kk
0

КАЗАХИ И ИСЛАМ.

Мне конь знаком, / и темень, и степь, и гость, / и сабля, и калам, и свиток... Аль-Муттанаби. Диуан.

....Устроившись в потертом кресле среди говорящих книг, он попробует расписаться на эту тему. Он не теолог, не ортодоксальный, даже не примерный мусульманин, скорее его можно отнести к категории «верующих грешников». И заметки его не претендуют особую глубокость и всеохватность.

Но Ислам с рождения часть его, в последнее время он стал принимать эмоционально, даже болезненно, как разыгрывают эту тему, как нападают на его Веру. Он писал уже: Не зная броду, не суйтесь в воду.

Нападки начались и усиливаются, как ни странно, со стороны тех, кого он считает соплеменниками, предки чьи, как и его, уже более тридцати семи поколений (именно столько он насчитал своих предков в Шежіре) живут в этой Вере (убедиться не сложно, тоже пусть каждый заглянет в свой Шежіре, да и прочитает просто имена). Друг Әбеке говорит ему: да не злись ты, ты посмотри, кто пишет это дерьмо – маргиналы да малообразованные (Әбеке сам образованный, закончил чуть ли не МГИМО, может еще Бауманку, имеет опыт манкурства, но преодолел его). Еще Абеке говорит: они не знают, что творят, чьи карты разыгрывают, на чью мельницу воду льют (Әбеке знает много метфоричных выражений). Конспирологи, да и инсайдеры из идеологического фронта, пишут, утверждают, уверены они - нападки эти (на Ислам в Казахии) организованы силами извне, догадаться несложно, какими, а наши несмышленыши, неудачники в основном, подхватили, понесли, разорались, не понимая что к чему. Встреться я хоть с одним из них, говорит Әбеке, я бы так и сказал им, без обид, иначе происходящее объяснить трудно.

Приливы» и «отливы» ислама в истории Казахстана были, - пишут религиоведы. И вообще, однажды принявшие какую-либо религию регионы и страны не бывают застрахованы от реанимации языческих культов, т.н. «ЯЗЫЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ», возникающей в силу неблагоприятных обстоятельств: стихийных бедств, войн, духовной деградации народа, культурной маргинализации, разделения общества. Бывает, что в атеистической стране происходит частичная реанимация забытой религии, возрождение ее традиции, восстановление имен персон, связанных с религией. Например, Сталин после жуткого разгрома от фашистов, когда те подошли уж к Москве, в час критический для России, обратившись к людям впервые «братья и сестры», формально восстановил Русскую Православную церковь, бывшей едва ли не самой крупной запрещенной автокефальной церковью в мире, вытащил митрополитов из тюрем и ссылок, дал им лимузины и особняки, учредил Ордена имени христианских мучеников (Невского) и пр. Бывший семинарист попытался хотя бы частично вернуть Бога, зная Его силу воздействия на массы. Эти слабые полумеры были продиктованы внешней угрозой.

Бывает, что народ пережил эпоху безверия, атеизма, теперь находится на историческом перепутье, нужны силы для возрождения и определения дальнейшего пути, а его культурно маргинализированной (манкуртской [забывших корни], иногда даже "коренной") частью манипулируют внешние силы, которым нужны ресурсы и земли обессиленного народа, и они провоцируют языческий ренессанс. Прав Әбеке.

Что сегодня и происходит в Казахии. «Дін мұсылман қазаққа» навязывается давно забытый реликтовый шаманизм. Казахия давно стала частью Дар ал-ислама (Мира Ислама), его крайним восточным пределом. И казахи защищали ее по меньшей мере лет триста от «желтой веры» ламаизма, которым оказались охвачены тенгрианские, шаманские народы. И от «аузы түктен кәуірден», кои после того, как «басы шоқты қалмақты қанын судай төккенен кейін», вошли медленно, но поступательно, с пушками и фортами-крепостями и начали строить церкви, наполняя степи до Әулие Ата звоном колоколов.

Что с будет, если мои казахи перестанут быть частью Мира Ислама, предугадать нетрудно.

Тезис о слабых позициях мусульманской религии у казахов на протяжении всей дореволюционной эпохи – это, конечно, порождение советской историографии...

Продолжение будет.

Визуал внизу не имеет отношения к посту, хотя, кто знает... Просто люблю старые фотки казахов... до "исторического материализма"))) жүздері иманға толы...