Президент России Владимир Путин был поставлен в известность о "желании президента Эрдогана" встретиться с ним, после того, как МИД Турции вновь обвинил российские ВКС в нарушении ее воздушного пространства, заявил пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков, не уточнив, принято ли какое-либо решение о возможности встречи Путина с Эрдоганом. При этом он отметил, что в Кремле опираются на ту информацию, что предоставляет Минобороны РФ, которые "отвергли утверждение турецкой стороны о том, что имело место нарушение одним из наших самолётов воздушного пространства Турции".
Издание Коммерсант отмечает некоторую схожесть нынешнего инцидента с Су-34 со сбитым в конце ноября 2015 года Су-24, вместе с тем выделяя принципиальные различия. Во-первых, турецкие ВВС не стали атаковать самолет-нарушитель. Во-вторых, Анкара всячески подчеркивает, что конфликт выходит за рамки двусторонних отношений, ссылаясь на региональные и глобальные последствия в отношениях России и НАТО. Ну, и наконец, международная реакция на этот инцидент продемонстрировала безоговорочную поддержку Турции со стороны Североатлантического Альянса и Пентагона, в отличие от событий в ноябре 2015 года.
Зачем же тогда понадобились эти провокации?
Прежде, чем понять, что происходит, нужно взглянуть на то, как оказался российский Су-34 в районе турецко-сирийской границы, так далеко от позиций террористической организации ДАИШ (запрещенной в Казахстане), которые сосредоточены гораздо южнее. По утверждению турецкого государственного агенства "Анадолу", с начала воздушных атак России 30 сентября 2015 года, российские ВКС под предлогом борьбы с ДАИШ наносят авиаудары, в основном, по районам "подконтрольных оппозиции Идлиб, юг и север Алеппо, север Хамы, север Хомса, северные сельские территории Лазкийе, север Дераа и юг Дамаска", при этом удары российских самолетов по позициям ДАИШ носят ограниченный характер. Тем самым, поддерживая режим Асада авиационными ударами, российские ВКС вынуждают покинуть место жительства мирных граждан, лишая поддержки оппозицию, пишет издание.
По информации газеты The Times, со ссылкой на источники в американской разведке, около 200 российских военных приступили к работам по укреплению взлетно-посадочной полосы на авиабазе Камышлы на северо-востоке Сирии, для защиты от действий Турции. Как отмечает издание, авиабаза близ турецкой границы удерживается сирийскими правительственными силами, однако сам район близ города Эль-Камышлы находится под контролем курдских вооруженных формирований. По мнению, турецкого издания Hurriyet, целью создания авиабазы является оказание военной и логистической поддержки Партии "Демократический союз" (PYD), ответвлению Рабочей партии Курдистана (РПК). Тем самым, Россия пытается создать "автономный курдский регион" у турецкой границы на севере Сирии, а в конечном счете "содействовать террористической деятельности в Турции". Кроме того, отмечает издание, Россия планирует создать "щитовое прикрытие" против Турции, которая может обстреливать позиции курдов в этом регионе. В такой ситуации, удары Турции, нанесенные по этим территориям, априори будет считаться направленными против российской стороны, пишет турецкое издание.
Открытие представительства ДПК в Москве, декабрь 2015
К чему еще привел ограниченный характер авиационных ударов по позициям ДАИШ российских ВКС, вместо их полного и тотального уничтожения?
По словам комиссара по вопросам мира и безопасности Африканского союза Смаила Шерги, боевики ДАИШ стали продвигаться на восток Ливии, пытаясь захватить нефтяные объекты в Рас-Лануфе и нефтеэкспортные порты в районе "нефтяного полумесяца" Ливии, как называют побережье залива Сирт. По мнению Шерги, исламисты планируют распространить своё влияние на ливийскую территорию, включая ее южную часть, что "требует принятия энергичных мер", при наличии в Ливии обеспеченного соответствующим снабжением и экипировкой "действующего правительства и сил безопасности".
По мнению эксперта по Ближнему Востоку Анатолия Несмеяна (Эль-Мюрида), который провел экстраполяцию практики ДАИШ по "срубанию капусты" взиманию пошлин на добычу и торговлю нефтью в Сирии и Ираке, такое смещение акцента на ливийскую территорию даст казне ДАИШ ежедневный дополнительный доход в 7-8 миллионов $США (от 2,5 до 3 млрд $США в год). Эти средства обеспечат переход большой части ливийских исламистов под знамена Аль-Багдади и под ударом исламистских боевиков окажется стратегически важный объект Египта - Суэцкий канал. По сути, контроль над Ливией и ее нефтяным экспортом создаст серьезную угрозу глобальной мировой торговле, в том числе нефтяной.
Эксперт высказывает предположение, что какая-то часть элиты США планирует через контроль ливийского ДАИШ над Суэцким каналом обеспечить контроль не только над Европой, но и всем Ближним Востоком, включая контроль над нефтяными королевствами и эмиратами, а также над Ираном. И в определенном смысле эти планы "части американского истэблишмента могут совпадать с планами тех группировок в Кремле, которые камлают на нефтяные цены и готовы удавить всю российскую экономику, но не дать ей ни малейшего шанса на то, чтобы "слезть" с той самой нефтяной иглы".
Исходя из такого понимания ситуации с имитацией авиаударов по ДАИШ российских ВКС в Сирии, впрочем как и западной коалиции в Ираке, а также индифферентного отношения России к ливийской угрозе, связанных с надеждой на то, что если ДАИШ после захвата нефтяных терминалов Сирта, Бреги, Рас-Лануфа и Тобрука, направит дальнейшую экспансию на Суэцкий канал, следует что такая угроза действительно способна изменить "негативный тренд на нефтяном рынке".
И здесь вновь стоит напомнить, о существовании у Кремля некоей имперской геополитической стратегии, где в случае начала ее активной фазы предусматривалось "необходимость навязывания Турции роли "козла отпущения" и игнорирование в расчетах ее интересов на Кавказе и в Средней Азии. Предполагалось "акцентировать поддержку курдского сепаратизма в самой Турции, а также автономистские требования турецких армян", в целях исключить "светско-атлантическое" влияние Турции на этносы территориально прилегающие к Ирану. В качестве одной из мер, предлагаемой ее главным идеологом Дугиным, предполагалась развернуть Турцию к Багдаду, Дамаску и Эр-Рияду, в направлении стран арабского мира, либо "провоцировать проиранских фундаменталистов в самой Турции на кардинальное изменение геополитического курса и на вхождение в дальней перспективе в Среднеазиатский блок под антиатлантистским и евразийским знаком". Последнее, впрочем тоже не исключено, как бы сейчас это не казалось нереалистичным.
И отвечая на вопрос, для чего понадобились эти провокации и готовится ли "Удар в спину-2", пожалуй, стоит ответить утвердительно. И почти наверняка это не будет очередной инцидент со сбитым российским самолетом, а нечто другое, более изощренное. Но, то что кремлевским стратегам необходимо навязать Турции роль "козла отпущения", чтобы исключить ее из общей коалиции с западными странами, становится вполне очевидным. Так, еще в конце прошлого года господин Бортников сообщил, что у его ведомства имеется представление, какие террористические структуры стоят за взрывом российского лайнера А321 над Синаем, не назвав их поименно. Теперь после инцидента со сбитым Су-24, источник издания "Ъ" утверждает, что в ФСБ в качестве основной версии рассматривают причастность членов турецкой радикальной националистической организации "Серые волки", связанной с ДАИШ и действующей во многих других арабских странах, в том числе в Египте.
И тут возникает вопрос, как оказались в одной лодке с "козлом отпущения" и "нефтяной капустой" еще и "Серые волки"?