В минувшую пятницу российская Дума все-таки приняла поправки в закон об НКО, согласно которым некоммерческим организациям, финансируемым из-за рубежа и "занимающимся политикой", будет присвоен статус "иностранного агента".
Накануне принятия Госдумой новой редакции закона мы попросили авторитетных казахстанских экспертов прокомментировать ситуацию вокруг законопроекта и критики вокруг него.
Вячеслав Абрамов, директор казахстанского представительства Freedom House, неправительственной организации, занимающейся исследованиями состояния политических и гражданских свобод:
- Обсуждаемый в настоящее время в России законопроект - показатель отношения к неправительственным организациям и, безусловно, инструмент в политическом споре между США и Россией. Заложниками этого спора в конечном итоге окажется общество, поскольку НПО работают в его интересах. Не идеализируя неправительственные организации и понимая, что среди них есть самые разные игроки, думаю, что все же их первостепенная задача - это работа для будущего своей страны. Закон введет неоправданно жесткий контроль за их деятельностью и ухудшит атмосферу работы некоммерческих организаций. Власти России своими действиями загоняют НПО в положение врагов в восприятии общества. И это, вероятнее всего, приведет к тому, что часть НПО откажется от продолжения работы. Власти России вряд ли могут быть довольны таким исходом, поскольку должны быть заинтересованы в разных мнениях о ситуации в стране, разных рекомендациях и постоянном диалоге с обществом.
Мне также не хотелось бы предполагать, что подобный закон может быть принят и в Казахстане, в нашей стране он будет иметь схожие последствия - государство возьмет НПО под жесткий контроль, а в ответ получит шквал критики, впоследствии потеряет сильных, пусть и критически настроенных, партнеров.
Аскар Нурша, независимый политолог:
- Рокировка в тандеме и возвращение к власти В.Путина, вернее, в большей степени самоуверенность, с которой это было осуществлено Кремлем, вызвали бурные дискуссии в российском обществе и недовольство либеральной его части. Уже несколько месяцев подряд Москву сотрясают митинги и шествия оппозиции, требующих продолжения реформ и дальнейшей демократизации страны. В этих условиях инициированные властью поправки в законопроект об НКО были встречены российскими либералами с настороженностью. Оппозицией они однозначно воспринимаются как откровенный натиск на неправительственные организации с целью обуздать протестные акции.
При этом российские власти действуют скоординировано методом «кнута и пряника». В качестве «кнута» выступают различные штрафные санкции, ужесточение отчетности и меры, призванные поставить под контроль финансирование НКО. «Пряником»в данном случае можно рассматривать предложение президента Путина в три раза увеличить финансирование НКО.
В инициативе Кремля присутствует значительная внешнеполитическая составляющая. Неправительственные организации, финансируемые Западом, прежде всего США, послужили движущей силой в различных «оранжевых революциях» в мире, которые напугали власти. Положение о присвоении статуса «иностранного агента» НКО, финансируемым из-за рубежа и занимающимся политикой, вполне «изящное» решение проблемы в стиле В.Путина.
В целом, развитие гражданского общества – это общемировой и, в какой-то степени даже неизбежный процесс, а неправительственный сектор – важная составляющая нарождающегося в России и Казахстане гражданского общества.
Запретительные меры могут дать только временный эффект. Более продуктивным было бы способствовать налаживанию эффективного взаимодействия власти с неправительственным сектором.
...Тем временем, как сообщают российские СМИ ко второму чтению депутаты внесли ряд поправок в текст законопроекта. Так, из-под действия принятого закона выводятся религиозные организации, госкорпорации и госкомпании, а также созданные ими НКО, а также государственные, муниципальные и бюджетные учреждения.