kk
Default banner
Политика
Политика
2 013 постов446 подписчиков
Все о политике Казахстана
0

Медресе в Афганистане становятся центрами рапространения салафистских идей

Представители афганских сил безопасности обеспокоены тем, что денежные потоки, направленные на спонсирование новых медресе в стране могут способствовать росту экстремизма в стране. Поскольку администрация Кабула способна оказать финансовую поддержку только малому количеству мечетей и религиозных школ, существует вероятность того, что растущие, как грибы, медресе существуют на деньги стран, сочувствующих Исламскому государству. В Министерстве по делам религии Афганистана заявляют, что в стране функционируют десятки тысяч мечетей, но только около 7000 зарегистрированы в министерстве.

«Конечно, это проблема, в основном она связана с отсутствием достаточного финансирования», - отметил официальный представитель министерства Фазал Мохаммад Хусейни. «Молитвы и пятничные проповеди в зарегистрированных мечетях в основном контролируются и подготавливаются министерством, однако мы не знаем наверняка, чему учат в мечетях, которые не находится под контролем правительства Афганистана».

По сообщениям Национального директората безопасности (спецслужба страны, ведущая разведывательную деятельность), часть средств, выделяемых для медресе, идут на продвижение в стране идеологии Исламского государства, хотя большинство религиозных лидеров и медресе отрицают этот факт.

Например, мечеть и медресе в небольшой деревне Ламатак, провинция Кунар, были построены четыре года назад при финансовой поддержке организации «Неджат», что на арабском языке означает «спасение», афганская некоммерческая организация с кувейтским финансированием. Штаб-квартира организации находится в Джалал-Абаде, столице соседней провинции Нангархар. При этом, согласно данным того же Национального директора безопасности, некоторые сотрудники «Неджат» и члены их семей были задержаны по обвинению в связи с Исламским государством и остаются под стражей по сей день. Стоит отметить, что Саудовская Аравия и Кувейт стремятся к тесному сотрудничеству со странами Центральной Азии, а также стремятся оказать спонсорскую помощь для различных межгосудственных проектов, в том числе и сфере образования и религии.

В то время как «Неджат» поддерживает мечети и медресе на всей территории Кунара, еще одна некоммерческая организация «Комитет народной помощи Афганистана» занимается аналогичной деятельностью в соседней провинции Нангархар, причем, значительная часть средств поступает в фонд организации из Саудовской Аравии.

«Медресе – это идеальная питательная среда», - сказал в интервью «Foreign Policy» афганский сотрудник директората безопасности, пожелавший остаться анонимным. «Они частично финансируются через некоммерческие организации, потому что так деньгам легче попасть в страну». По его же мнению, «Исламское государство хочет заполучить контроль над восточными провинциями Афганистана: это стратегическое место с хорошими транспортными магистралями, находится недалеко от столицы, Кабула, и от границы с Пакистаном».

В результате широкомасштабных военных кампаний в последние месяцы присутствие Исламского государства в восточной части провинции Нангархара сократилось, а президент Ашраф Гани заявил, что «костяк группировки был сломан». Но в то же время как боевики Исламского государства сдались в Нангархаре, тысячи боевиков по-прежнему действуют в провинции Кунар.

Кунар и Нангархар, находящиеся как в восточном Афганистане, так и на границе с Пакистаном, ранее в прошлом стали небольшим убежищем для борцов с Исламским государством, причем некоторые местные жители заявляют, что не против расширения группировки.

«Они идут на это, считая, что действующее правительство коррумпировано, а большинство принимаемых им решений несправедливо. Это злит молодых людей. ИГ стал для них новым вариантом выхода из сложившейся ситуации», - говорит 48-летний рабочий из Кас-Кунарского района Абдул Хади.

Муллави Абдул Рахман, 25 летний молодой человек, один из двух учителей медресе в Ламатаке заявляет, что около 75 % людей в Кунаре сегодня следуют салафизму, и их число неуклонно растет, в первую очередь благодаря поддержке стран Персидского залива. При этом он сам не скрывает своей приверженности к данному течению.

«Подавляющее большинство салафитов мирные. Хотя это маркер консервативного ислама, его нельзя напрямую отождествлять с терроризмом и экстремизмом», - сказал Шираз Махер, автор книги «Салафитский джихадизм: история идеи» и директор Международного центра по изучению радикальных течений при Лондонском королевском колледже. Но в тоже время Махер подчёркивает, что «при определенных условиях салафизм может приобретать радикальную форму. В частности, если члены салафистских групп заподозрят правящую верхушку в нелегитимности, они в одночасье перейдут к открытому вооруженному сопротивлению».