kk
Default banner
Разное
426 450 постов45 подписчиков
Всяко-разно
0

Мир в Афганистане нужен и талибам

Двадцать лет назад, зимой 1996 года, весь мир облетела весть о том, что талибы захватившие власть в Афганистане, вышли к границам стран СНГ. Всех озадачил вопрос: что теперь будет - переправятся ли они через Амударью, чтобы двинуться дальше или останутся в пределах своей страны?

Вопреки страшным прогнозам и предположениям ничего особенного в плане угроз со стороны талибов не случилось. На афгано-узбекской границе, как и в сопредельных государствах СНГ, все произошло довольно прозаично. Талибы пришли в афганский городок Хайратон, который связан авто-железнодорожным мостом с узбекским городом Термез, вывесили над зданием местной администрации свой белый флаг, назначили наместника и ушли восвояси. Позже лидер талибов мулла Омар (ныне покойный) заявил, что движение «Талибан» не имеет ничего против того, чтобы жить в дружбе и согласии с северными соседями. И даже поблагодарил их за добрососедство. Особенную признательность он выразил Узбекистану, откуда идет наиболее ощутимая экономическая помощь Афганистану.

Кто знает сколько бы просуществовало талибовское правление, если бы не события 11 сентября 2001 года и приход в страну коалиционных сил НАТО под предлогом борьбы с терроризмом. Причем тут талибы неизвестно до сих пор, по крайней мере четкого ответа на этот вопрос нет. Талибы оставили Кабул. Власть перешла в руки проамериканского «правительства национального единства». Лидеров движения «Талибан», на которых западные политтехнологи и консультанты навесили ярлык «вдохновителей терроризма», естественно, не пригласили к участию в новом правительстве. Это и стало той большой ошибкой, в результате которой афганский народ, как и в приснопамятные времена советской оккупации, вновь был поделен надвое - на своих и чужих. В результате в стране уже 15-й год полыхает гражданская война, конца которой не видно даже сегодня, когда многие считают, что настала пора поставить точку этому братоубийству.

Но что делать, как вернуть мир в израненный войной с американцами и их сателлитами, а также растерзанный междоусобицей Афганистан? Американцы со своей исключительностью и геополитическими интересами ничего за 14 лет войны не добились, а только увязли здесь что называется «по самые уши». Теперь были бы рады уйти, но кто тогда будет разгребать тот ворох проблем, который наворочен, прежде всего, недальновидной политикой Белого дома. Барак Обама за свой президентский срок на примере Афганистана продемонстрировал миру провальную внешнюю политику, основанную на политическом интриганстве вкупе с ковбойским авантюризмом. Совсем не то, чего обычно ждут от лауреата Нобелевской премии мира. Все его президентство, как показало время, оказалось проникнуто отнюдь не миротворчеством...

Слава Богу, черный демон и его запятнанное всеми красками ястребиное окружение, уходит в прошлое. С приходом в Белый дом нового избранного президента Дональда Трампа, многое поменяется. Во всяком случае прогрессивный мир надеется на это. Вполне вероятно, что афганская проблема не останется в стороне и займет одно из видных мест во внешней политике США. Американцы признают свои ошибки, дистанцируются от внутренних дел Афганистана и предоставят афганскому народу право самим решать свои проблемы. Но прежде чем это сделать они должны исправить свою главную ошибку и создать все условия для признания движения «Талибан» самостоятельной политической силой и включения его в состав нового коалиционного правительства.

Возможно ли это в нынешних условиях, когда талибы особенно активны, а страна наводнена боевиками различных террористических организаций, в том числе и сторонниками Исламского государства, готовых встретить своих «братьев», бегущих из Сирии и Ирака? Ситуация не из простых. Но не безнадежная.

По мнению некоторых политиков, аналитиков и экспертов движение «Талибан» может получить статус политической силы. Об этом, в частности, заявил в недавнем интервью спецпредставитель президента России по Афганистану Замир Кабулов. Российский дипломат в очередной раз признал, что Москва поддерживает контакты с талибами, уточнив, что взаимодействие касается вопросов обеспечения безопасности представителей и граждан РФ в Афганистане, а также предварительного обсуждения условий прекращения войны.

«Если талибы признают конституцию Афганистана, прекратят вооруженную борьбу и прервут связи с международными террористическими группировками, то получат право стать политической силой в стране, - отметил Кабулов. - В действительности это право не предоставляется ООН, а завоевывается, и движение «Талибан» добилось этого».

При этом дипломат заявил, что уже сейчас талибы являются «реальной политической силой», но самым сложным препятствием на пути получения признания для них является шаг по отказу от вооружённой борьбы, передают «CA-News» со ссылкой на турецкое информагентство «Анадолу».

К этому можно добавить, что прецедент таковой уже имеет место. Как известно, в конце сентября прошлого года в Кабуле состоялось в определенном плане историческое событие - подписание мирного соглашения с лидером группировки «Хизб-и-Ислами» (ИПА). Свои подписи под документом поставили президент Афганистана Мохаммад Ашраф Гани и лидер ИПА Гульбеддин Хекматьяр, присутствовавший на церемонии подписания соглашения в режиме видеосвязи.

Таким образом, можно говорить о том, что ИПА вернулась в легальную политическую жизнь страны. Правда непосредственное возращение Хекматияра на родину пока сопряжено с определенными трудностями, поскольку лидер ИПА остается в санкционных списках ООН, как террорист. Потребуется еще какое-то время, чтобы снять с Хекматияра эти санкции. Американцы пообещали содействовать этому, о чем сообщило информационное агентство «Reuters» со ссылкой на анонимного чиновника США. Однако, это не помешало представителям лидера ИПА заявить о том, что глава «Хизб-и-Ислами» намерен принять участие в следующих президентских выборах.

Важно то, что и президент Ашраф Гани и Гульбеддин Хекматьяр подчеркнули свою приверженность установлению мира в стране. Они призвали другие группировки присоединиться к программе примирения и «достичь политических целей мирным путем». Это находит отклик. Лидер талибовской оппозиции мулла Расул приветствовал подписание соглашения между правительством и «Хизб-и-Ислами» и не исключает возможности также присоединиться к мирным переговорам. Афганские власти также не отказываются начать мирные переговоры с движением «Талибан». Кое-что предпринимается, но диалога настоящего пока нет. Что-то мешает...

Некоторые эксперты считают, что часть афганского общества не может простить талибам их злодеяния. Это естественное чувство. Талибы своими действиями нажили себе «славу». Но и с ними обращались далеко не гуманно, а зачастую вопреки существующим международным нормам и правилам. Не все они были отъявленными головорезами, но бывало, что выяснять это никто не хотел - их без разбору казнили, заключали в тюрьмы и зинданы, а кое-где даже сажали на кол... Была война и с этим ничего не поделаешь. Кстати, вышеупомянутый Гульбеддин Хикматияр в свое время был прозван «мясником Кабула» за свои кровавые дела. Сегодня он включается в политическую жизнь страны, а его отряды уже принимают участие в боях с антиправительственными силами...

Помнить об уроках войны надо. Но, при этом, стоит подумать и о будущем. О будущем без войны. Ведь и талибам, наверняка, хочется жить мирной жизнью, работать, растить детей, радоваться их успехам. Ради этого они готовы бросить оружие и начать открытый и честный диалог с властями.