kk
Default banner
Разное
426 450 постов45 подписчиков
Всяко-разно
3

Круговая порука. Почему травля детей в казахстанской школе – правило, а не исключение

История с 15-летним Дамиром Серикулы, которого жестокость старшеклассников и круговая порука педагогов едва не довели до самоубийства, показательна в разных аспектах. Мы в очередной раз увидели, что в учебных заведениях работают совсем не те люди, которые должны там работать. Что эта сфера, по сути, полностью непрозрачна и бесконтрольна. И что жизнь и здоровье вашего ребёнка – исключительно ваша ответственность, поскольку другим её доверять нельзя. Ибо другие взрослые, призванные по долгу своей службы обеспечивать его безопасность, всегда легко снимут с себя любую ответственность. «Сам виноват», «всё придумал», «он всё врёт» – выгородить себя и отстраниться от проблемы педагогу всегда легче и проще, чем решить её.

Вчера стало известно, что после огласки рассказа мальчика следователям об издевательствах и о циничных попытках педагогов скрыть всю ситуацию, директор интерната Рахмет Нурахметов быстро уволился.

«Если есть честь, достоинство и уважение к себе, то должна уйти также и та воспитатель, которая заставляла его писать, что его никто не трогал и никто не бил. И та классный руководитель, которая била его по голове и оклеветала его. Пусть уйдут сами, по собственному желанию. А что директор уволен – это правильно!» – заявила мать Дамира Айгуль Оралбаева.

Напомним: сбежавший из интерната для слабовидящих детей подросток подробно рассказал, что довело его до попыток самоубийства, кто и как издевался над ним в учреждении. Ход расследования и привлечение к ответственности всех виновных взяли на контроль не только прокуратура и руководство полиции Алматы, но и уполномоченный по правам ребёнка РК Аружан Саин.

– Я не смог больше терпеть издевательства старшеклассников, – рассказал Дамир. – Они заводили меня в туалет и там били. Ещё заставляли бегать по их делам, в магазин или убираться за ними. Так они делали не только мне. Всем доставалось. А учителя, воспитатели меня постоянно обзывали, оскорбляли и смеялись надо мной. Тупым, жалким и никчёмным называли. Я от всего этого хотел повеситься, когда сбежал, но не получилось. Потом искал стройку и хотел оттуда спрыгнуть. Но не нашёл места.

Его целую неделю искали полицейские, мать и волонтёры. Подросток в это время скитался по городу, ночевал в подъездах и подвалах, а также приходил к своим родственникам, где его в итоге и нашли.

Сейчас в алматинской коррекционной школе-интернате №4 имени Островского для слабовидящих детей идёт проверка. Возбуждено уголовное дело. Директор уже уволен. Родственники подростка отмечают, что Дамир на протяжении нескольких месяцев пытался найти защиту, сообщал педагогам об издевательствах, однако те вместо того, чтобы помочь, подвергли его настоящей травле. И за это они должны ответить. Только своим побегом из интерната, который уже невозможно было скрыть, мальчику удалось привлечь внимание к обстановке в учебном заведении. Родные школьника намерены добиться увольнения и наказания ещё нескольких педагогов и воспитателей. В частности, родителей шокировали действия классной руководительницы, которая била ребёнка по голове, а также воспитателя, которая заставляла его писать на листках тексты «Меня никто не бил», «Я всё придумал», «Я наврал про избиения».

– Он был в состоянии депрессии. Весь дрожал. Потому что пойти повеситься или спрыгнуть с этажа – сами понимаете, до какого состояния надо дойти, чтобы принять такое решение... Сейчас мы не говорим на такие темы дома. Он будет дальше учиться, потому что это единственная в городе специализированная школа. Несмотря ни на что, он будет учиться. Как бы ни хотели эти учителя, чтобы там его не было, это не им решать, – заявила мать подростка.

И эта, и целый ряд других шокирующих историй свидетельствуют как о катастрофическом равнодушии и непрофессионализме педагогов, так и, главное, – об их широких возможностях годами скрывать беспредел в учреждении. Последнее возмущает больше всего. Можно вспомнить множество публикаций о том, например, как покрывали изнасилования семилетнего ребёнка педагоги в сельской школе Южно-Казахстанской области, или как пыталось скрыть аналогичные преступления руководство детского дома № 1 в Алматы. Или – как три года назад в одной из школ Караганды довела до попытки самоубийства семиклассника его классный руководитель (после оскорблений прямо на уроке мальчик выпрыгнул в окно третьего этажа, в результате сломав себе позвоночник). А после этого всё руководство школы и управления образования твердило: мол, она хороший педагог, она ни при чём, ребёнок выпал из окна случайно и прочее-подобное. Лишь благодаря показаниям детей, которые в этот момент находились рядом, удалось доказать, что учитель громко и демонстративно унизила мальчика перед всем классом, после чего он, заплакав, бросился к приоткрытой створке окна.

Во всех случаях был, что называется, на все сто задействован механизм учительской круговой поруки по старой проверенной формуле: «Педагог всегда прав, а дети всё врут». Система корпоративной солидарности в педагогических учреждениях, пожалуй, помощнее, чем в любой самой коррумпированной госструктуре. Друг друга покрывают так, «рука руку моет» так, что зачастую даже и следа от проблемы не разглядишь.

Именно так было и в данном случае. Прекрасно видя и зная, что происходит в интернате, его руководство и весь коллектив даже палец о палец не ударили, чтобы остановить беспредел старшеклассников (кстати, это типичная, классическая школьная проблема, которую профессионалы должны уметь решать, что называется, на раз). Вместо этого учительши буквально гнобили подростка, который – это как же! – имел наглость и дерзость пойти против устоявшейся школьной «системы». Нет, тебя никто не бил, ты врёшь, ты всё придумал, ты нас позоришь и т. д.

Пугает здесь даже не сама ситуация в данном конкретном учебном заведении. Пугает, повторимся, тот факт, что подобных историй только за последние два-три года на слуху уже десятки. Что же происходит со школой?

Сейчас модно говорить про статус учителя, повышение зарплат, рост престижности профессии и всё такое. Тенденция, конечно, позитивная, наши педагоги должны жить достойно. Однако оборотная сторона всей этой ситуации выглядит достаточно печально. За долгие годы, в течение которых учительские зарплаты в Казахстане были на одном из последних мест, статус профессии упал что называется ниже плинтуса. В результате работать в школах, интернатах и детдомах было просто некому. Старшее «советское» поколение учителей уходило на пенсию, а молодые специалисты в эту сферу особо не стремились. В результате в системе оказалось множество абсолютно случайных людей. Тех, которые ни при каких обстоятельствах не должны работать с детьми. Эти люди привыкли, «пообтесались», обросли в школьных коллективах какими-то связями. Им здесь комфортно. Все эти СЛУЧАЙНЫЕ в профессии люди сегодня, сейчас, в эту самую минуту работают с нашими детьми! С моими, вашими, с детьми ваших близких!

И сделать с этим, к сожалению, ничего нельзя.

В странах Запада профессия учителя считается одной из самых высокооплачиваемых и престижных. Отбор соискателей – соответственный. Например, в Германии, чтобы устроиться работать в школу, мало университетского диплома со специальностью педагога. «На входе» необходимо ещё пройти систему сложных психологических тестов, а также определённый практический испытательный срок. Человека проверяют на умение налаживать правильные коммуникации с детьми, да и на само отношение к ним. Анализируется его психологический тип – не «диктатор» ли, не склонен ли к жестокости, к стремлению доминировать и подчинять. Позитивной, дружественной для детей атмосфере в школьном классе уделяется огромное внимание. В результате там родители могут не опасаться за своего ребёнка, который пошёл в школу. Они могут быть уверены, что там его не унизят, не обидят, а в случае необходимости поддержат и защитят. И уж тем более – что не доведут до самоубийства.

У нас в Казахстане такой уверенности, к сожалению, не может быть по определению. И придём ли когда-нибудь к нормальной школе, где работают профессионалы, – очень большой вопрос.