kk
Default banner
Кино
Кино
1 048 постов414 подписчиков
Все о кино: обзоры, мнения, рецензии, новинки.
0

«Маленькие женщины» уже не те…

«Маленькие женщины» - известный роман в двух частях американской писательницы Луизы Мэй Олкотт, опубликованный в 1868-1869 гг. Произведение в разной форме адаптировали уже много раз: с десяток сериалов, бесчисленные пьесы, бродвейский мюзикл, опера, радиопостановки, аниме и уже 8 полнометражных фильмов. Наиболее известны экранизации 1933 года (с Кэтрин Хэпбёрн и др.), 1949 года (с Элизабет Тейлор и ко.), а также 1994 года (с Вайноной Райдер, Кристен Данст и др.). Последняя адаптация вышла в прокат США в декабре прошлого года, а до нас добралась только в конце января-начале февраля этого. Постановщиком стала Грета Гервиг, которая отметилась несколько лет назад своим дебютным фильмом «Леди Бёрд». И тут, и там в главной роли Сирша «Galway girl» Ронан. На прошедшей недавно церемонии «Оскар» картину отметили наградой за лучший дизайн костюмов (Жаклин Дюрран) и номинировали в категориях «Лучшая актриса» (Сирша Ронан), «Лучшая актриса второго плана» (Флоренс Пью), «Лучшая музыка к фильму» (Александр Деспла), «Лучший адаптированный сценарий» (Грета Гервиг) и даже «Лучший фильм».

Честно говоря, сам бы я эту картину не включил посмотреть на досуге, и тем более не пошёл в кино – костюмированной драме викторианской эпохи или времен гражданской войны в США, я бы предпочёл что-нибудь иное (к примеру, «Джентльменов» Гая Ричи). Последний раз я был в зале кинотеатра на подобном фильме в 2006-м – это была «Гордость и предубеждение» по Джейн Остин, а тут - вторая половина желает посмотретьс, плюс повлияли несколько номинаций на «Оскар», да и актёрский состав (Эмма Уотсон, Сирша Ронан, Флоренс Пью, Лора Дёрн, Мэрил Стрип и др.). Перед походом на фильм мы сделали одну ФАТАЛЬНУЮ ОШИБКУ – посмотрели экранизацию 1994 года. Если вы вдруг соберётесь в кино на «Маленьких женщин», ни в коем случае не смотрите предыдущие экранизации. Тогда новая адаптация вам несомненно зайдёт. Там для этого всё есть: интересный сюжет + уважение к роману-первоисточнику, отличный актёрский состав, блестящая музыка Александра Деспла, отменная работа художников-постановщиков и мн. др. Но, всегда есть одно или несколько «но». Далее пойдут СПОЙЛЕРЫ, поэтому советую пролистать до финального абзаца.

Нам настолько понравился фильм Джиллиан Армстронг, что на сеансе новой экранизации мы и половины хронометража картины не осилили, приняв обоюдное решение покинуть зал кинотеатра, дабы не портить себе впечатление от фильма 1994 года. Впрочем, перед Гретой Гервиг стояла сложная задача – не повторяться насколько это было возможно + осовременить постановку. На мой взгляд, ей это удалось. Во-первых, она выбрала нелинейную форму подачи сюжета с флэшбэками – зрителю показывают то взрослую жизнь сестёр Марч, то переходят на события пятилетней давности и обратно. Вроде как это позволяет держать внимание зрителя в тонусе при просмотре. Мне же этот ход не понравился – не знакомые с сюжетом романа могут поначалу «немного не въехать» и начать про себя задавать вопросы типа: «Что это за юноша? Почему героиня Флоренс Пью ему так рада?» и т.д. Во-вторых, картина снята не совсем классически. Один из примеров - использование рапида (замедления) в сцене бега по улице героини Сиршы Ронан. Также это проглядывается и в не соответствующей времени актёрской игре (к примеру, современные движения в сцене танца Лори и Джо). Хотя, скорее, это режиссёрское и актёрское упущение. Также Гервиг говорила на круглом столе THR, что опытом и советами в изображении того периода времени ей помог сам Спилберг, который “набил руку” на съёмках «Линкольна».

Но всё это попросту не спасает фильм - лично нам он «не зашёл», потому как почти за час времени, который мы потратили на просмотр, мы не только не погрузились в атмосферу картины, но и, банально, увидели кучу косяков. Я не верил, что семья Марч испытывает какие-либо финансовые трудности, экономят и много работают, пока их глава семьи на фронте. Всё так выхолощено и красиво, что аж плюёшься. Девчата и сама миссис Марч одеты с иголочки, у всех свой стиль в одежде, нет преобладающих цветов. Гляньте хотя бы на постер фильма – сами всё увидите.

Ещё один момент – возраст сестёр. Они все выглядят ровесницами. По роману самой старшей из четырех сестёр на момент начала книги 16, а самой младшей 12. К середине события переносят нас на 5 лет вперёд. Тут же - в первой трети фильма нам показывают младшенькую 17-летнюю Эми Марч (Флоренс Пью), которая встречает Лори (Тимоти Шаламе) на балу. Выглядит и играет Пью там просто отлично! Через несколько сцен, мы переносимся на пять лет ранее, и всё та же актриса пытается изобразить уже 12-летнюю девочку. Вдумайтесь, 22-летняя девушка играет 12-летнюю(!) школьницу. На занятиях Эми Марч выглядит акселераткой – крупнее и, наверное, уже опытнее всех. Даже если класс маленького городка сформирован из детей разного возраста, то всё равно момент, когда дылда Эми жалуется Лори и его дяде, что учитель ударил ей по руке линейкой за то, что она на уроке ела и угощала своих одноклассников лаймами, выглядит, по крайней мере, странно. Если бы это был фильм категории «для взрослых» - было бы оптимально, на мой взгляд. Но тут совсем другая история, поэтому после этой сцены наши нервы не выдержали, и мы покинули сеанс. Как варик, нужно было в нашем дубляже хотя бы голос ей поменять на более юный в сценах флэшбэков…

Насколько же всё хорошо реализовано у Армстронг - старая экранизация пропитана уютом и теплом домашнего очага, но никак не лоском. Семья на грани бедности и сама выживает, пока мистер Марч на войне. Их жизнь порой сера и трудна, но они сами раскрашивают её в разноцветные краски своим богатым внутренним миром, оптимизмом, любознательностью и трудом. Пусть у них и экономия в провианте, но на рождественском столе обязательно появятся «деликатесы», даже если это просто фрукты, жаренные сосиски и фаршированные тыквочки. Это «маленькое чудо» - заслуга пожилой служанки, но по большей части - всезнающей и доброй матери, с неунывающим и боевым характером, у которой от недосыпа и работы тёмные круги под глазами.

Картину отличает хорошая постановка сцен, линейный сюжет, проработанные персонажи, волшебная музыка Томаса Ньюмана, подбор и игра актёров. Эми Марч в этой картине сыграли 2 актрисы разного возраста: 10-летняя Кирстен Данст и 23-летняя Саманта Мэтис. Юная Кирстен тут чудо как хороша, и отыгрывает прекрасно, как и в «Интервью с вампиром» того же года. Даже эта сцена с лаймами выглядит тут настолько органично, что зрителю реально жалко девочку, которую ударил указкой по руке учитель, да так, что становишься солидарным с гневом матери. Взрослая же Эми тут совершенно другая – жизнь и учёба в Париже с богатой тётей сказались и на её характере. А ещё тут есть Вайнона Райдер (Джо Марч), Гэбриэл Бирн (Фридрих Байер), Кристиан Бейл (Лори Лоренс), Трини Альварадо (Мэг Марч), Клэр Дэйнс (Бет Марч), а также Эрик Столц (учитель Лори Джон Брук), великолепная Сьюзан Сарандон (мама - миссис Эбигейл Марч) и мн. др. Пусть персонаж Бет Марч тут практически и «не отсвечивает», но именно он является своего рода клеем и не позволяет семье распасться. В голове до сих пор сцена с немецкой семьёй, где ошарашенная Бет держит их ребёнка на руках и последствия этого. В Джо же проглядывает сама писательница Луиза Мэй Олкотт. И это видно в обоих экранизациях - и тяжёлый путь женщины в XIX веке, и гендерное неравенство. Каково это жить в мире мужчин, в котором женщина не имеет ни равных прав и оплаты труда, ни голоса, ни возможности заниматься любимым делом, придумывая себе мужские псевдонимы? Всё это стало основным лейтмотивом фильмов.

В новой экранизации отмечу лишь Мерил Стрип в роли богатой тёти Марч – «мастерство не пропьёшь», как грится. Гермиона-Эмма Уотсон тут выглядит усталой и помятой жизнью, Сирша Ронан снова играет некое «воздушное существо» с большими голубыми глазами, Джеймс Нортон (учитель Лори Джон Брук) красив и обаятелен, Луи Гаррель (Фридрих Байер) какой-то невнятный (до Бирна ему как до Луны), как и Тимоти Шаламе до Бейла (надеюсь, в «Дюне» Дени Вильнёва он не подкачает и хорошо отыграет Пола Атрейдеса), а недавняя обладательница «Оскара» Лора Дерн что-то вообще не зацепила своей игрой (сцена, где она приходит домой и нам её впервые показывают – ну, так себе). Хотя на промо-материалах есть кадры, где она выглядит совсем по-простому и в тех сценах она, наверняка, проявила себя во всей красе. Но я этого уже не увидел (спасибо нелинейному монтажу!).

Смотреть женское кино о женщинах – скучное занятие для мужика. Однако же насколько это было офигенно подано в экранизации 1994 года, что «версия 2019» просто сосает мне не зашла. Это в сравнении, конечно. В отрыве от этого, картина вон кучу восторженных отзывов получила и номинации на «Оскар». Мужчины, если хотите порадовать своих женщин – сводите их на «Маленьких женщин» в кино, а лучше – посмотрите старую версию. Всего вам доброго и приятного просмотра!

Спасибо за недопоказ мне, #Тикетон и #ChaplinCinemas

P.S. Был ли я неправ, и нужно было досидеть до конца сеанса? Жду ваших комментариев.)

#МаленькиеЖенщины #LittleWomen #ЛуизаМэйОлкотт #LouisaMayAlcott #ГретаГервиг #GretaGerwig #ДжиллианАрмстронг #GillianArmstrong #ColumbiaPictures #NewRegencyPictures ChaplinCinemas Тикетон