Когда б владел я целым миром, … Хотел бы веером сим быть
Сила воздуха, которая может вдохнуть жизнь в мертвого, как считали древние китайцы… Символ счастья и небесного покоя, царского достоинства и власти … Грозное и оригинальное оружие воина и в тоже время важнейший атрибут дамского кокетства и очаровательной грациозности … Небольшое, как правило, складное опахало для овевания лица, шеи и плеч, которому свои поэтические строки посвятили Гаврил Державин, Сюлли-Прюдом, Александр Блок, Агния Барто и многие другие поэты.
![](/_next/image?url=https%3A%2F%2Fstorage.yvision.kz%2Fimages%2Fuser%2F347906%2F7752892e943ae1eba0bfea58f4215d.jpg&w=1080&q=75)
Кто, где и когда изобрел эту уникальную во всех отношениях вещицу неизвестно. В свое время Ксенофонт – афинский историк, писатель и ученик Сократа отмечал, что царей мидян и персов, определить царственность рода можно было только по веерам или опахалам их сопровождения. А в той же Мексике, среди драгоценных подарков первым европейцам были преподнесены и роскошные веера. Один, из которых был с изображением солнца, другой – с луной.
Казалось бы, более мирного предмета, чем веер или опахало трудно себе представить в жизни. И тем не менее, в исторической прошлом Японии для ее воинского сословия – Буси жесткий веер – утиба, стал больше чем грозным и безжалостным оружием. Он стал символом статуса – командирским жезлом воителей.
![](/_next/image?url=https%3A%2F%2Fstorage.yvision.kz%2Fimages%2Fuser%2F347906%2Fc4dca71a4aa1d2dc9999f25e653d59.jpg&w=1080&q=75)
В средневековой Европе, веер обернулся в одну из самых неотъемлемых принадлежностей дамского туалета. Светские львицы практически никогда не расставались с ним, и это считалось не только признаком хорошего тона, но и благородной воспитанности. Кстати, во времена царствования Екатерины II дамам вообще было запрещено не только присутствовать, а даже показываться на бал не имея в руках раскрывающегося веера.
![](/_next/image?url=https%3A%2F%2Fstorage.yvision.kz%2Fimages%2Fuser%2F347906%2Fa5415dc75b754c7b4652f72b08f832.jpg&w=1080&q=75)
В настоящее время, веер хоть и является не столь популярным жизненным атрибутом, тем не менее, актуален и необходим в повседневности, особенно в жаркие дни летних месяцев. Как и раньше – цвет, фурнитура и материалы, из которых изготовляют современные веера также всевозможны и разнообразны, хотя конечно в первую очередь они зависят от страны производителя. Именно поэтому, так интересна и любопытна новая выставочная экспозиция организованная Кариной Сарсеновой – «ВЕЕРА МИРА». Открывшаяся 13 декабря в галерее ArtGalaxy Южной Столицы, она просто завораживает своими экспонатами, не только разнообразием представленных здесь стран-изготовителей, но и довольно оригинальными решениями, темами и используемыми материалами. Это и перья павлинов, и раковины моллюсков, и ветки тростника, и лакированная бумага Китая или Японии, и еще довольно большее количество казалось бы неожиданного для этих целей сырья.
![](/_next/image?url=https%3A%2F%2Fstorage.yvision.kz%2Fimages%2Fuser%2F347906%2F0e0291831767a71fc23366fd3eb7bb.jpg&w=1080&q=75)
Экспонируемая коллекция является лишь частью семейной энотеки насчитывающей более 300 предметов и собираемой Кариной Сарсеновой с мужем в течение последних 10-и лет. А так как все эти вещи достаточно хрупкие, в обращении требующие повышенной деликатности, поэтому как правило подобные специфические экспозиции довольно редки для публичного показа даже в мировой выставочной индустрии. В нашей же стране столь необычная коллекция выставляется впервые и для казахстанцев это просто уникальная возможность познакомиться с такими своеобразными талисманами судьбы и жизни.
![](/_next/image?url=https%3A%2F%2Fstorage.yvision.kz%2Fimages%2Fuser%2F347906%2F111227d2e95dc553bded2c41e628e3.jpg&w=1080&q=75)
Порядка двухсот экземпляров размещенных на вертикальных стендах и представленных публике являются лучшими образцами работ потомственных мастеров-вееры из стран Старого Света и Средней Азии. Конечно, каждая работа по-своему уникальна и неповторима, будь то полукруглый оги или округлый с жесткой ручкой утива. Н бумажных, шелковых или пергаментных экранах которых размещены жанровые зарисовки, исторические сюжеты и даже иллюстрированное руководство правил борьбы суммо.
![](/_next/image?url=https%3A%2F%2Fstorage.yvision.kz%2Fimages%2Fuser%2F347906%2F03792d470843e613dabc532ee0ede5.jpg&w=1080&q=75)
Все же, среди этого разнообразия взгляд невольно задерживается на антикварных работах представляющих XVII – XIX века нашего тысячелетия. Это веера из частной коллекции казахстанского дизайнера Сергея Шабунина. Ведь именно в этот временной период складной веер становится не просто обязательной принадлежностью дамского туалета предназначенного навевать прохладу, а сильнейшим средством невербального общения и кокетства. И как тогда говорилось: «Веер в руках красавицы – скипетр на владение миром». Причем можно считать, что и в наши дни эта ремарка не утратила своей актуальности. На открытии этой необычной экспозиции, веера в руках молодых девушек из корейского танцевального коллектива превращавшиеся то в экзотические цветы, то в крылья белых птиц, то в стремительные вздохи ветров приковывали к себе взгляды, с тем же успехом, как и некогда в стихах поэта.
![](/_next/image?url=https%3A%2F%2Fstorage.yvision.kz%2Fimages%2Fuser%2F347906%2F2c46cbf0eddff27a1f12a48459a3cf.jpg&w=1080&q=75)
Искусство веера – признание в любви,
Без слов и писем – дуновеньем ветра …
Следи глазами за моей игрой!
Волшебный танец исполняют руки...