Продолжая цикл фоторепортажей о профессиях, решил поведать о достаточно редком в настоящее время ремесле. Речь идет о гравере – своеобразном художнике, способном рисовать на любой поверхности.
Настоящий мастер может вырезать изображения, чертить линии и росчерки, выводить буквы и виньетки на стекле, камне, металле, дереве, линолеуме и т.д.
Чаще всего граверы работают в небольших мастерских, расположенных в торговых центрах либо крупных ювелирных магазинах, но есть и владельцы отдельных мастерских.
Совершенно случайно мне удалось познакомиться с представителем этого редкого ремесла. Прогуливаясь в одном из городских торговых центров (название указывать не буду, дабы не обвинили в скрытой рекламе), был в буквальном смысле заворожен работой этого человека.
Карим более 30 лет занимается этим делом. В алматинском ЦУМе он проработал в общей сложности более 20 лет. За время работы было немало интересных заказов, о которых он рассказал.
«Как-то был необычный заказ, еще в советское время. Подошел прилично выпивший мужчина в возрасте. В руках он держал огромный арбуз и долго уговаривал меня сделать на нем надпись. В конце концов я согласился, содержание текста примерно такое: “Дорогому другу на долгую память!”. Вот такое чувство юмора у человека оказалось».
«Как-то сотрудники одной из иностранных фирм заказали своему боссу-однофамильцу известного ученого оригинальную надпись: «Дорогому мистеру Дарвину с благодарностью от приматов!»
«Бывали и дорогие заказы, за которые страшно даже взяться. Например, сделать гравировку на дорогих часах, стоимость 80 тысяч долларов. Тогда я переиначил известную поговорку “Дело мастера боится” в “Мастер дела не боится!»
Вообще ценовой диапазон на работы гравера – неограничен. Минимальная стоимость заказа – 500 тенге, максимальная – без ограничений. Все зависит от сложности работы и поверхности, на которой приходится работать. «На плоской поверхности работать легче, чем на округлой».
Еще Карим рассказал об экслибрисе (от лат. ex libris - из книг) - книжный знак, печать, закрепляющий право собственности. В советское время практически у каждого была своя личная библиотека и люди часто заказывали экслибрис, который изготавливался из линолеума. Рисунок экслибриса раскрывал многое о характере, интересах и увлечениях заказчика.
Во время беседы с Каримом подошел молодой человек, который заказал надпись на кружке-термосе. Было очень увлекательно смотреть на этот процесс.
Сначала Карим попросил написать текст гравировки.
Потом размял руки.
Расчертил линии для нанесения гравировки, предварительно обработав кружку каучуком.
И начал делать гравировку.
А это конечный результат. Работа заняла примерно 10-15 минут.
Вот рабочие инструменты мастера.
Карим показал свою любимый инструмент – штихель. Это резец для ручной работы по металлу.
Мастерская гравера – кладезь необычных поделок и предметов. Встречаются и нестандартные надписи, например как этот подарок-мотиватор.
Карим рассказал о последних модных тенденциях в граверном деле.
Это стандартные замочки влюбленных или молодоженов.
Брелоки с номерами от автомобиля.
А это гравировки на кольцах.
Так очищают и шлифуют кольцо перед тем как сделать на нем гравировку.
Непосредственно сам процесс нанесения надписи на металле.
А на этом кольце молодые люди заказали необычную гравировку: «Котэ любит Котэ».
Мне показалось, что работа гравера во многом схожа с работой фотографа. Творчество и тех, и других не боится времени. Креатив и нестандартный подход в работе тесно связаны с кропотливостью и терпением, внимательностью к деталям. Самое главное, что профессия была в радость и приносила не только материальный доход, но и позволяла человеку самореализоваться.