программа с финансированием в 130 млн. долларов  явно не  достаточна для нужд создания современного конкурентоспособного флота, материальное оснащение и обучение моряков Туркменистана, Азербайджана и Казахстана, которые пока вряд ли способны даже приблизиться по силе и выучке их флота к ВМС России или Ирана, дислоцированным на Каспии.

Немаловажное значение для Казахстана имеет и транспортировка газа. Кроме участия Казахстана в совместном китайско-туркменском газопроводе, предполагается его участие и в газовых проектах в европейском направлении.

Проект "антироссийского" газопровода Nabucco, который долго хоронили  эксперты, кажется, подошел к этапу практической реализации и судя по новостям из Баку, прокладка Транскаспийского газопровода начнется в ближайшие 10 месяцев. Газопровод призван доставлять в Европу сначало азербайджанский, а затем и туркменский газ в обход России, и стать прямым конкурентом газпромовского проекта "Южный поток".Напомним, что летом 2012 года из нескольких маршрутов доставки каспийского газа в ЕС был признан рентабельным маршрут Nabucco West. Консорциум по разработке азербайджанского месторождения "Шах Дениз" выбрал его в качестве приоритетного маршрута для поставки газа в Юго-Восточную и Центральную Европу. Он должен пройти от побережья Туркмении по дну Каспия в Азербайджан и далее, через Грузию, Турцию, Болгарию, Румынию, Австрию и Венгрию — в центральный газовый хаб Евросоюза под немецким Баумгартеном. 6 января  2013 года агентство Trend сообщило, что Nabucco West "наилучшим образом" обеспечит выход на газовый рынок Балкан. В тот же день министр промышленности и энергетики Азербайджана Натик Алиев заявил, что документы по Транскаспийскому газопроводу почти готовы.По его словам, Ашхабад готов поставлять в ЕС по 30 млрд кубометров газа ежегодно, и вскоре главы Туркмении, Азербайджана и Евросоюза подпишут политическое соглашение. А затем и соглашение о начале строительства Транскаспийского газопровода. Тот факт, что его цена выросла с озвученных ранее $2 млрд до суммы почти в $7 млрд., никого, по видимому, не смущает.

Днем ранее, 5 февраля, турецкий премьер Реджеп Эрдоган призвал власти ЕС взять под свой особый контроль реализацию проекта газопровода Nabucco West — европейского участка трубы. Анкару и ее союзников из Вашингтона беспокоит, что в Европе проект реализуется не так быстро, как в Закавказье и Анатолии.Этому предшествовали другие значимые сообщения. 28 января компания Nabucco Gas Pipeline International GmbH подписала соглашение с компанией-подрядчиком Saipem в целях осуществления первичных проектно-инженерных работ по Nabucco West. В соглашение включены первичные проектно-инженерные работы по прокладке трубопровода диаметром 48 дюймов на расстояние в 1326 километров, стратегический анализ информации, оценка рисков.

Перед этим, как сообщил сайт 1news.az, между акционерами газопровода Nabucco и акционерами консорциума по разработке месторождения "Шах Дениз" подписано соглашение о сотрудничестве, финансировании и долях."Акционеры достигли принципиальной договоренности о совместном финансировании разработки проекта Nabucco West, обсудив все, вплоть до окончательного решения о выборе маршрута поставок азербайджанского газа на рынок Европы", — сообщил глава управляющего комитета Nabucco Ханс Петер Флорен.

И вот 6 февраля 2012 года стало известно, что турецкий государственный трубопроводный оператор Botas отклонил заявку местной "дочки" Газпрома Bosphorus Gas на импорт казахстанского природного газа в объеме 750 млн куб. м в год, передает Reuters со ссылкой на источники в энергетической отрасли Турции. Botas обосновал свой отказ инфраструктурными сложностями и интересами собственной энергетической политики. После отказа Bosphorus Gas, скорее всего, не сможет получить лицензию на импорт газа в Турцию.Наиболее вероятным является то, что отказ вызван планами поставок казахстанского газа по все тому же газопроводу Nabucco West. Таким образом, цель создания этого маршрута обозначена предельно четко: исключить Россию из числа посредников при поставках среднеазиатских ресурсов куда бы то ни было.

Российской стороне, похоже, нечего противопоставить этим планам. Москва и ранее активно и публично торпедировала все попытки построить ТКГ как на уровне СНГ, так и на уровне каспийской "пятерки".Азербайджан и Туркмения неоднократно заявляли о том, что ТКГ пройдет внутри национальных секторов этих двух стран, и поэтому остальные прибрежные страны Каспия не могут диктовать Баку и Ашхабаду, что им нужно делать в своих территориальных водах. К тому же все прикаспийские страны уже ведут добычу нефти и газа в своих секторах моря.Однако Москва настаивает на том, что деление на национальные сектора было чисто условным и пока пять стран не подписали рамочного документа о правовом статусе Каспия, ни одна из них не вправе строить трубопровод по дну Каспия, даже внутри своих «национальных секторов»

А строительство ТКГ будет означать де-факто признание раздела Каспия на сектора. Это для России совершенно неприемлемо, и ей придется действовать в духе операции по принуждению Грузии к миру. «На этот раз придется принуждать Ашхабад и Баку к соблюдению международного права. Возможно, что и путем авиаударов, если они по-другому не понимают, – считает Александров, завотделом Института стран СНГ.

"Ситуация такова, что этот вопрос является предметом переговоров по статусу Каспийского моря, который не согласован, — сказал в среду посол РФ в Азербайджане Владимир Дорохин на заседании Каспийско-Европейского Интеграционного Делового Клуба. — Тут есть позиция России и Ирана, которые считают, что Транскаспийские трубопроводы могут строиться при условии, если экологическая экспертиза согласована всеми прикаспийскими странами. А также позиция Азербайджана, Казахстана и Туркменистана, которые считают, что экологическая экспертиза должна быть утверждена только теми сторонами, которые вовлечены в какой-либо конкретный проект. Мы считаем, до тех пор, пока сами прикаспийские страны по этим вопросам не договорились, затевать какие-либо конкретные проекты было бы нецелесообразно", — отметил Дорохин.

Иран тоже отказывается менять свою позицию.И это неудивительно, потому что доказанные ресурсы нефти на шельфе составляют около 10 миллиардов тонн, общие ресурсы нефти и газоконденсата оцениваются в 18-20 миллиардов тонн. Иран стремится получить права на большую их часть, чем считают справедливым другие участники переговоров.По словам президента Института Ближнего Востока Евгения Сатановского:"... Тегеран, в свою очередь, активизирует свои территориальные претензии по Каспию, ведь он уже требует 20% бассейна вместо тех 12%, которые ему предлагают сегодня."

На официальном уровне отношения Ирана с Россией выглядят гораздо лучше, чем его отношения с большинством развитых стран. Однако Москва регулярно проявляет осторожность в сотрудничестве с ближневосточным соседом. Намерения Ирана очевидны, но политика России кажется неоднозначной. После прошлогодних учений «Кавказ-2011» некоторые эксперты утверждали, что, судя по составу противоборствующих сил и характеру их действий, учились  воевать не с кем-нибудь - с армией Ирана. Сценарий может быть таким. Израиль и Соединенные Штаты, озабоченные близким завершением иранской ядерной программы, все же решаются на военный удар по этой стране. Загнанный в угол режим аятолл давно пообещал в таком случае начать бить по американским интересам всюду, куда руки дотянутся.

Дотянуться они у Ирана могут, в первую очередь, до нефтепромыслов в окрестных странах.  Есть  версии о том, что в ожидании бомбардировок со стороны США и Израиля, Иран готовится к нанесению ударов возмездия по крупнейшему казахстанскому месторождению Тенгиз, разрабатываемому "Shell" или по азербайджанским шельфовым месторождениям "ВР-Amoco".

По подобной же схеме от иранцев может достаться и Азербайджану, известному своей отчетливой проамериканской ориентацией по многим проблемам. К тому же, некоторые горячие головы в Тегеране не раз называли значительную часть этой страны «Северным Азербайджаном». С вытекающими из этого тезиса территориальными претензиями, поскольку то, что некоторые политики считают «Южным Азербайджаном», входит в состав Ирана с XIX века.

Мало кто знает, что флотилия уже высаживала десант на берег Ирана. Было это в 1920-м году, во время гражданской войны в России. Флотилия, правда, тогда называлась Волжско-Каспийской, но сути это не меняет. Десант высадился в иранский город Энзели - тот самый, где построен нынешний новосел Каспия - эсминец «Джамаран-2».  Кончилось дело провозглашением Гилянской Советской Республики, которая просуществовала до сентября 1921 года.

И еще. К «дипломатии канонерок» на Каспии прибегали и не в столь древние времена. 23 июля 2001 года иранский боевой корабль и два истребителя вынудили азербайджанские исследовательские суда «Геофизик-3» и «Алиф Гаджиев», проводивших работы по заказу кампании BP-Amoco, покинуть лежащее в 60 милях к северу от иранских территориальных вод месторождение, которое Азербайджан называет «Алов». В Баку выразили протест, но дело было сделано. ВР-Amoco разведку свернула.

О серьезности намерений Росcии на Каспии говорят и военные приготовления.

В начале июля Каспийская флотилия России пополнится новым ракетным кораблем проекта 11661 «Дагестан». Он станет самым мощным в составе российских военно-морских сил на Каспии, на вооружении которого стоит новейший универсальный ракетный комплекс «Калибр-НК», способный применять высокоточные ракеты по надводным и морским целям. Дальность применения комплекса из 8 ракет составляет до 300 километров, однако ряд средств массовой информации утверждает, что он способен поражать наземные цели на дальностях до 2600 километров.

Мнение заместителя президента академии геополитических проблем, доктора военных наук, капитана 1 ранга Константина Сивкова:

– На кораблях типа «Дагестан» могут быть установлены ракетные комплексы с дальностью стрельбы 250-300 километров. Ракетный комплекс «Калибр-НК», о котором идет речь, является аналогом американского «Томагавка». ... У этих ракет боевая часть – полтонны, а там самый крупный корабль имеет водоизмещение 1500 тонн. Его просто разнесет в клочья. Поэтому я считаю, что «Дагестан» ориентирован на применение по наземным целям. Но для поражения наземных целей нескольких ракет, которые он несет, будет маловато. Они обеспечат поражение в лучшем случае одного объекта, такого как аэродром или командный пункт.

– Я сегодня не вижу там для него задач. Если бы имел место военный конфликт с Ираном, намного эффективней был бы удар Ту-95МС или Ту-160, которые несут ракеты, аналогичные тем, что установлены на «Дагестане». У них этих ракет значительно больше. Плюс самолеты очень мобильны и обладают большей боевой устойчивостью. Чтобы нанести серьезный ущерб военным объектам противника, нужно сделать залп 200-300 ракет. На это у нас способна только стратегическая авиация. К тому же сегодня последнее, что хотел бы получить Иран, это обострение отношений еще и с Россией. Он и так в международной изоляции. Поэтому не стоит ожидать военного конфликта между нашими странами. Я думаю, что корабль с таким вооружением гораздо нужнее в составе других флотов России, а на Каспии он является совершенно избыточным.

– Видимо, рассматривается вероятность его применения в направлении Центральной Азии или в случае обострения ситуации на Кавказе. Конфликты между Южной Осетией и Грузией, Арменией и Азербайджаном продолжают тлеть.

 

 

Давно объявлено, что до 2020 года  российская Каспийская флотилия получит дополнительно 16 боевых кораблей.В Зеленодольске (Татарстан) в пятницу, 25 января, состоялась церемония закладки пятого малого ракетного корабля (МРК) проекта 21631 «Буян-М». Как сообщает «Центральный военно-морской портал», корабль получит название «Серпухов» и войдет в состав Каспийской флотилии ВМФ России.Ракетные корабли проекта 21631 относятся к классу «река-море» и предназначены для охраны экономической зоны России. МРК имеют полное водоизмещение в 949 тонн при длине в 75 метров и ширине в 11 метров. Корабли рассчитаны на экипаж 52 человека и способны автономно выполнять задачи в течение 10 суток. «Буян-М» развивают скорость до 25 узлов и могут преодолевать до 4630 километров.На вооружении МРК проекта 21631 стоит артиллерийская установка АУ-190 «Универсал» калибра 100 миллиметров, две пулеметные установки калибра 14,5 миллиметра и три 7,62-миллиметровых пулемета. Кроме того, корабли вооружены 30-миллиметровыми зенитными артиллерийскими комплексами «Дуэт», ракетами «Калибр» или «Оникс» (противокорабельные), а также пусковыми установками 3М47 «Гибка» под управляемые зенитные ракеты «Игла» или «Игла-М».

Кроме того, в арсенале Каспийской флотилии появятся и береговые ракетные комплексы «Бастион», которые способны уничтожать надводные цели сверхзвуковыми крылатыми ракетами «Яхонт» на дальности до 300 км. Также на боевое дежурство на Каспии заступят три новейших десантных корабля. При этом не надо забывать о флагмане Каспийской флотилии – сторожевом корабле «Татарстан», зачисленном в состав ВМФ в 2002 году. Его ударный комплекс «Уран» способен на дальности в 130 км уничтожить любой объект противника.

Всего российская каспийская флотилия состоит из 14 боевых кораблей. В том числе двух ракетных кораблей 2-го ранга, малых ракетных кораблей - 2, малых десантных кораблей на воздушной подушке - 2, ракетных катеров - 4, тральщиков - 3.

На каспийском побережье Дагестана развернут мобильный противокорабельный береговой ракетный комплекс «Бал-Э» дальностью 120 км, а на черноморском побережье Кавказа — комплекс «Бастион» со сверхзвуковой противокорабельной ракетой «Яхонт» дальностью 300 км. А, например, базу новейших стратегических ядерных подлодок на Камчатке пока охраняет лишь древний аналог «Бастиона» – комплекс «Редут». Кроме того идет перевооружение войск и ВВС в Южном военном округе (ЮВО) на Северном Кавказе. Войска ЮВО, оснащаются современными средствами связи и бронетехникой (танки Т-90А и Т-72БМ, БМП-3 и БТР-82А) на 65—70 процентов, авиацией почти на сто, в то время как в целом по Вооруженным силам современной техники сейчас 16 процентов.Из состава оперативно-стратегического командования «Юг» каспийцам вскоре будут переданы некоторые авиационные части.

Военно-морские силы прикаспийских государств.

На днях в Каспийском море произошло многозначительное событие. В иранском порту Энзели с большой помпой военно-морским силам этой страны передан новейший ракетный эсминец собственного производства «Джамаран-2» ,с новой системой двигателей, улучшенной системой боевого управления и улучшенными навигационными системами. Мало того, в связи со спуском на воду указанного эсминца министр обороны Ирана Ахмад Вахиди заявил о планах Ирана построить и запустить новые подводные лодки и беспилотники в Каспийском море. Иран готов сформировать общие вооруженные силы в Каспийском море в целях обеспечения безопасности региона, добавил Вахиди.

А еще ранее командование иранских ВМС сообщало о намерении развернуть (не исключено, что и на Каспийском море) новые 1000-тонные корветы типа “Моудж” собственной постройки с ракетным и противолодочным вооружением и вертолетом на борту.

Фото militaryparitet.com

В церемонии принял участие президент Ирана Махмуд Ахмадинежад, министр обороны Ирана Ахмад Вахиди и начальник генштаба Вооруженных сил Хасан Фирузабади.Отметим, что это первый крупный боевой корабль Ирана, появившийся в акватории Каспия. Хотя у этой страны здесь и без того давно создан значительный военный флот, включающий в себя порядка 90 боевых единиц. По преимуществу – катеров различного назначения и тральщиков.

Правда, объявив «Джамаран-2» эсминцем, Тегеран явно погорячился. По водоизмещению (1400 тонн) и по длине корпуса (94 метра) это, скорее, корвет. Но вот вооружение… Оно достаточно мощное. Основа – разработанный в Китае противокорабельный ракетный комплекс средней дальности YJ-82 («Атакующий орел» Yingji-82, экспортное обозначение - C-802). Каждая ракета на конечном участке траектории развивает сверхзвуковую скорость (М=1,5). Две артиллерийские установки, торпедные аппараты, вертолет. В общем – сила, с которой надо считаться.

Фото militaryparitet.com

Вдохновленный этим обстоятельством и склонный к громким политическим жестам Ахмадинежад, пользуясь случаем, пригрозил: «Эсминец служит предупреждением для тех, кто хочет поставить под угрозу безопасность соседних народов».Если бы «Джамаран-2» был построен для войны против американцев или израильтян – его следовало бы спускать на воду туда, где припекает уже много лет – в воды Индийского океана или Персидского залива. Там, у кажущейся бездонной мировой нефтяной кладовой, сменяя один другого, безотлучно стоят на якорях авианосцы и крейсера Соединенных Штатов. Ирану почти нечего противопоставить этой армаде. Поэтому новенький ракетный эсминец при любых раскладах в Персидском заливе для военных страны победившей исламской революции не был бы лишним. Нет же – его спустили на воду отчего-то именно на Каспии.

Даже беглый взгляд на боевые возможности всех прикаспийских государств не оставляет сомнений: у ракет «Джамарана-2» нет никаких иных достойных целей, кроме кораблей российской Каспийской флотилии. Но даже объединенные силы ВМФ АзербайджанаТуркмении и Казахстана при нынешней расстановке сил уже сейчас не в состоянии никоим образом противостоять каспийской группировке ВМС Ирана:
"По данным международных источников, ВМС Ирана на Каспии представлены двумя силами – армией и стражами исламской революции. Они базируются в Энзели и Ноушехре. Всего Иран имеет на Каспии около 90 мелких кораблей. Самыми ценными из них являются ракетные катера, принятые на вооружение в 2003 и 2006 гг. и имеющие китайские ракеты с дальностью стрельбы 120 км. Иран стал второй после России страной на Каспии, располагающей морскими ударными ракетами.
По существующим оценкам, в настоящее время Иран способен в короткое время в 1,5 раза увеличить группировку своих кораблей на Каспии путем переброски катеров из Персидского залива.

Иран имеет 3 ВМБ на Каспии - Бендер-Мехшехр, Бендер-Энзели, Бендер-Пахлави (учебная). У ВМС Ирана на Каспии около 90 судов, в том числе суда китайского производства, оснащенные ракетами с дальностью стрельбы 120 километров. Тегеран озвучил планы развернуть на Каспии несколько судов-вертолетоносцев.Кроме эсминцев типа «Джамаран» ведется строительство малых ракетных катеров типа Peykaap II. Всего планируется ввести в строй 75 единиц. При водоизмещении менее 14 тонн они развивают 52-узловую скорость. Их вооружение состоит из двух противокорабельных ракет FL 10 (С-701) китайского производства. Дальность стрельбы – 15-20 километров, масса боевой части – около 30 килограммов. Не исключено появление на Каспии малых подводных лодок ВМС Ирана, серийное производство которых освоено с помощью Северной Кореи. По данным некоторых источников, одна-две мини-субмарины типа Ghadir уже действуют в акватории этого моря. Основное вооружение – торпеды. Могут транспортировать боевых пловцов.

 

Азербайджан

Флагман – сторожевой корабль Qusar (бывший «Бакинец» проекта 159А) - после длительной модернизации сохранил два реактивных противолодочных бомбомета РБУ-6000. Было усилено и его артиллерийское вооружение. К двум спаренным 76-мм артиллерийским установкам АК-726 добавились два спаренных 30-мм автомата АК-230. Противолодочный потенциал получил и сторожевой катер Р219 (бывший спасательный проекта 368У). Помимо спаренной 25-мм зенитной установки 2М3М и 14,5-мм пулемета его оснастили двумя реактивными бомбометами РБУ-1200.

 

Казахстан

Казахстан строит военно-морскую базу в Актау. Небольшие группы казахских курсантов учатся в Соединенных Штатах, Турции, России, Германии, Индии и Пакистане. До 2004 года у Астаны были лишь пограничные катера и один сторожевой корабль. Позднее у Украины было приобретено несколько катеров типа «Гриф» и 4 патрульных катера типа «Калкан». В 2006 году Южная Корея передала Казахстану 3 артиллерийских катера типа «Sea Delphin». В 2010 году США передали Казахстану четыре десантных катера на безвозмездной основе по программе пятилетнего плана сотрудничества между министерствами обороны РК и Соединенных Штатов. В России заказаны два ракетных катера типа «Супер Барс», заложены на заводе «Зенит» в 2010 году. Достигнуто соглашение о подготовке на базе разведывательно-диверсионного центра ВМС Азербайджана личного состава морского спецназа Казахстана.

 

Туркмения

Строительство военно-морской базы в порту Туркменбаши планируется завершить к 2015 году. В 2002 году на вооружение сил береговой охраны поступили новые украинские патрульные катера типа «Калкан-М» и «Гриф-Т». В 2003 году от Ирана в долгосрочную аренду получены семь катеров береговой охраны и один эсминец. В рамках сотрудничества с министерством обороны США на вооружение ВМФ Туркменистана поступил патрульный катер класса Point Jackson. В 2009 году стало известно, что ВМС Туркмении получили два российских патрульных катера «Соболь». В 2008 году Туркменистан приобрел в России три сторожевых корабля с телеуправляемыми ракетами. В России заказаны два ракетных катера типа «Молния» проекта 12418. Каждый из них будет нести 16 противокорабельных ракет комплекса «Уран-Э» с дальностью стрельбы до 130 километров. В 2011 году у Турции куплены два быстроходных патрульных катера стоимостью 55 миллионов евро.