kk
Default banner
Культура
Культура
743 постов505 подписчиков
1

Когда б владел я целым миром, … Хотел бы веером сим быть

Сила воздуха, которая может вдохнуть жизнь в мертвого, как считали древние китайцы… Символ счастья и небесного покоя, царского достоинства и власти … Грозное и оригинальное оружие воина и в тоже время важнейший атрибут дамского кокетства и очаровательной грациозности … Небольшое, как правило, складное опахало для овевания лица, шеи и плеч, которому свои поэтические строки посвятили Гаврил Державин, Сюлли-Прюдом, Александр Блок, Агния Барто и многие другие поэты.

Кто, где и когда изобрел эту уникальную во всех отношениях вещицу неизвестно. В свое время Ксенофонт – афинский историк, писатель и ученик Сократа отмечал, что царей мидян и персов, определить царственность рода можно было только по веерам или опахалам их сопровождения. А в той же Мексике, среди драгоценных подарков первым европейцам были преподнесены и роскошные веера. Один, из которых был с изображением солнца, другой – с луной.

Казалось бы, более мирного предмета, чем веер или опахало трудно себе представить в жизни. И тем не менее, в исторической прошлом Японии для ее воинского сословия – Буси жесткий веер – утиба, стал больше чем грозным и безжалостным оружием. Он стал символом статуса – командирским жезлом воителей.

В средневековой Европе, веер обернулся в одну из самых неотъемлемых принадлежностей дамского туалета. Светские львицы практически никогда не расставались с ним, и это считалось не только признаком хорошего тона, но и благородной воспитанности. Кстати, во времена царствования Екатерины II дамам вообще было запрещено не только присутствовать, а даже показываться на бал не имея в руках раскрывающегося веера.

В настоящее время, веер хоть и является не столь популярным жизненным атрибутом, тем не менее, актуален и необходим в повседневности, особенно в жаркие дни летних месяцев. Как и раньше – цвет, фурнитура и материалы, из которых изготовляют современные веера также всевозможны и разнообразны, хотя конечно в первую очередь они зависят от страны производителя. Именно поэтому, так интересна и любопытна новая выставочная экспозиция организованная Кариной Сарсеновой – «ВЕЕРА МИРА». Открывшаяся 13 декабря в галерее ArtGalaxy Южной Столицы, она просто завораживает своими экспонатами, не только разнообразием представленных здесь стран-изготовителей, но и довольно оригинальными решениями, темами и используемыми материалами. Это и перья павлинов, и раковины моллюсков, и ветки тростника, и лакированная бумага Китая или Японии, и еще довольно большее количество казалось бы неожиданного для этих целей сырья.

Экспонируемая коллекция является лишь частью семейной энотеки насчитывающей более 300 предметов и собираемой Кариной Сарсеновой с мужем в течение последних 10-и лет. А так как все эти вещи достаточно хрупкие, в обращении требующие повышенной деликатности, поэтому как правило подобные специфические экспозиции довольно редки для публичного показа даже в мировой выставочной индустрии. В нашей же стране столь необычная коллекция выставляется впервые и для казахстанцев это просто уникальная возможность познакомиться с такими своеобразными талисманами судьбы и жизни.

Порядка двухсот экземпляров размещенных на вертикальных стендах и представленных публике являются лучшими образцами работ потомственных мастеров-вееры из стран Старого Света и Средней Азии. Конечно, каждая работа по-своему уникальна и неповторима, будь то полукруглый оги или округлый с жесткой ручкой утива. Н бумажных, шелковых или пергаментных экранах которых размещены жанровые зарисовки, исторические сюжеты и даже иллюстрированное руководство правил борьбы суммо.

Все же, среди этого разнообразия взгляд невольно задерживается на антикварных работах представляющих XVII – XIX века нашего тысячелетия. Это веера из частной коллекции казахстанского дизайнера Сергея Шабунина. Ведь именно в этот временной период складной веер становится не просто обязательной принадлежностью дамского туалета предназначенного навевать прохладу, а сильнейшим средством невербального общения и кокетства. И как тогда говорилось: «Веер в руках красавицы – скипетр на владение миром». Причем можно считать, что и в наши дни эта ремарка не утратила своей актуальности. На открытии этой необычной экспозиции, веера в руках молодых девушек из корейского танцевального коллектива превращавшиеся то в экзотические цветы, то в крылья белых птиц, то в стремительные вздохи ветров приковывали к себе взгляды, с тем же успехом, как и некогда в стихах поэта.

Искусство веера – признание в любви,

Без слов и писем – дуновеньем ветра …

Следи глазами за моей игрой!

Волшебный танец исполняют руки...