При слове «кокпар» в первую очередь вспоминается национальное телевидение, изредка транслирующее этот национальный вид спорта по праздникам, в основном, на Наурыз. На экране кокпар выглядит так: парни в идеально чистых национальных костюмах, как правило, в шлемах, на холённых конях где-то вдалеке сражаются за тушу козла. Раньше не понимал этот вид спорта, не из-за того, что я разделяю взгляды защитников прав животных, а просто потому что совершенно не понимал правил игры, и кокпар для меня по степени интересности превосходил, пожалуй, только кёрлинг. К тому же по требованию тех же организаций по защите прав козлов, видимо, скоро тушы животных будут заменены на муляжи, и возможность увидеть классический кокпар по телевизору вряд ли выпадет.
Недавно я своё мнение о кокпаре изменил на прямо противоположное — если смотреть его не по телевизору, а своими глазами, то зрелище это весьма потрясающее. В июле на лагере Международной академии бизнеса «Улытау», где его участники изучали казахский язык и традиции, удалось увидеть это состязание на расстоянии вытянутой руки. Соревновались не профессиональные кокпарщики, а жители близлежащего аула, что, честно говоря, придавало игре больше национальной аутентичности, чем если бы на них были национальные костюмы. Предлагаю небольшой фоторепортаж с места событий.
Орудие игры.
Мальчик подошёл и спросил, жив ли ещё козёл. Для местных убийство козла для игры — не жесткость, а традиция, поэтому относятся к нему без ужаса и презрения.
Подготовка туши козла к игре.
Пока один человек готовит тушу козла для кокпара, местные джигиты развлекаются другими играми.
Аударыспак — национальный вид конной борьбы, где каждый из состязающихся стремится сбросить или стянуть соперника с лошади, либо заставить его коснуться земли любой частью тела. Самой же почётной победой считается та, когда борец перетягивает соперника на свою лошадь и укладывает его поперёк седла. Для достижения своей цели каждый из соперников пытается, прежде всего, выполнить хороший захват, основными из которых являются следующие: «а) захват за пояс («белден устау»); б) захват за пояс сзади («арттан устау»); в) захват сбоку за пояс с двух сторон; г) захват за рукав куртки («шапана») с одной стороны». Весьма распространенными являются захват за руки, либо обхват корпуса соперника. По правилам каждый из борцов имеет право производить упор ногами в корпус своей лошади и лошади соперника.
Тенге алу. По идее всадники должны на скаку подбирать мешочки, наполненные деньгами. Так как ни у кого из присутствующих столько денег не было, всадники обошлись жёлтыми платками.Собственно сам кокпар.
Зрители — слушатели лагеря «Улытау» и местные жители.
Бата.
Спасибо за просмотр! Читайте меня в Твиттере: @YakovFedorov