Хочешь от кого-нибудь, чего-нибудь добиться, узнай какая у него мотивация. Зачем он ходит на работу, о чем мечтает, чего ему не хватает. Далее упрощенное изложение теории и обещание практики.
Самая известная теория мотивации носит имя «Пирамида Маслоу». (На самом деле известный американский психолог носил фамилию Маслов, он был из семьи эмигрантов, выехавших в начале 20-го века из Киева.)
До теории Маслоу менеджмент выглядел очень простым делом. Дал денег людям, они сразу начали работать. Но когда везде платить стали более-менее хорошо, оказалось, что все-таки работают люди по-разному. То есть дело не только в деньгах. Психолог Маслоу высказал предположение, что человеческое поведение определяется широким спектром потребностей.
Обычно эти потребности выстраивают в пирамиду, которая так и называется Пирамида Маслоу. Но любопытно, что ученые до сих пор спорят, рисовал ли психолог такую диаграмму. Иерархию потребностей Маслоу вывел, но все-таки считал, что все зависит от индивидуальных особенностей каждого человека. А пирамиду придумали немцы, чтобы теорию упростить. Мы пошли дальше и еще раз ее упростили.
В 60-х годах 20 века появилась еще одна теория, которая разделила менеджеров по стилю управления.
Менеджер X считает Менеджер Y считает
Автор этой теории Мак Грегор основывался на том, что постулаты, лежащие в основе теории X, основное значение придают власти; те же, что лежат в основе теории Y, - профессиональному росту и самостоятельности.
Японцы привнесли в словарь менеджмента еще одно понятие - "теория Z". По ней эффективное управление должно охватывать работников всех уровней, рассматривая их как одну большую семью. Как во всякой идеальной семье, они трудятся в полном согласии, двигаясь к одной и той же цели. Менеджеры, которые придерживаются теории Z, считают, что, если работники испытывают чувство общности и принадлежности к коллективу, они скорее будут трудиться на совесть и с большим энтузиазмом стараться достичь наилучшего конечного результата.
Этот пост - мое вольное изложение главы из нашей с Ержаном Сулейменовым книжки «Организация работы службы новостей». Теории собственно можно легко отыскать в Интернете. Следующий пост будет о практике, какие стимулы мы использовали в своей работе как медиа менеджеры. А мне интересно, какие менеджеры вам чаще всего попадаются...