kk
Default banner
Разное
426 297 постов49 подписчиков
Всяко-разно
9

Ключевые аргументы сторонников застройки Кок-Жайляу.

После периода горячего обсуждения проекта застройки Кок-Жайляу наступило затишье. Самое время, чтобы спокойно осмыслить основные, наиболее часто встречающиеся аргументы сторонников застройки и обозначить по каждому из них позицию членов движения «Защитим Кок-Жайляу!»

1. Решение о строительстве курорта уже принято.

Это не так. В настоящее время проект находится только на предварительной стадии. Для того, чтобы решение о проекте было принято, необходимо разработать и утвердить проектно-сметную документацию (ПСД), после чего проект еще должен пройти экологическую экспертизу. В настоящее же время есть только Технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта. Министерство финансов РК подтверждает, что  в республиканском бюджете на 2013-2015 гг. по состоянию на 1 марта на проект горнолыжного курорта «Кок-Жайляу» не запланировано средств.

- Не-не-не, - говорит Болат Жамишев, - никаких денег на горнолыжный курорт «Кок-Жайляу» мы в бюджет не закладывали

 

Кроме того, согласно Орхусской конвенции, при разработке подобных проектов «общественности предоставляется возможность представить свои замечания непосредственно или через представительные консультативные органы», при этом «Результаты участия общественности учитываются в максимально возможной степени» (Статья 8)

Таким образом, решение о том, быть ли горнолыжному курорту «Кок-Жайляу» или нет, по закону во многом зависит от мнения о проекте казахстанцев и жителей г.Алматы в первую очередь.

Напоминаем, что 2 апреля Экологическое общество «Зеленое спасение» направило Открытое письмо Президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву с просьбой остановить строительство горнолыжного курорта Кок-Жайляу на территории Иле-Алатауского национального парка. Письмо поддержало 7223 человека, это алматинцы, жители других населенных пунктов Казахстана и граждане других стран мира, которые знают и любят нашу страну. Сбор подписей продолжается, вы можете присоединиться к подписантам.

 

2. Горнолыжный курорт – это не завод, его строительство не нанесет вреда экологии.

Горнолыжный курорт действительно не сравним по своему влиянию на экологию с заводом. Однако, его строительство также оказывает негативное влияние на экологию.

Курорт планируется в местах обитания редких животных и растений, в том числе и «краснокнижников».  Из 48 видов растений, для которых территория ИА ГНПП является классическим местообитанием, 15 числятся в Красной книге.  Из животных на территории планируемого курорта обитают такие редкие виды как каменная куница, туркестанская рысь и, наконец, снежный барс, который является символом города Алматы.  21 вид птиц, внесенных в Красную книгу, гнездятся, кормятся или мигрируют на территории планируемого курорта, в том числе и символ Казахстана – беркут.

Птенец синей птицы (Myophonus coeruleus), вида, внесенного в Красную книгу. Фотография сделана Александром Синявским на Кок-Жайляу.

Планируемые горнолыжные трассы проходят по зонам экологического ограничения. Т.е. строительство приведет к изменению среды обитания, снижению иммунитета и гибели, что признают разработчики ТЭО горнолыжного курорта.

Проект строительства предполагает вырубку 27,42 га леса, что может сказаться на климате г.Алматы. Да, на смену вырубленным деревьям будут посажены другие, однако, их посадят в другом месте, экология же Кок-Жайляу пострадает.

Леса и другой растительный покров, в свою очередь, защищают почву от пересыхания, поэтому вырубка скажется и на водном балансе региона. Уже сейчас городу не хватает воды, с чем связано и недавнее увеличение коммунальных платежей.  При этом талая вода с ледников, площади которых сокращаются с каждым годом, составляет около трети (32%) в общем объеме водоснабжения города. В условиях глобального потепления, влияние которого фиксируется Казгидрометом в горах Заилийского Алатау, вырубка скажется крайне негативно на ситуации с водой в регионе.

Необходимость оснежения склонов горнолыжного курорта «Кок-Жайляу» негативно скажется на ситуации с водой в г.Алматы.

В планах проекта врезка в трубу водотока с БАО, т.е. значительная часть воды, которой уже теперь не хватает городу, будет тратиться  на оснежение горнолыжных трасс, что выглядит совсем неадекватно, учитывая сложившуюся ситуацию.

Альтернативным является проект водоснабжения из трех искусственных водных резервуаров,  строительство которых усилить опасность селей, что также нежелательно для города.

На Кок-Жайляу планируют провести асфальтированную автодорогу, что увеличит поток  автомобилей. Поскольку выхлопы тяжелые, то усиление транспортного потока в горах негативно скажется на атмосфере города. Сегодня воздух г.Алматы является сильно загрязненным (согласно индексу загрязненности атмосферы ИЗА5), поэтому усилия муниципалитета должны быть направлены на снижения уровня загрязненности, а не наоборот, как в случае с проектом курорта.

 

3. Цель Иле-Алатауского национального парка - улучшение условий для туризма и отдыха, поэтому строительство на его территории законно.

У любого нацпарка есть три тесно между собой взаимосвязанные функции:

  1. природоохранная (основная)
  2. экопросветительская
  3. рекреационная (по научно определенным квотам антропогенной нагрузки)

В настоящее время рекреационная емкость Иле-Алатауского национального парка ниже уровня его посещаемости туристами.  По словам М. Айнабекова, генерального директора Нацпарка,  экосистема работает на самом высшем пределе, принимая до 200 тысяч человек в год.

Основная цель Иле-Алатауского национального парка - это «сохранение уникальных экосистем и ландшафтов Заилийского Алатау» и только потом использование в туристских целях. Так, согласно Устава Иле-Алатауского национального природного парка, утвержденного председателем комитета лесного хозяйства РК А.К. Аманбаевым в 1996 г.:

"IV/13. На территории национального парка запрещается:
...
- строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, не связанных с функционированием национального парка;
- проведение массовых спортивных и зрелищных мероприятий;
...
- движение и стоянка механических транспортных средств, прогон домашних животных вне дорог общего назначения и вне специально предусмотренных для этого территорий;
"

Таким образом, строительство курорта противоречит Уставу,  Конвенции о биологическом разнообразии и другим международным конвенциям и законодательным актам РК.

 

4. Защитники Кок-Жайляу лишь выступают против строительства, не предлагая никаких альтернатив.

К сожалению, в реальности ситуация обратная: мы предлагаем альтернативы, но инициаторы строительства не желают принимать их во внимание.  Мы за развитие туризма в Казахстане и области. Однако, мы против того, чтобы развитие туризма негативно сказывалось на качестве жизни самих казахстанцев.

Недавно проведенный опрос туристов и турфирм Казахстана и зарубежья показал, что для иностранцев Казахстане интересны в первую очередь культурно-исторический (75%), и экотуризм (75%), а горнолыжный туризм занимает в предложенном списке из 16 номинаций предпоследнюю строчку (5,4%).

Таким образом, развитие в Национальном парке экотуризма является логичной и реальной  альтернативой строительству горнолыжного курорта на Кок-Жайляу.

В настоящее время Иле-Алатауский национальный природный парк внесен в предварительный список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Проведение работ по сохранению природного разнообразия и уникальности Парка, позволит перенести его из предварительного списка в основной, чем повысить к нему интерес туристов.

В настоящее время экотуризм по всему миру приносит не меньшие, а в некоторых случаях и большие деньги, оставляя экологию нетронутой.

Развитие экотуризма в Иле-Алатауском национальном парке – отличная альтернатива горнолыжному курорту.

Что же касается горнолыжного спорта, то вблизи города расположено больше 10 горнолыжных баз, развивая которые можно повысить поток туристов. Можно строить и новые курорты, но они должны быть расположены за территорией Национального парка.

Есть по крайней мере два альтернативных проекта горнолыжных курортов. Один из них в свое время был одобрен председателем Олимпийского комитета (Плато Ой-Карагай выше Тургеньского ущелья), строительство прекращено в связи с распадом СССР). Второй(Черная Гора, Текели) уже 6 лет в госпрограмме, но не движется, сделан энтузиастом и специалистом в проектировании горных трасс за собственные деньги, не находится на территории нацпарков и заповедников, по размерам больше Чима в 10 раз(+есть возможности расширения на все виды "снежного" спорта и летнего треккинга), этот проект оживляет целый умирающий город и для его запуска необходимо по предварительным подсчетам автора проекта всего $2млн. (на строительство ГК Кок-Жайляу  планируется потратить $450 млн.).

Группа иностранных туристов в Иле-Алатауском национальном парке наблюдают за птицами (bird watching - один из популярных сегодня видов экотуризма).

 

5. На экологию города влияют выхлопные газы автомобилей, если защитники Кок-Жайляу действительно борются за экологию, им нужно решать эту проблему, а не мешать строить горнолыжный курорт.

О том, какое влияние на атмосферу города окажет горнолыжный курорт сказано выше (см. разъяснение к аргументу 2)  Однако, предполагаемая застройка Кок-Жайляу помимо чисто экологического аспекта,  затрагивает и социальный.

Группа «Защитим Кок-Жайляу!» объединяет людей, для которых плато Кок-Жайляу является излюбленным местом пеших прогулок. Мы против застройки не только потому, что это ухудшит экологию, но и потому, что за последние 20 лет количество мест для горных прогулок в окрестностях г.Алматы резко сократилось, и все больше заборов преграждает туристические тропы. Кок-Жайляу – это одно из немногих сохранившихся пока мест, куда горожане, не имеющие автомобиля, могут выбраться, на дикую природу, подышать свежим воздухом. Строительство курорта лишит их этой возможности.

Пешие прогулки на Кок-Жайляу – давняя традиция алмаатинцев. Нужно ее поддерживать, а не искоренять.

Кроме того, за те деньги, которые планируют тратить на строительство горнолыжного курорта, можно решить многие экологические проблемы города. Например, заменить весь старый автобусный парк новыми автобусами на газе, или обеспечить газовым отоплением жителей частного сектора Алматы и пригорода.

6. Горнолыжный курорт даст городу новые рабочие места.

В ТЭО ГК «Кок-Жайляу» декларируется, что «инвестиции государства в размере $450 млн. будут способствовать созданию более 5300 рабочих мест» (стр. 121). Вместе с тем, когда речь идет непосредственно об обслуживающем персонале курорта, то оказывается, что «в зимний период только на подъемниках и склонах и сопутствующей им инфраструктуре будут задействованы 778 работников. Летом их количество уменьшиться до 280.» (стр. 98)

То есть, сам курорт обеспечит работой только 778 работников и то лишь на зимний период. Для города с населением в 1,5 млн. это капля в море. А 5300 рабочих мест – это цифры, которые ничем не обоснованы, т.е. «взяты с потолка».

Все это позволяет нам говорить, что развитие существующих курортов в области и строительство нового курорта в стороне от города (например, в Тургене), окажет более позитивное влияние на социально-экономическое положение региона. Действительно, безработица в области значительно превышает безработицу в Алматы, и рабочие места там нужнее, чем здесь. Кроме того, если Алматы уже является развитой для туризма, то города-спутники – нет, и развитие курортов в области положительно скажется на их инфраструктуре. Кроме того, новые рабочие места там позволят сократить поток автомобилей в Алматы из области, поскольку многие областные жители на работу ездят в г. Алматы.

 

7. Горнолыжный курорт привлечет много иностранных туристов, проект позволит Казахстану диверсифицировать экономику, слезть с «нефтяной иглы».

Никакого обоснования заявленному количеству туристов горнолыжного курорта в ТЭО нет.

Мало того, они вызывают вполне обоснованные сомнения. В ТЭО декларируется посещаемость в 10 150 лыжников в день. Лыжный день начинается утром, и обычно 90% катающихся за утренний час-два уже поднимаются на склоны. Поскольку на самом курорте смогут располагаться только 1200 человек, 9300 туристов и 780 обещаных ТЭО рабочих должны подняться рано утром из города по пр. Достык до станции канатной дороги. За 1,5-2 утренних часа.

Если даже все туристы окажутся по-солдатски дисциплинированны и согласятся на организованную перевозку в автобусах по 30 человек, нам потребуется 330 рейсов автобусов. Зная, что оборот автобуса от пр. Абая до остановки «Медео» и обратно составит около часа (по пустой дороге), нужны минимум 170 автобусов, которые как часы, должны будут подъезжать, грузиться и взлетать по одной из самых загруженных магистралей города, которую на это время придется полностью освободить от всякого другого транспорта.

При этом 6 дней из 7 у нас по утрам – час пик, а всех муниципальных автобусов – 200 штук на город. Таком образом, «перспектива» - это такой сферический конь в вакууме, никак не связанный с реальностью.

Кроме того, ранее то же самое заявлялось о проекте «Реконструкция курортов «Медеу» и «Шымбулак»:

«Шымбулак позиционирован как элитный курортный комплекс, единственный в Средней Азии, который будет входить в десятку лучших курортов мира… В итоге туристическая отрасль Казахстана получит мощный импульс для планомерного поступательного развития, а город Алматы станет одним из ведущих международных зимних центров отдыха», – говорилось представителями Министерства индустрии и новых технологий. Однако, по факту после реконструкции практически ничего не изменилось.

Что касается «нефтяной иглы», то даже если поверить расчетам ТЭО, и предположить, что ежегодно планируемый курорт будет давать экономике Казахстана 270 млн. в год, то эта цифра составляет менее 0,15% ВВП Казахстана. Очевидно, что с «нефтяной иглы» этот проект даже в том оптимистичном варианте, в каком он представлен в ТЭО, слезть не стране позволит.

 

8. Строить надо именно на Кок-Жайляу, потому что плато находится близко к городу, туристам будет проще добраться до курорта. Кроме того, они смогут одновременно кататься и отдыхать в городе.

Дорога от алматинского аэропорта до Кок-Жаляу составляет примерно 41 км. Дорога от алматинского аэропорта до Тау-Тургеня – около 62 км. Дорога от аэропорта Талдыкоргана до Текели – около 62 км. Таким образом, разница в расстоянии не играет особой роли.

При этом в Алматы достаточно проблем, которые требуют своего решения: экология, плохое качество дорог, перегруженность автотранспортом, неоснащенность частного сектора газом, необходимость обновления системы электроснабжения и т.д. и т.п.  В этой ситуации правильнее направить городской бюджет на решение накопившихся проблем, а не на усугубление их  строительство курорта.

С другой стороны, привлечение туристов в регионы позволит развить инфраструктуру, создать там рабочие места, чем сократит автомобильный трафик в Алматы, поскольку значительная часть жителей городов-спутников приезжает на заработки в южную столицу.

Таким образом, логичнее строить курорт в регионах, а не в проблемном городе.