kk
Default banner
Кино
Кино
1 048 постов414 подписчиков
Все о кино: обзоры, мнения, рецензии, новинки.
1

Мотивация «уничтожу весь мир,потому что я злой» в современном мире не прокатывает даже для семилеток

«Лигу справедливости» Зака Снайдера я досмотреть до конца не смог. Выключил часа через два после начала. Как говорили когда-то в интернете – ниасилил. Потерял всякое понимание того, зачем смотреть этот фильм дальше.

И дело не в том, что это супергеройское кино. Кино про супергероев тоже может быть очень классным. Абсолютный, неоспоримый и идеальный тому пример – трилогия о Бэтмене Кристофера Нолана. Второй фильм, в котором Джокера играл покойный Хит Леджер, и третий фильм, в котором совершенно блестяще сыграл Том Харди, были не просто эталонами жанра для супергеройского кино – они были отличными фильмами вне зависимости от любого жанра. Фильмами, которые тянуло смотреть и пересматривать снова и снова.

А все дело в том, что Нолан понимал зрителя. Он понимал, что в наше циничное время нельзя на серьезных щах рассказывать историю про супергероев в трусах и плащах, спасающих мир. Он понимал, что для того, чтобы режиссер мог отважиться на такой рассказ, ему нужна одна принципиальная вещь – мощный антигерой. Человек с собственной, понятной каждому мотивацией. Антигерой, которому зритель будет сопереживать едва ли не больше, чем Бэтмену с его деньгами, техникой и мышиной маской.

И в каждой части нолановского Бэтмена такой антигерой был. И всем было понятно, чего он хочет.

Взять Джокера, которого сделал Хит Леджер. Джокер был отверженным, сумасшедшим. Его поддерживали точно такие же отверженные и сумасшедшие. Психи, наркоманы, узники сумасшедших домов. Люди, к которым относились как к людям второго сорта, которых не воспринимал всерьез никто – ни мафия, ни правительство. Джокер заставил относиться к себе серьезно, едва не уничтожив мир, в котором жили первые и вторые.

У Бэйна, которого сыграл Том Харди, мотивация была еще проще. Если Джокер представлял маргиналов, то Бэйн – синих воротничков, солдат, чернорабочих. Людей, которых в мире большой политики и больших финансов никогда не рассматривали на равных, но от которых этот мир зависел на сто процентов. Бэйн этой зависимостью воспользовался и почти победил, потому что солдаты и преступники – это все-таки более надежная основа, чем сумасшедшие. То, что делал Бэйн, было, по сути, социализмом крайнего толка, было узнаваемо, в истории такое было много раз.

Каждый из антигероев Нолана принадлежал к людям, которых считали людьми второго сорта, и которые отчаянно хотели перестать ими быть, и делали это по своим правилам. Это была нормальная мотивация, понятная каждому. Добавляла убедительности еще и звериная харизма актеров. Хит Леджер играл свою последнюю в жизни великую роль. Том Харди одними глазами всегда мог добиться большего эффекта, чем какой-нибудь бьющийся в истерике ДиКаприо. Они были убедительны. Они заставляли себе поверить.

А теперь вернемся к «Лиге справедливости». В долгожданной четырехчасовой эпопее должен ведь быть крутой антигерой, верно? Должен. Но его нет. Вместо антигероя здесь – похожий на чудовищного рогатого ежа на стероидах (привет Анджею Сапковскому, которого сценаристы не читали) монстр по прозвищу, почему-то, Степной Волк (привет Герману Гессе, которого сценаристы тоже не читали). И чего же он хочет? Он хочет уничтожить весь мир. Чтобы что? Чтобы… ну, чтобы всем было плохо. Потому что он злой. Ну и еще у него есть загадочный повелитель, который хочет уничтожить весь мир, чтобы всем было плохо, потому что он злой.

Мотивация «уничтожу весь мир, потому что я злой» в современном мире не прокатывает даже для семилеток. Потому что совершенно непонятно, что же будет делать в уничтоженном мире сам злодей. Видимо, сидеть на развалинах и удовлетворенно курить.

Антигерой в фильме никакой, поэтому смотреть четыре часа на то, как команда героев сначала не хочет собираться, потом пытается собраться, а потом долго, утомительно и с большими потерями его побеждает – сложно. Он как неуловимый Джо, который никому нафиг не нужен. Тем более, что всем очевидно, что на смену этому Степному Волку в следующей серии придет какой-нибудь Лесной Бобр.

Может быть, в фильме вызывают симпатию хотя бы герои? Ну как вам сказать…

Бен Аффлек в роли Бэтмена жалок. Его мордатое лицо и щетина еще нормально смотрятся без маски, но как только Аффлек превращается в Бэтмена, то сразу начинает казаться, что он давно и беспробудно пьет. Киборг – очевидная калька с Железного человека, которому попытались создать собственную историю, и эта история состоит в том, что он когда-то попал в смертельную аварию, его спас родной отец, превратив в непобедимого супергероя, и за это Киборг всю жизнь на отца обижен. Логика? Нет, не видели.

Амазонки – это вообще полная жесть. Еще великий Станислав Лем когда-то писал что-то в том смысле, что ни один вымышленный мир не может существовать в воздухе, сам по себе. Иначе говоря, если ты создаешь мир, в котором летают драконы, ты должен как-то объяснить этот процесс – ну, пусть у них будут полые кости, как у птиц. Потому что иначе мир не внушает доверия.

Так вот, вся история с амазонками – это дракон, про которого не объяснили, как он летает. Потому что первый же возникающий у любого нормального человека вопрос состоит в том, как они вообще ухитряются размножаться? Уже не говоря о том, что эти поразительные люди, пять тысяч лет охраняя артефакт, от которого зависит судьба Вселенной, в современном мире продолжают это делать с помощью луков, стрел и голых задниц – ну и поэтому теряют его примерно за минуту. Спрашивается, стоило ли столько лет стараться.

Я понимаю, что занимаюсь неблагодарным делом, пытаясь препарировать супергеройское кино с помощью логики – но проблема-то в том, что этому жанру нужна хоть какая-то логика, иначе герои превращаются в диких марионеток, которым невозможно сопереживать. Нолан понимал, как делать супергеройское кино, чтобы его можно было смотреть. Зак Снайдер тоже это понимал, когда делал «Хранителей». Но потом он это понимать, видимо, перестал. Как, кстати, и сам Нолан – иначе не засветился бы среди продюсеров.

В фильме есть парочка прикольных камео. Комиссара Гордона играет Дж.К.Симмонс – так и хочется, чтобы он снял парик и закричал «Not quite my tempo!». Мэра норвежского городка, в котором живет Аквамен, играет Ингвар Сигурдссон – он в драме «Эверест» когда-то шикарно сыграл нашего альпиниста Анатолия Букреева. А отца Киборга играет актер, который во втором Терминаторе играл создателя Терминатора Майлза Дайсона. То есть он создавал киборга там, и создает киборга здесь. Молодцы авторы, прикольная отсылка, поиграли со смыслами, хорошо. Но почему этой фантазии не хватило на весь сценарий?

И только красивая Галь Гадот, как певица Зыкина из грузинского анекдота, весь фильм может просто ходить и радовать глаз. Ничего больше от нее не требуется. Чтобы бы она ни делала – у нее все получается хорошо. Галь Гадот аман болсын. В следующий раз можно снимать только ее. На фоне много пьющего Бэтмена и чудовищно пафосных всех остальных – получится идеально.

Пост с Телеграм