Получая яркие впечатления от экскурсий, я не забывал о политических событиях этой страны и при каждом удобном случае расспрашивал местных жителей об их отношении к происходящему.
Мухаммад (гид этого дня) полностью поддерживает «Братьев мусульман» и считает, что они заботятся о народе. Мубарак просто разворовал страну, посадив на все руководящие должности своих родственников. Не согласившись с тем, что Мубарак много что сделал для египетского народа, наш гид эмоционально утверждал, что такого правителя, несомненно, нужно казнить. Как были египтяне бедными, так и остались, богател только он, не думая о стране. В последние два десятка лет он уже забыл о народе. Кругом безработица и коррупция.
Так рассуждал наш гид-романтик, видевший в революции надежду на светлое будущее.
Как показали события 2011 года, на площади Тахрир, Египет расколот между сторонниками Мубарака и его противниками. Между властью предержащими и простыми египтянами находится оппозиция, где важная роль принадлежит «братьям – мусульманам». Почти незаметные в начале протестов, сегодня они вышли на авансцену с требованиями немедленной отставки президента.
«Много раз мы слышали его лживые обещания и ничего не делалось. Он ничего не дал народу за 33 предыдущих года, так что он может сделать за 8 месяцев», – говорит представитель «Братьев – мусульман» Рашад аль Байуми.
Но кто, же такие «Братья – мусульмане»? Вошедшие вместе с другими партиями в коалицию названную «Национальный комитет по выполнению требований народа», они вначале предпочитали оставаться на вторых ролях, чтобы не давать властям повода для репрессий.
Поскольку хотя египетские власти терпят это движение, оно все равно не разрешено, и ряд его представителей находится в тюрьмах. Созданное в 1928 году, еще во времена британского протектората, движение ставит своей целью установление законов ислама. Сегодня в него входят как реформаторы так и консерваторы.
За период с 1517 по 1923 год ислам в виде Османского Халифата распространился со своей родины – Турции – на три континента. Однако после нескольких веков экономической и политической мощи Османская империя стала централизованной и коррумпированной, и начался ее закат.
Под властью турок мусульманские деревни по всему Ближнему Востоку подверглись гонениям и облагались разорительными налогами. Стамбул был слишком далеко, чтобы калиф мог защитить верующих от притеснений солдат и местных властей.
К началу XX века многие мусульмане утратили иллюзии и начали искать новый путь. Одни пришли к атеизму. Другие «похоронили» свои проблемы в алкоголе, играх и порнографии, которая в большинстве своем производилась приезжими с Запада.
В Каире набожный молодой учитель начальной школы Хасан Аль-Банна оплакивал своих соотечественников – бедных, безработных и безбожных. Но он винил не турок, а Запад, и считал, что единственной надеждой для его народа, особенно молодежи, было возвращение к чистоте и простоте ислама.
Египет является очагом современного исламского фундаментализма и экстремизма. Именно здесь зародилось движение «Братьев-мусульман» («аль-Ихван уль-муслимун»), которое принято считать классической фундаменталистской организацией. Эта неправительственная религиозно-политическая организация явилась предтечей многих современных исламистских партий и группировок. Организация была создана школьным учителем Хасаном аль-Банной в марте 1928 г. В городе Исмаилийя (Дельта Нила). Она была хорошо структурирована, имела многочисленные ячейки в различных городах Египта. В том же году был создан «Учредительный совет» - высший орган «братства», состоявший из 138 членов. Со временем Ассоциация приобрела сложную организационную структуру, получившую название «виноградная гроздь». Она обеспечивала строгий контроль над каждым из звеньев «грозди» и абсолютное повиновение её руководителю.
Члены общества «Братьев-мусульман» в большинстве своем происходили из беднейших и наименее влиятельных слоев общества, но они были преданы делу. Они готовы были поделиться последним, чтобы помочь своим братьям-мусульманам, как призывает Коран.
Многие люди на Западе живут стереотипами и представляют себе всех мусульман террористами, не зная о той стороне ислама, которая отражает любовь и милосердие. Ислам заботиться о бедных, вдовах и сиротах. Он приветствует и развивает образование и благополучие. Он объединяет и укрепляет. Именно эта сторона ислама вдохновила первых лидеров «Братства».
Влияние движения «Братьев-мусульман» быстро распространилось на многие арабские страны - Сирию, Палестину. Иорданию. Ливан, Ирак, Йемен, Судан и др. - а также на живущих в Европе и США мусульман. До 1938 года «братьями» отрицалась возможность политической деятельности. Однако затем они впервые заявили о себе как о политической организации. Произошло это в январе 1939 года в Каире на V съезде Ассоциации, который, таким образом явился поворотным в истории этой организации. Именно на нём шейх Хасан аль-Банна представил своё видение государственного и общественного устройства, которое можно свести к следующему: «Братья-мусульмане» - единственная партия, обладающая монополией как на власть в обществе, так и на истинную интерпретацию ислама; Ислам «братьев-мусульман» призван регламентировать все стороны жизнедеятельности общества: от государственного устройства до забот о повышении производительности в сельском хозяйстве. Предлагались конкретные варианты структур государственной власти - в частности введение института Халифа, представительного органа – «Хайя Тамсилийя» и пр. Определялись основные параметры социально-экономической жизни;
Были поставлены задачи по контролю за моральным поведением граждан, изменению графика работы госслужащих с целью предоставления возможности отправления религиозных обрядов, раздельное обучение мальчиков и девочек, запрет книг, которые входят в противоречие с кораническими установками и т.п.
Хасан аль-Банна полагал, что формы политического участия его сторонников должны быть ограничены, а кратчайшим способом прихода к власти он считал смещение правительства.
Идеологическая концепция египетских «Братьев-мусульман» предполагала также попытку доказать преимущество ислама над ценностями западной цивилизации, принесшей, по их мнению, народам Востока все пороки «развития». При этом заявлялось, что ислам как универсальная система, основанная на Коране и сунне, охватывает все стороны жизни всех народов во все времена. Сам родоначальник движения Хасан аль-Банна тогда же определил деятельность «Братьев-мусульман» в. качестве «призыва к традиции», «пути следования сунне» и одновременно «суфийской истины» - по своей идейной сути, а по форме - как политическое движение, спортивную организацию, культурно-просветительский союз, экономическую кампанию и социальную идею.
С самого начала совей деятельности Хасан аль-Банна выступал против какого-либо участия во внутриполитической жизни государства, например, он, призывал бойкотировать выборы в национальный парламент.
С самого начала своего существования Ассоциация выдвинула на первый план задачи по агитации, вербовки новых сторонников, а также упрочения своего влияния. Число отделений организации возросло с 15 в 1932 г. до 50 в 1936 г. С 1932 г. Регулярно проводились генеральные конференции. В 1933 г. Начал издаваться журнал «Аль-Ихван аль-муслимун». В 1938 году Ассоциация имела уже 500 филиалов и отделений, включая в Сирии и Ливане.
«Братья-мусульмане» устанавливали контакты со студенчеством, а также создавали различного рода скаутские организации, на которых наряду с миссионерской и благотворительной деятельностью возлагались и в том числе обязанности по физической охране собраний «братьев». К использованию скаутизма Хасан аль-Банна обратился в начале 30-х годов. Скауты продолжали существовать вплоть до конца 40-х годов, и в конце 1948 г. Их насчитывалось 40 тысяч. Исследователи считают, что из скаутов формировался так называемый «особый аппарат» - тайное подразделение «братьев-мусульман».
Кроме упомянутых выше скаутских бригад существовали также и группы активистов примерно по 40 человек - так называемые «фаланги (катиба) сторонников Аллаха» Их еженедельные собрания посвящались чтению Корана, молитвам, совместным трапезам. Таким образом, устанавливались личностные отношения между людьми ранее не знавшими друг друга. Однако со временем аль-Банна отказался от этой структуры, так как с увеличением числа членов Ассоциации такими "фалангами", разбросанными по всей стране и за её пределами, стало трудно управлять. Кроме того, Быстро растущая организация, имеющая чётко выраженные претензии на политическое лидерство в государстве, стала объектом внимания со стороны властей. Большие группы по 40 человек не отвечали принципам конспирации. Впоследствии они были сокращены до 10 человек во главе со старшиной (накиб). Такие «семьи» (усра) были весьма сплочёнными. Её члены проводили вместе время, молились, проживали группой по очереди друг у друга, имели общий денежный фонд, пятая часть которого передавалась «наверх».
Структура организации стала представлять собой «пирамиду»: четыре «семьи» по 10 активистов объединялись в «племя» (ашира), пять «племён» составляли «группу» (рахт), а пять таких групп – «фалангу» (катиба). Таким образом, в середине 40-х гг. Фаланга, непосредственно подчинявшаяся лидеру ассоциации, насчитывала не 40 человек, как раньше, а одну тысячу.
Глава «Братьев-мусульман» - «Верховный наставник» (аль-муршид аль-амм) - утверждался на съездах Ассоциации. Им по традиции становился самый старый человек в руководстве.
В 2005 году во время первых многопартийных парламентских выборов, «Братья – мусульмане» получили 20% голосов избирателей и 88 мест в парламенте. Существует мнение, что если бы не было подтасовок их результаты были бы еще более впечатляющими.
И хотя «Братья – мусульмане» самая хорошо организованная сила в Египте, они не смогли зарегистрироваться как партия, поскольку с 2007 года конституция запрещает создание политических партий на религиозной основе. Такая реформа была инспирирована Хосни Мубараком под предлогом борьбы с терроризмом.
При этом братья – мусульмане отказались от вооруженной борьбы еще с 70-х годов. В отличие от движения ХАМАС, которое с момента своего создания называет себя крылом «братьев-мусульман», но не отказывается от применения насилия.
Влияние «братьев-мусульман» весьма велико благодаря организованной ими широкой сети социальной помощи беднякам, особенно заметной на фоне бездеятельности государства.
После армии они самая организованная сила в Египте. Задачи «Братьев – мусульман» остаются прежними – исламизация общества и введение законов шариата. Такие идеи находят отклик у значительной части египтян. В том числе и когда речь идет о возможном ужесточении отношений с соседним Израилем. Впрочем, не до той степени, когда мог бы возникнуть вооруженный конфликт. (Кстати 22 апреля 2012 г., под давлением в парламенет «Братьев мусульман» Египет прекратил поставки газа в Израиль и разорвал долгосрочный договор о дальнейших поставках, тем самым настаивая на полном разрыве экономических отношений с северным соседом.
продолжение следует....