kk
Default banner
Разное
426 297 постов48 подписчиков
Всяко-разно
3

Избранное кино месяца: июнь 2015

Звание победителя июньского репертуара отходит «Виктории» – авантюрному триллеру немецкого режиссера Себастьяна Шиппера, удостоенному на последнем Берлинале «Серебряного медведя» за нетривиальное художественное решение. Тем временем у издания Sight & Sound сложилась очень пестрая подборка еженедельных кинорекомендаций

Фильм месяца – «Виктория»

Виктория – молодая испанка, перебравшаяся в Берлин, где она вроде как работает танцовщицей за гроши. Ее не смущает незнание немецкого языка и культурных особенностей страны, а занимают только новые впечатления. Необычайная живость характера приводит героиню в компанию комбинаторов, «чтящих уголовных кодекс», после чего логично возникает ситуация, выходящая за рамки безобидных развлечений.

Путешествие в сердце тьмы – то, во что постепенно перерастает веселая ночная прогулка с распитием украденного пива и курением травки. Нашему зрителю кислотный нуар «Виктории» может в известной степени показаться карикатурой на лучезарный лиризм фильма Алексея Учителя, который так и назывался – «Прогулка». Там, как известно, также все вертелось вокруг ветреной барышни, носившейся по улицам большого города в сопровождении бравых парней.

Ну, а среди более очевидных предшественников фильма Шиппера – германская неоклассика вроде «Достучаться до небес» и особенно «Беги, Лола, беги». С ними «Виктория» имеет немало общего на уровне фабулы, образов и ритмических компонентов, при этом тяготея к структурной цельности и радикальным экспериментам в духе Гаспара Ноэ. При клиповости картинки «Виктория» обходится без монтажа, будучи размашисто снятой, как сокуровский «Русский ковчег», одним-единственным планом. При этом двухчасовое действие вмещает более 20 локаций, что требует большой постановочной изобретательности, и таковая здесь присутствует в полной мере. А энергичные актерские работы (думается, у каталонской актрисы Лайи Косты есть потенциал стать звездой европейского масштаба) помогают нивелировать сюжетную незатейливость и сообщают повествованию заряд настоящего драйва.

ВИКТОРИЯ
Victoria
Режиссер Себастьян Шиппер
Сценарий Оливия Неергор-Хольм, Себастьян Шиппер, Эйке Фредерик Шульц
Оператор Стурла Брандт Грёвлен
Художник Ульрих Фридрикс
Композитор Нильс Фрам
В ролях Лайя Коста, Фредерик Лау, Франц Роговски, Бурак Йигит, Макс Мауфф, Андре Хеннике
MonkeyBoy, Deutschfilm, Radical Media, Westdeutscher Rundfunk, ARTE
Германия, 2015

Фильмы месяца по версии Sight&Sound

«Послушай, Филип» Часто случается так, что писатели в жизни бывают настолько же малоприятными персонами, насколько интересны и глубоки их литературные творения. Примером может служить нью-йоркский романист Филип Рот, блестяще сыгранный Джейсоном Шварцманом в этой мизантропической комедии, пронизанной семидесятническим флером фильмов Вуди Аллена и Джона Кассаветеса. В своей третьей режиссерской работе Алекс Росс Перри, не боясь вызвать зрительского отторжения, анализирует состояние смятения одиозного героя, которого Шварцман изобразил нервным, эгоцентричным типом, погруженным в себя и страдающим свойственным творческим людям маниями и фобиями. Получился, как написал критик Джефф Бейкер, «лучший фильм по Филипу Роту, основанный не на романе Филипа Рота».

ПОСЛУШАЙ, ФИЛИП
Listen Up Philip
Автор сценария и режиссер Алекс Росс Перри
Оператор Шон Прайс Уильямс
Художник Скотт Куцио
Композитор Киган де Витт
В ролях Джейсон Шварцман, Элизабет Мосс, Кристен Риттер, Жозефин де ла Бом, Джонатан Прайс, Дэниэл Лондон
Sailor Bear, Washington Square Films, Faliro House Productions
США, 2014

«Взгляд тишины» В 2013 году датско-американский документалист Джошуа Оппенхаймер (Оппенгеймер) ошеломил всех своим проектом «Акт убийства», в рамках которого осуществил художественную реконструкцию геноцида в Индонезии середины 60-х, сумев привлечь к ней участников тех событий. «Взгляд тишины» продолжает исследование темы, снова вороша, только уже другим способом, кровавое прошлое, на месте которого могло быть прошлое любого иного общества, пережившего тотальный террор. Впечатления – столь же сокрушительные по своему долгоиграющему шоковому воздействию, хотя Оппенхаймер на сей раз в основном дистанцируется от исторического материала и предоставляет зрителю самому задуматься и представить то, о чем говорят в обрывках интервью бывшие палачи, их потомки и потомки их жертв, продолжающие сегодня делить общее чудовищное наследие. Нет сомнений, что «Взгляд тишины», как и «Акт убийства», с которым он составил нечто вроде дилогии, останется в истории документалистики среди наиболее важных картин нынешнего столетия.

ВЗГЛЯД ТИШИНЫ
The Look of Silence
Режиссер Джошуа Оппенхаймер
Final Cut for Real, Anonymous, Making Movies Oy, Piraya Film A/S, Spring Films
Дания/Финляндия/Индонезия/Норвегия/Великобритания, 2014

«Мистер Холмс» Если мы уже знали молодого Шерлока Холмса (помните одноименную вольную фантазию Барри Левинсона 1985 года?), то когда-нибудь должны были столкнуться и с его противоположной ипостасью. Это, наконец, произошло. В новой киноверсии (снятой не по классическим запискам Конан Дойла, а по роману Митча Каллина) знаменитый английский персонаж предстал в таком виде, в каком его еще, кажется, не приходилось видеть. Холмс в этой неторопливой пасторальной драме, совсем не похожей на прежние броские детективные истории – меланхоличный, ностальгирующий, теряющий память старец, подводящий итоги своей жизни, словно герой бергмановской «Земляничной поляны». Режиссер Билл Кондон и исполнитель главной роли Иен Маккеллен (ранее работавшие вместе в «Богах и монстрах») заставляют нас не восхищаться своим Холмсом, а по-человечески жалеть его, воспринимая не как литературного героя, а как реально существовавшую личность. И стоит отдать должное тому, с какой смелостью и одновременно деликатностью демонтирован старый миф и проведены ревизия образа легендарного сыщика и его очеловечивание.

МИСТЕР ХОЛМС
Mr Holmes
Режиссер Билл Кондон
Сценарий Джеффри Хэтчер, Митч Каллин (по роману Митча Каллина c использованием образов и мотивов произведений Артура Конан Дойла)
Оператор Тобиас A. Шлиссер
Художник Мартин Чайлдз
Композитор Картер Беруэлл
В ролях Иен Маккеллен, Лора Линни, Майло Паркер, Хироюки Санада, Роджер Аллам, Фрэнсес де ла Тур, Хэтти Морахан, Фил Дэвис, Патрик Кеннеди, Джон Сешнс
AI-Film, See-Saw Films, Archer Gray, BBC Films, FilmNation Entertainment
Великобритания/США, 2015

«Миньоны» Спин-офф популярной анимационной франшизы «Гадкий я», выводящий на авансцену его второстепенных героев – похожих на желтые пилюли, трудно отличимых друг от друга и лопочущих на своем специфическом эсперанто живчиков. В глубокомысленности данного произведения есть, мягко говоря, сомнения (хотя идея симбиоза с мировым злом, делающего в итоге это зло смешным и нестрашным, кажется концептом, достойным разбора психологов). Но безумный каскад дурацких гэгов, на который здесь сделана ставка, работает так же безотказно, как и простой юмор в стиле «тортом в морду». В Америке, Европе и ряде азиатских стран, где прошла премьера, над приключениями миньонов уже гогочут не только закаленные фриковой эстетикой мультяшных каналов зрители, но и претендующая на серьезность кинокритика («Минут через 20 я, не выдержав, принялся смеяться», – признался в своей рецензии Алонсо Дуральде). Теперь очередь дошла и до нас, и недостаток внимания – и не только со стороны детской аудитории – фильму вряд ли грозит.

МИНЬОНЫ
Minions
Режиссеры Кайл Балда, Пьер Коффен
Сценарий Брайан Линч
Музыка Эйтор Перейра
В ролях Сандра Буллок, Джон Хэмм, Майкл Китон, Эллисон Джанни, Стив Куган, Джеффри Раш, Пьер Коффен, Дженнифер Сондерс, Стив Карелл
Illumination Entertainment
США, 2015

См. также:
Избранное кино месяца: январь
Избранное кино месяца: февраль
Избранное кино месяца: март
Избранное кино месяца: апрель
Избранное кино месяца: май