Давно мыслил написать об этом. Итак, часто слышу я в адрес «немузыкантов» такие слова: «Ты-же не имеешь музыкального образования?! Как ты можешь делать музыку?» Так вот вы удивитесь – многие великолепные музыканты не имели такого образования. Они просто брали уроки музыки в частном порядке. К примеру, это был урок теории музыки, урок композиции и урок по обучению игры на инструменте, обычно это было фортепиано – для овладения им. И вот одни из таких «крутышек» была российская «Могучая кучка». О них будет сегодня речь.
«Могучая кучка» - творческое содружество российских композиторов, сложившееся в Санкт-Петербурге в конце 1850-х и начале 1860-х годов. В него вошли: Милий Балакирев , Модест Мусоргский, Александр Бородин, Николай Римский-Корсаков и Цезарь Кюи. Идейным вдохновителем и основным немузыкальным консультантом кружка был художественный критик, литератор и архивист Владимир Васильевич Стасов. Жизнь их всех прошла с середины 19 и до начала 20 веков.
Название «Могучая кучка» впервые встречается в статье Стасова «Славянский концерт г. Балакирева» (1867): «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». Название «Новая русская музыкальная школа» было выдвинуто самими участниками кружка, которые считали себя наследниками Михаила Глинки и свою цель видели в воплощении русской национальной идеи в музыке.
Первоначально в составе кружка были Балакирев и Стасов, увлечённые чтением Белинского, Добролюбова, Герцена, Чернышевского. Своими идеями они вдохновили и молодого композитора Кюи, а позже к ним присоединился Мусоргский, оставивший чин офицера в Преображенском полку ради занятий музыкой. В 1862 году к балакиревскому кружку примкнули Римский-Корсаков и Бородин. Если Римский-Корсаков был совсем молодым по возрасту членом кружка, взгляды и музыкальный талант которого только начинали определяться, то Бородин к этому времени был уже зрелым человеком, выдающимся учёным-химиком, дружески связанным с такими гигантами русской науки, как Менделеев, Сеченов, Ковалевский, Боткин.
В 70-х годах «Могучая кучка» как сплочённая группа перестала существовать. Деятельность «Могучей кучки» стала эпохой в развитии русского и мирового музыкального искусства.
Милий Балакирев — композитор, пианист, дирижёр, глава «Могучей кучки».В детском возрасте брал уроки игры на фортепиано. Состоял вольнослушателем на математическом факультете Казанского университета. В Петербурге Балакирев встретился с Глинкой, который убедил молодого композитора посвятить себя сочинению музыки в национальном духе. Серьёзным музыкальным образованием Балакирев обязан главным образом самому себе. В 1855 году он впервые выступил перед петербургской публикой в качестве виртуоза-пианиста. Вскоре Балакирев вследствие тяжёлого душевного кризиса отошёл от музыкальных занятий, для заработка устроился рядовым служащим на Варшавской железной дороге. Систематического курса Балакирев никогда не проходил. В Казанском университете, на математическом факультете, Балакирев пробыл менее двух лет, живя, главным образом, на скудные средства от уроков музыки.
Владимир Стасов - музыкальный и художественный критик, историк искусств, архивист, общественный деятель. Стасов был отдан отцом в только что созданное Училище правоведения. Ещё в Училище Стасов проникся живым интересом к музыке, но особых композиторских задатков в себе не нашел, и решил впервые попробовать свои силы на поприще критика. Стасов закончил Училище, после чего пошел на службу помощником секретаря в Межевом департаменте Сената, секретарем в Департаменте герольдии, помощником юрисконсульта в Департаменте юстиции. Стасов свободно владел шестью языками. когда в «Отечественных записках» появились его первые статьи, началась литературная деятельность критика. С тех самых пор Стасов еще и начал писать небольшие обозрения по вопросам живописи, скульптуры, архитектуры и музыки. Даже был заключен в Петропавловскую крепость. С его помощью и оформилось художественное объединение композиторов, ставшее известным под именем, данным Стасовым «Могучая кучка».
Александр Бородин родился в Санкт-Петербурге от внебрачной связи. Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, изучал немецкий и французский языки и получил прекрасное образование. Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость. Обучался игре на музыкальных инструментах —на флейте и фортепиано, а с 13 лет — на виолончели. В возрасте 10 лет стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни. Бородин поступил вольнослушателем в Медико-хирургическую академию. Изучая медицину, Бородин продолжал заниматься химией. Вскоре, работая в госпитале, познакомился с находившимся на лечении офицером Модестом Мусоргским. Бородин получил степень доктора медицины, проведя химические исследования и защитив диссертацию. Ещё во время учёбы в Медико-хирургической академии Бородин начал писать романсы, фортепианные пьесы, чем вызывал неудовольствие своего научного руководителя, считавшего, что занятие музыкой мешает серьёзной научной работе. По этой причине во время своей стажировки за границей Бородин, не отказавшийся от музыкального творчества, вынужден был скрывать его от коллег. По возвращении в Россию, он познакомился с композитором Балакиревым и вошёл в его кружок (получивший в позднейшей традиции название «Могучая кучка»). И еще, заслугой Бородина перед обществом является активное участие в создании и развитии возможностей для получения женщинами высшего образования в России. Огромное значение для международного признания русской культуры имели музыкальные произведения Бородина, благодаря чему и он сам получил мировую известность именно как композитор, а не деятель науки, которой посвятил бо́льшую часть своей жизни.
Римский-Корсаков игре на фортепиано композитор обучался дома, а потом в пансионе, где уроки музыки были в числе прочих общеобразовательных дисциплин. Известно, что с детства он был увлечён музыкой. Чувствуя необходимость получения более профессиональных музыкальных навыков, Римский-Корсаков брал уроки у пианиста. После знакомства с Милием Балакиревым, юный композитор сразу стал членом «Могучей кучки», оказавшего решающее воздействие на формирование его личности и эстетических взглядов композитора. Руководивший работой более молодых коллег Балакирев не только подсказывал верные композиторские решения для создаваемых ими сочинений, но и помогал товарищам с инструментовкой. Вскоре Римский-Корсаков был назначен на морскую службу, благодаря чему посетил ряд стран — Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. Впечатления от морской жизни воплотились через некоторое время в морских пейзажах, которые ему удалось запечатлеть в своих произведениях средствами оркестровых красок. В середине 1870-х работал над совершенствованием своей композиторской техники. Именно в этот период Римский-Корсаков обнаруживает серьёзные недостатки в своём музыкальном образовании и сам начинает увлечённо изучать дисциплины, преподаваемые в консерватории.
Цезарь Кюи. В возрасте 5 лет Кюи уже воспроизводил на фортепиано мелодию слышанного им военного марша. В десять лет сестра начала его учить фортепианной игре; затем учителями его были Герман и скрипач Дио. Учась в виленской гимназии, Кюи, под влиянием мазурок Шопена, оставшегося навсегда любимым его композитором, сочинил мазурку на смерть одного учителя. Живший тогда в Вильне Монюшко предложил давать талантливому юноше бесплатно уроки гармонии, продолжавшиеся, впрочем, всего семь месяцев. Затем Кюи ушел в «военные учения» и в итоге стал адъюнкт-профессором, занимая кафедру по своей специальности одновременно в трёх военных академиях: Генерального штаба, Николаевской инженерной и Михайловской артиллерийской. В 1880 году стал профессором, а в 1891 году — заслуженным профессором фортификации Николаевской инженерной академии, был произведён в генерал-майоры. Кюи первым среди русских инженеров предложил применение бронебашенных установок в сухопутных крепостях. В 1904 году Кюи был произведен в чин инженер-генерала. Также в 1904 г. выбран почетным членом Императорского Русского Музыкального Общества.
До 10-летнего возраста Модест Мусоргский получал домашнее образование. Модест был отдан на обучение в Школу гвардейских подпрапорщиков. К моменту вступления в музыкальный кружок Мусоргский был великолепно образованным и эрудированным русским офицером (свободно читал и изъяснялся на французском и немецком языках, разбирал латынь и греческий) и стремился стать (как он сам выражался) «музыкусом». Балакирев заставил Мусоргского обратить серьёзное внимание на музыкальные занятия. Игре на фортепиано Мусоргский учился у Антона Герке и стал хорошим пианистом. От природы обладая красивым камерным баритоном, он охотно пел на вечерах в частных музыкальных собраниях. В 1870-е годы Мусоргский болезненно переживал постепенный развал «Могучей кучки» — тенденцию, которую он воспринял как уступку музыкальному конформизму, малодушие, даже измену русской идее. Мучительно было непонимание его творчества в официальной академической среде, как, например, в Мариинском театре, руководимом тогда иностранцами и сочувствующими западной оперной моде соотечественниками. Но во сто крат больнее оказалось неприятие его новаторства со стороны людей, которых он считал близкими друзьями (Балакирева, Кюи, Римского-Корсакова и др.) Уволившись из «лесного ведомства», он лишился постоянного (хотя и небольшого) источника доходов и довольствовался случайными заработками и незначительной финансовой поддержкой друзей. Последним светлым событием стали концерты русских музыкантов, которые были даны на юге России, которые проходили с неизменным успехом, уверившем композитора (хотя и ненадолго), что путь его «к новым берегам» избран верно.
Впоследствии Балакирев устал в борьбе, он вдруг оставил музыку, друзей, сблизился со случайными людьми — с богомольцами, гадалками. Друзья не могли понять, как могло случиться, что человек, далекий от религии, умный, образованный, вдруг погрузился в бесконечные разговоры о Боге. В конце жизни Балакирев, правда, снова вернулся к музыкальной деятельности — выступал как дирижер и пианист, сочинял музыку, занялся опять Бесплатной школой. Но прежнего Балакирева, смелого, ярого борца за передовое искусство, уже не было.
Отошел от взглядов «Могучей кучки» и Цезарь Кюи — наименее талантливый из всех композиторов знаменитой «пятерки».
Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков до конца жизни остались верны идеям, которые некогда открыл им Балакирев, продолжали в музыке дело, начатое Глинкой, создали произведения, прославившие русскую музыку и принесшие ей мировую известность.
Ниже таблица их взаимосвязи и их известные сочинения:
Как мы видим никто из них не имел музыкального, профессионального образования. То есть все происходило в процессе их жизни, совмещая основную профессию (немузыкальную) и музыку (писав оперы, романсы, симфонии). В начале пути по большей части, они любили и изучали музыку, а потом уходили по военной части (в то время видимо все мальчики обязаны были проходить военные науки), но не забывая продвигать общие идеи в области музыки. Один химик, другой военный, третий - мореплаватель... Конечно надо учитывать тот факт, что консерватории и таких учреждений тогда не было, они появились позднее. Огромное значение имело конечно то, что они вместе общались, подсказывали друг другу, оттачивали свои идеи и замыслы. И название кстати было выбрано идеальное для нескольких талантливых и уникальных людей – «Могучая кучка», которые своей музыкой составляют золотой фонд российской и мировой музыки.
Думаю что в наше время не обязательно заканчивать заведения с музыкальным профессиональным уклоном и учиться там по в общей сложности по 11-15 лет. У меня к примеру, все 18! А заниматься тем, что тебе нравится, изучая то, что тебе ближе. Конечно никто не знает, как приобрести "успешный билет" для известности в музыкальном мире. Каждый предпринимает свои ходы. Цель статьи, показать на примере этих людей то, что есть и такой путь. Этих примеров много, особенно кто родился в прошлые века. Пишите свои примеры, будет интересно!
Так что дерзайте господа! Пишите музыку, стихи, делайте клипы, не унывайте если что-то не получается. Все со временем станет ясно с вашем творчеством: как для себя, так и для других! :-)