В 1996 году началась подготовка Стратегии «Казахстан-2030», которая на годы вперед определила развитие нашей страны.
Реформы дали надежду
Листая старые подшивки газет, изучая выступления Президента в 90-х годах, можно увидеть концентрированный дух того времени – понять, что происходило в Казахстане в первые годы независимости, какие были проблемы и устремления.
Если коротко охарактеризовать процессы, происходившие в обществе в 1996 году, можно обозначить две взаимоисключающие тенденции: первая – люди устали от реформ, вторая – реформы дали надежду.
Эти два противоречивых вывода отражают суть дилеммы, которая стояла перед Главой государства. С одной стороны, Президент видел, что экономика стабилизируется: впервые производство перестало падать, произошло даже его некоторое увеличение (рост ВВП составил 0,5%). Укреплялась стабильность национальной валюты. Если за первое полугодие 1995 года курс тенге к доллару снизился на 28,8%, то в первом полугодии 1996 года – только на 4,5%. Тогда же впервые удалось достигнуть увеличения розничного товарооборота, шло наращивание экспортной продукции.
С другой стороны – жизнь народа к этому времени улучшилась незначительно. Да, пустые прилавки ушли в прошлое и вспоминались как дурной сон. Да, удалось обуздать гиперинфляцию, и зарплата и пенсии перестали сгорать до того, как выдавались на руки людям.
Однако тотальная трансформация экономики вытеснила с рынка слабых, многие предприятия обанкротились, другие так и не сумели перестроиться – в экономическом секторе в 1996 году насчитывалось свыше 40% убыточных предприятий. Как следствие, расцвела буйным цветом безработица.
– Несмотря на позитивные экономические показатели по целому ряду направлений, большинство граждан не ощутило пока на себе результаты преобразований. Это и вызывает неприятие реформ, подрывает доверие к государству, – констатировал Нурсултан Назарбаев.
Естественно, в этой ситуации очень важно было заручиться дальнейшей поддержкой населения, чтобы не только продолжить трансформацию государства и социума, но и сделать самое сложное – придать новый импульс этому процессу. А здесь уже нужен был перелом не только в экономике, но и в сознании простых казахстанцев. С этой целью Президент всячески стимулировал частную инициативу и боролся с иждивенческими настроениями.
Вот лишь один пример. В Казахстане в то время действовал фонд занятости, который в своей основной массе использовался на пособия для безработных. То есть бюджет просто выбрасывал эти деньги без всяких результатов, а это, представьте, около 9 млрд тенге (для сравнения зарплата в то время составляла примерно 5 тыс.). Естественно, это было неразумно и нерационально с точки зрения государства.
– Этот фонд может работать более эффективно, если средства использовать целенаправленно на создание новых рабочих мест, развитие индивидуального предпринимательства, – убеждал Нурсултан Назарбаев. И создавал все необходимые условия для самореализации граждан – были приняты новые фундаментальные законы, в том числе Налоговый кодекс. На развитие бизнеса работали иностранные займы. Азиатский банк развития, например, выделил 100 млн долларов, которые использовались для поддержки малого и среднего бизнеса в сфере переработки сельскохозяйственного сырья. Привлекались инвесторы, принимались другие меры, призванные стимулировать экономику и улучшить жизнь людей.
От простого к сложному
Однако никакие инвесторы и займы, никакое продвинутое законодательство не смогли бы обеспечить продвижение реформ, не будь у страны четкой стратегии движения вперед и одобрения простых людей.
1996 год в этом контексте стал особенным. Именно в этот период стартовала новая традиция — ежегодных официальных Посланий Главы государства народу страны. Анализ перспективных планов и целей, четкое конструирование будущего позволили консолидировать народ и воплотить все задуманное в жизнь. По своей структуре Послание 1996 года стало провозвестником Стратегии «Казахстан-2030», принятой годом позже.
Прямой диалог Президента с населением был жизненно необходим. Небывалый динамизм развития и резкая смена ориентиров породили в обществе широкий, иногда полярный спектр оценок ситуации в стране. Чтобы и далее двигаться единым фронтом, нужно было объяснить логику преобразований, вовлечь казахстанцев в созидательный процесс. При этом в отличие от многих политиков-популистов Президент обозначил вполне четкие задачи.
В частности, Глава государства поставил задачу войти в XXI век с полностью оздоровленной и реформированной экономикой; довести инфляцию до уровня 4–6% в год; добиться экономического роста в 3–5%; снизить безработицу до приемлемого уровня; создать самый благоприятный климат для иностранных инвесторов; достичь устойчивого роста социальных индикаторов.
– Наверное, в условиях сегодняшних неурядиц многие скажут, что это неосуществимо. Но мы уже доказали себе, что, если по-настоящему беремся за дело, нам по силам любые задачи. Кто, скажем, еще в начале 1994 года взял бы на себя смелость утверждать, что за 3 года мы снизим инфляцию с 2 200% до 30%? Кроме того, чтобы успешно решать возникающие проблемы, мы просто обязаны устанавливать достаточно высокий уровень требований к себе. Среднесрочные ориентиры должны содержать мощный мобилизационный заряд, концентрировать для выполнения избранных целей все ресурсы. Руководствоваться же туманными перспективами и расплывчатыми ориентирами мы не имеем права, – заявил Нурсултан Назарбаев.
Заметим, что именно в этом историческом выступлении Президент поручил незамедлительно начать разработку стратегии развития страны на длительную перспективу.
Чтобы жить по-новому, нужны были и новые кадры. С этой целью в апреле 1996 года был создан Высший экономический совет (ВЭС) под председательством Нурсултана Назарбаева. Это был принципиальный шаг в формировании институциональной основы рыночной экономики. В состав ВЭСа вошли видные ученые, высокопоставленные государственные служащие и эксперты. Основной его костяк составили молодые специалисты. Главным условием при приеме их на работу являлось обладание научными достижениями и опыт работы в сфере хозяйственного управления, свободное владение иностранными языками.
– Привлечение этих кадров позволило привнести свежую струю новых идей по дальнейшему развитию страны. Энергичная молодежь резко выделялась на фоне консервативного аппарата. Сегодня все они работают в разных ведомствах и на практике осуществляют стратегию, – отметил Президент в своих воспоминаниях.
В течение 1996 года перед этой группой стояли две основные задачи. Во-первых, требовалось посетить как можно больше стран, максимально изучив международный опыт в области стратегического планирования и проведения структурных реформ. Во-вторых, в каждой отрасли следовало создать группы национальных и иностранных экспертов, задача которых заключалась в разработке и систематизации рекомендаций.
Нурсултан Назарбаев не пытался объять необъятное. Глава государства предложил идти от простого к сложному. Для начала сосредоточиться на объектах инфраструктуры – энергетике, газо- и нефтепроводах, аэропортах, отелях, средствах связи, автомобильных и железных дорогах, водопроводах.
– Без решения этих задач не будет благоприятного инвестиционного климата в стране, экспорта и торговли, хорошей работы всех систем жизнеобеспечения бизнеса, – говорил Президент.
Все по плану
Придерживаясь намеченной линии, Нурсултан Назарбаев воплощал все задуманное в жизнь. Взять, к примеру, сырьевую сферу. При всей привлекательности Казахстана, щедро одаренного природными ресурсами, инвесторы не спешили выстраиваться в очередь. Ведь мало добыть нефть или газ, важно их продать, нужна была соответствующая инфраструктура и законодательство. И Президент сделал все, чтобы создать благоприятный инвестиционный климат.
27 января 1996 года вступил в силу закон о недрах и недропользовании, который открыл новую главу в истории освоения казахстанской нефти. В этот же год удалось преломить ситуацию в сложнейших переговорах по правовому статусу Каспийского моря. Нерешенность этого вопроса тормозила развитие нефтегазовой индустрии на Каспийском шельфе. Важным результатом переговоров стало подписание 27 апреля 1996 года в Алматы совместного заявления президентов Казахстана и России, в котором стороны признали права двух стран на проведение работ по освоению минеральных и биологических ресурсов. Впоследствии аналогичные документы были подписаны с президентами Ирана и Азербайджана. В них были закреплены основные элементы правового статуса Каспия и принципы деятельности на море.
Однако и это были не все проблемы. Мало было начать добывать нефть на Тенгизе или Карачаганаке – важно было суметь доставить ее на мировой рынок. Транспортная система, доставшаяся в наследство от Союза, не предусматривала такой возможности. Огромные запасы нефти Казахстана оказались «запертыми» внутри материка.
Что сделал Нурсултан Назарбаев в этой ситуации? Чтобы прорубить окно в Европу, Глава государства активно продвигал идею строительства нефтепровода Тенгиз – Новороссийск (Каспийский трубопроводный консорциум).
Первоначально в проект были вовлечены Казахстан, Россия и Султанат Оман. Однако по ряду причин инициатива застопорилась на несколько лет. Нурсултан Назарбаев приложил немалые усилия, чтобы сдвинуть ее с мертвой точки. Перелом произошел в 1996 году. По инициативе Президента была проведена реорганизация консорциума и привлечены новые инвесторы, в числе которых были Chevron, ЛУКОЙЛ, «Роснефть», Mobil, Oryx, British Gas, Agip, «Мунайгаз».
Таким образом, появилась реальная перспектива создания эффективной транспортной системы, которая могла позволить осуществлять экспорт углеводородов с Тенгиза и Карачаганака на международные рынки.
…Это лишь один эпизод исторической хроники независимого Казахстана. Но он показывает главное – стремление нашей страны тесно интегрироваться в мировое экономическое пространство, стать неотъемлемой его частью, а не третьим миром на задворках цивилизации.
К этому времени в Алматы функционировало уже 40 иностранных посольств и миссий, 16 представительств международных и национальных организаций, было заключено более 800 межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений.
В эти же годы активно создавался фундамент большего евразийского партнерства, а в 96-м году на политическом небосводе появилась так называемая Шанхайская пятерка. Казахстан, Кыргызстан, Китай, Россия и Таджикистан подписали Соглашение об укреплении доверия в военной области в районе границы. Китайская встреча заложила основу для создания Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), которая получила это название в 2001-м, после вступления в организацию 6-го участника – Узбекистана.
Это был этап поиска новых форм сотрудничества, этап финансовой стабилизации и поиска своего пути в бурном море рыночной экономики. И сегодня мы можем с уверенностью сказать, что середина 1990-х годов останется для нас особым временем, когда был сделан выбор, определивший будущее Казахстана.
Источник: kazpravda.kz