kk
Default banner
Разное
426 297 постов49 подписчиков
Всяко-разно
0

Изменения законодательства по вопросам противодействия терроризму

В Послании Президента Республики Казахстан Народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» в числе приоритетных задач определено противодействие всем формам и проявлениям радикализма, экстремизма и терроризма.

При этом особое внимание уделено необходимости усиления профилактики религиозного экстремизма в обществе, прежде всего, в молодежной среде, а также формирования у населения религиозного сознания, соответствующего традициям и культурным ценностям светского государства.

Вместе с тем, на современном этапе процессы глобализации и рост конфликтного потенциала в мире оказали существенное влияние на состояние международной и национальной безопасности.

Угроза религиозного экстремизма и терроризма приобрела глобальный характер, повышая зависимость уровня защищенности национальных интересов каждого государства от состояния международной безопасности.

В этих условиях действующая система требует совершенствования для эффективного устранения условий (факторов), способствующих распространению радикальной религиозной идеологии, а также для пресечения экстремистских и террористических проявлений.

Программа, рассчитанная на пятилетний срок, основана на анализе религиозной ситуации в стране, учитывает мнения и рекомендации экспертов и ученых, специализирующихся на вопросах противодействия религиозному экстремизму и терроризму.

При разработке Программы был также проанализирован и учтен положительный опыт Российской Федерации, Великобритании, Турции, Израиля и США, Саудовской Аравии.

Указом Президента Республики Казахстан от 24.09.2013 года № 648 в Казахстане принята государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму.

Цель программы - обеспечение безопасности человека, общества и государства посредством предупреждения проявлений религиозного экстремизма и предотвращения угроз терроризма.

В программе ставится задача довести уровень антитеррористического сознания казахстанского общества к 2017 году до 99,5 - 100 процентов.

В том числе, будет сформировано религиозное сознание, соответствующее традициям и культурному наследию народа Казахстана.

Задачи программы:

1. Совершенствование мер профилактики религиозного экстремизма и терроризма, направленных на формирование в обществе толерантного религиозного сознания и иммунитета к радикальной идеологии.

2. Повышение эффективности выявления и  пресечения проявлений религиозного экстремизма и терроризма, в том числе путем совершенствования системы обеспечении деятельности специальных государственных и правоохранительных органов.
3. Совершенствование системы мер минимизации и ликвидации последствий экстремистской и террористической деятельности

Сроки реализации программы – 2013-2017 годы.

В программе предлагается комплекс мер по ограждению населения от радикальной идеологии путем повышения их религиозной грамотности, духовного, культурного, морально-нравственного воспитания и патриотизма.

Также в программе отмечается необходимость модернизации информационно-пропагандистской работы государственных органов среди целевых групп. Кроме того, говориться о необходимости обеспечения эффективного функционирования негосударственных центров по разубеждению последователей радикальной идеологии.

Программа предусматривает проведение научно-прикладных исследований по изучению природы распространения радикальной религиозной идеологии и социального портрета экстремиста, террориста.

Предполагается изменение государственных образовательных программ с целью полного охвата обучающихся средних, средних специальных и высших учебных заведений объемом религиозных и светских знаний, необходимым для осознанного отношения к окружающей реальности и критического восприятия получаемой религиозной информации.

Предусматривается дальнейшее развитие современных электронных систем обеспечения безопасности в населенных пунктах. Предполагается, что через 5 лет количество уличных камер видеонаблюдения ЦОУ будет увеличено не менее чем на 75 процентов по сравнению с 2013 годом.

Также в программе есть комплекс мер по вопросам усиления пограничного и миграционного контролей, контроля над оборотом оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ.

Предлагаются меры, которые позволят к 2017 году существенно повысить уровень оснащенности аварийно-спасательных служб. К этому же сроку уровень оснащенности современными системами безопасности вновь вводимых в эксплуатацию объектов, уязвимых в террористическом отношении, будет составлять 100 процентов, а действующих - не менее 70 процентов.

Также предполагается постоянное информирование и обучение населения правилам поведения в условиях потенциальной угрозы или совершения акта терроризма.

В рамках реализации программы планируется охватить мониторингом не менее 20 тысяч полос печатных СМИ, не менее 74 тысяч часов электронных СМИ и не менее 10 тысяч интернет-ресурсов. реализация программы позволит к 2017 году обеспечить повышение квалификации всех сотрудников правоохранительных и специальных органов, осуществляющих противодействие экстремизму и терроризму.

Всего на реализацию программу направлено свыше 196 миллиардов тенге.

Полностью искоренить опасность и угрозу терроризма и экстремизма одними лишь силовыми методами невозможно. Поэтому гражданское население также должно подключиться и принимать активное участие в борьбе за общественный покой.

Силовые методы решения проблемы терроризма могут лишь временно локализовать конкретную угрозу совершения актов террора.

Такие принимаемые меры не всегда являются исчерпывающими и эффективными. Основной упор необходимо делать на нейтрализацию предпосылок, причин распространения терроризма. По нашему мнению, при работе по предупреждению и профилактике угроз экстремизма необходимым является активная пропаганда идей терпимости и мирного существования людей с различными религиозными убеждениями.

Процессы распространения экстремистской и террористической идеологии, прикрывающейся религией, в последнее время практически во всем мире приобретают масштабный характер.

Казахстан в силу своего геополитического положения, обусловленного изменениями внешнеполитической ситуации, в том числе нестабильности в географически близких к центрально-азиатскому региону странах Ближнего и Среднего Востока, оказался на одном из основных направлений борьбы с международным терроризмом.

В этой связи, Республикой Казахстан выработана система мер обеспечения безопасности общества от угрозы терроризма, эффективность которой последовательно повышается.
Реализуется государственная политика, обеспечивающая межконфессиональное и межэтническое согласие, защиту интересов молодежи, информационную безопасность государства.

Главой государства 18 апреля 2013 года утверждена Концепция развития Ассамблеи народа Казахстана (до 2020 года), которая в числе других содержит мероприятия, направленные на совершенствование казахстанской модели межэтнической толерантности и общественного согласия.

Наряду с этим, проделана значительная работа по созданию и совершенствованию законодательной и организационной базы для выявления и пресечения предпосылок экстремизма и терроризма.

Приняты законы Республики Казахстан «О противодействии экстремизму» от 18 февраля 2005 года и «О противодействии терроризму» от 13 июля 1999 года, которыми установлены правовые основы профилактики и противодействия экстремизму и терроризму, определены основной понятийный аппарат и компетенция государственных органов в данном направлении, а также основные принципы обеспечения защиты прав и свобод граждан в этой сфере.

Развивается научно-методологическое обеспечение деятельности государственных органов по противодействию религиозному экстремизму и терроризму.
Наработана практика проведения профилактических мероприятий, в том числе в области информационно-разъяснительной деятельности.

Накоплен определенный практический опыт проведения специальных и антитеррористических операций по пресечению деятельности экстремистских и террористических групп и организаций.

Казахстан является участником всех основополагающих международных универсальных актов в области борьбы с терроризмом.

Специальные государственные службы и правоохранительные органы активно взаимодействуют с Контртеррористическим комитетом Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, Антитеррористическим подразделением Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Антитеррористическим центром Содружества Независимых Государств, Региональной антитеррористической структурой Шанхайской организации сотрудничества и Организации договора о коллективной безопасности.
Законом Республики Казахстан «О противодействии терроризму» создана внутренняя система координации противодействия религиозному экстремизму и терроризму под эгидой Антитеррористического центра Республики Казахстан.

Обеспечены условия вовлечения местных исполнительных органов в профилактику религиозного экстремизма и терроризма путем создания в регионах антитеррористических комиссий.

Ведется оперативная работа по установлению лиц, причастных к экстремистской и террористической деятельности на территории Казахстана, а также скрывающихся в нашей стране от преследования правоохранительных органов иностранных государств за совершенные террористические преступления за пределами Казахстана.

Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, с каждым годом экстремистская и террористическая деятельность становится все более организованной и в ряды таких группировок под воздействием внешних сил вовлекаются новые лица.

В частности, международные экстремистские и террористические организации, прикрывающиеся религиозной риторикой, пытаются сформировать в казахстанском обществе радикальные взгляды и убеждения.

Их целенаправленное влияние на сознание отдельных индивидов приводит к утрате ими чувства патриотизма и национального самосознания, культурно-нравственных, семейных ценностей.

Для подрыва основ конституционного строя международные экстремистские и террористические организации, насаждая радикальные идеи, провоцируют антиобщественные настроения, вынашивают планы и замыслы по совершению актов терроризма на территории Казахстана. Для этого они не оставляют попыток реализации планов по вербовке сторонников и созданию в нашей стране собственных структурных звеньев.

Свидетельством таких проявлений стали данные за последние 5 лет о задержании на территории Казахстана 70 иностранцев, причастных к деятельности международных экстремистских или террористических организаций.
В результате подрывной деятельности данных структур Казахстан на практике столкнулся с совершением на своей территории актов терроризма. Трагические события на западе и юге страны продемонстрировали остроту проблемы. В течение 2011-2012 годов совершено 12 насильственных акций.

При этом, данные акты терроризма в основном были направлены против сотрудников правоохранительных и специальных государственных органов.

Здесь нельзя не отметить динамику увеличения количества пособников религиозного экстремизма и терроризма из числа граждан Казахстана.
Согласно статистическим данным с 2008 до 2013 года количество лиц, осужденных за террористические преступления, возросло с 27 до 171, а за экстремистские преступления - с 56 до 168 лиц.

Обеспокоенность вызывает также наблюдаемая в различных странах мира (Норвегия, Франция, США) тенденция совершения актов терроризма радикалами-одиночками и все более активного использования данной тактики международными террористическими структурами.

Это, в свою очередь, значительно повышает общий потенциал экстремистской и террористической угрозы для международного сообщества, в том числе для национальной безопасности Казахстана.

Результаты работы специальных государственных и правоохранительных органов по противодействию религиозному экстремизму и терроризму позволили определить следующие внешние и внутренние факторы, способствующие распространению в нашей стране радикальной религиозной идеологии.

К внешним факторам относятся близость границ Казахстана к очагам вооруженных конфликтов, в том числе с участием радикальных религиозных группировок, связанная с этим уязвимость нашей страны в миграционном плане, пропаганда идей религиозного экстремизма и терроризма из-за рубежа в Интернет-пространстве, пребывание в расположенных на территории иностранных государств лагерях подготовки боевиков отдельных сограждан, ставших приверженцами террористических идей.
Отмечаются факты попадания наших граждан, проходящих обучение в зарубежных теологических заведениях, под влияние экстремистской и террористической идеологии.
К внутренним факторам, способствующим вовлечению в радикальные религиозные структуры новых адептов, относятся имеющиеся социально-экономические проблемы, низкий уровень религиозной грамотности населения, недостатки морально-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения.

Одной из причин возникновения деструктивного настроя и недоверия к власти, преимущественно среди неустроенной молодежи, также являются коррупционные проявления и бюрократизм со стороны отдельных государственных чиновников на местах.

Определенные условия для распространения религиозно-экстремистской идеологии создает повсеместное распространение религиозной литературы и иных информационных материалов сомнительного содержания.
Наряду с этим, функционирование культовых зданий (сооружений) без учета фактической потребности в них и низкий уровень профессиональной подготовки священнослужителей отрицательно сказываются на проводимой профилактической работе.

Следует отметить, что на фоне увеличения количества актов насильственного экстремизма и терроризма выявление источников и каналов финансирования данной противоправной деятельности носит единичный характер.
Наблюдается тревожная тенденция сращивания религиозных радикальных общин с криминальными структурами, что наиболее выражено в условиях исправительных учреждений.

При сложившихся обстоятельствах существенно актуализировались вопросы обеспечения безопасности объектов, уязвимых в террористическом отношении, а также надлежащего контроля над оборотом оружия, боеприпасов, взрывных устройств и их компонентов.

Таким образом, анализом текущей ситуации в сфере противодействия религиозному экстремизму и терроризму установлены следующие сильные и слабые стороны в этой сфере.

1. Сильные стороны:
1) реализуется государственная политика, направленная на обеспечение внутриполитической стабильности, в том числе по вопросам противодействия экстремизму и терроризму; 
2) объединенными усилиями государства и общества повсеместно ведется борьба с коррупцией, создающей условия, благоприятные для распространения правового нигилизма и антипатриотизма; 
3) государством принимаются беспрецедентные меры социально-экономического характера, направленные на повышение благосостояния всех слоев населения;
4) в обществе сохраняется религиозная толерантность, межконфессиональное и межэтническое согласие;
5) меры по противодействию религиозному экстремизму и терроризму переориентированы в сторону усиления профилактической работы;
6) создана внутренняя система координации противодействия религиозному экстремизму и терроризму под эгидой Антитеррористического центра Республики Казахстан;
7) обеспечены условия вовлечения местных исполнительных органов в профилактику религиозного экстремизма и терроризма путем создания в регионах антитеррористических комиссий;
8) накоплен практический опыт противодействия религиозному экстремизму и терроризму;
9) налажено международное сотрудничество, в том числе в рамках международных и региональных антитеррористических структур.

2. Слабые стороны:
1) сохраняющаяся тенденция увеличения количества приверженцев радикальной религиозной идеологии;
2) недостаточная эффективность информационно-разъяснительной работы; 
3) несовершенство системы противодействия распространению материалов экстремистского и террористического содержания, в том числе в сети Интернет; 
4) недостаточный уровень развития и неконкурентоспособность отечественной системы теологического образования;
5) отсутствие эффективных мер ограждения казахстанских граждан в период их нахождения за рубежом от проповедников радикальной идеологии; 
6) низкий уровень вовлеченности институтов гражданского общества в работу по противодействию религиозному экстремизму и терроризму;

Целевые индикаторы Государственной программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013 – 2017 годы:

1) к 2017 году население страны, в том числе 100 % молодежи и лиц, склонных, а также подверженных радикальной идеологии на религиозной основе, будут охвачены комплексной профилактической работой, направленной на формирование сознания, не приемлющего идеи экстремизма и терроризма; 
2) соотношение предотвращенных на стадии приготовления и покушения актов терроризма к общему числу готовившихся и выявленных таких преступлений к 2017 году будет составлять не менее 95 % к 100 %; 
3) степень готовности объектов, уязвимых в террористическом отношении, населения, сил и средств уполномоченных государственных органов к минимизации и ликвидации последствий экстремистской и террористической деятельности к 2017 году составит 100 %.

Реализация программы завершается созданием системы предупреждения, пресечения, минимизации и (или) ликвидации последствий угроз экстремизма и терроризма, направленной на обеспечение безопасности личности, общества и государства.

В рамках реализации программы, к примеру, с помощью средств массовой информации уполномоченный орган в сфере культуры и информации должен будет осуществлять противодействие распространению идеологии терроризма путем обеспечения защиты единого информационного пространства Республики Казахстан.

Кроме этого, через средства массовой информации уполномоченный орган в сфере культуры и информации должен будет обеспечивать пропаганду социально-значимых ценностей и создание условий для мирного межнационального и межконфессионального диалога, а также осуществлять противодействие распространению идеологии терроризма путем обеспечения защиты единого информационного пространства Республики Казахстан.

Для повышения эффективности противодействия терроризму требуется законодательный пересмотр ряда важных понятий и категорий, используемых в сфере противодействия терроризму, что позволит избежать двоякого толкования, а также противоречий в подходе к сфере противодействия терроризму.

Прежде всего, это касается базового понятия «терроризм». Согласно национальному законодательству понятия «терроризм» и «акт терроризма» являются, практически тождественными, аналогичными понятиями, а именно:

"...определенным образом мотивированные противоправные уголовно наказуемые деяния или угроза их совершения".

Однако терроризм воспринимается сегодня уже не только как конкретное криминальное деяние, а прежде всего как социальное явление.

В этой связи, предлагается унифицировать понятие «терроризм» как многостороннее социальное явление, направленное на достижение отдельными лицами или группами лиц политических и иных целей, которые они преследуют и стремятся достичь насильственными, преступными способами. Унификация понятия «терроризм» также продиктовано выполнением взятых на себя обязательств по имплементации международных договоров в антитеррористической сфере, которые ратифицированы Республикой Казахстан.

Унификация определения «терроризм» должно быть рассмотрено с учетом современных реалий, особенностей национального законодательства и правоприменительной практики, которое потребует внесения соответствующих изменений и в Уголовный кодекс Республики Казахстан.

Одновременно необходимо пересмотреть понятие «противодействие терроризму» и определить его структуру. Такая деятельность состоит из трех основных направлений: профилактики терроризма, борьбы с ним, минимизации и ликвидации его последствий. Профилактика предполагает устранение во всех областях жизнедеятельности общества и государства условий, порождающих терроризм и позволяющих совершать акты терроризма. Борьба с терроризмом включает в себя силовые мероприятия, связанные с недопущением и пресечением актов терроризма.

Для повышения эффективности противодействия терроризму требуется четкое разграничение полномочий государственных органов на государственные органы непосредственно осуществляющие противодействие терроризму и государственные органы привлекаемые к предупреждению и профилактике терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий терроризма в пределах своих компетенций.

Главой государства 4 января 2013 года был подписан закон РК “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия терроризму”, направленный на совершенствование правовых основ государственной системы противодействия терроризму.

Как сообщалось ранее в заключении комитета палаты по международным отношениям, обороне и безопасности, документом вводится ряд новелл. В частности, понятие “террористическая деятельность” дополнено новым деянием:

“оказание финансовой, правовой помощи или иное содействие террористам, а также организациям, деятельность которых признана террористической в соответствии с законодательством РК, с осознанием того, что указанные действия будут использованы для осуществления террористической деятельности либо обеспечения террористической деятельности”.

Как ранее пояснял заместитель председателя КНБ РК Кабдулкарим Абдиказимов, документ предусматривает четкое разграничение полномочий и компетенции государственных и местных исполнительных органов в противодействии терроризму, правовую регламентацию эффективного механизма организации и координации деятельности, уточнение понятийного аппарата, устранение имеющихся коллизий в законодательстве. Прогнозируется, что нормы законопроекта также будут способствовать сокращению социальной базы терроризма, повысят доверие населения к деятельности органов власти, позволят шире вовлечь гражданское общество в процесс противодействия терроризму.

По его словам, предусматривается пересмотр термина “терроризм”. В законопроекте дается принципиально новое определение терроризму как идеологии насилия и практики воздействия на принятие решений госорганами, органами местного самоуправления или международными организациями путем совершения либо угрозы совершения насильственных или иных преступных действий, связанных с устрашением населения и направленных на причинение ущерба личности, обществу и государству.

При этом замглавы КНБ заметил, что это продиктовано необходимостью выполнения взятых Казахстаном обязательств поимплементации положений конвенции Шанхайской организации сотрудничества против терроризма от 16 июня 2009 года и рекомендаций, вытекающих из модельного закона о противодействии терроризму, принятого на межпарламентской ассамблее государств-участников СНГ 3 декабря 2009 года.

Для профилактики предусматривается создание в регионах антитерористических комиссий, возглавляемых акимами областей, городов и районов.

Проект закона также предусматривает утверждение президентом правил установления в стране уровня террористической опасности; порядка применения вооруженными силами оружия, боевой техники, специальных средств, при проведении антитеррористической операции; выработку правительственных правовых оснований и механизмов возмещения вреда, причиненного в результате акта терроризма или при его пресечении; уточнение понятий, в том числе по объектам, уязвимым в террористическом отношении, а также разработку и установление типовых требований по их защите от угроз и актов терроризма, закрепление ответственности руководителей.