Yvision.kz
kk
Разное
399 774 постов42 подписчика
Всяко-разно
3
03:32, 22 февраля 2017

История одного магистра

Всем привет,

меня зовут Асия, и в течение ближайших трех месяцев я стану магистром. Мне бы очень хотелось поделиться тем, как я пришла к мысли поступать в магистратуру и как проходило само обучение. Вдруг кому-нибудь это поможет определиться и сделать правильный выбор для себя :)

Немного истории

Свой первый диплом я получила в МГУ им. М. В. Ломоносова (Москва, РФ) по специальности "математика". Нет, я не учитель и/или преподаватель. Нет, я не работаю в школе. Просто мне хотелось быть ученым, я полагала, что смогу, но в какой-то момент мне это надоело, захотелось чего-то менее абстрактного, поэтому я вернулась домой в Астану и начала поиск работы.

Знаете, в 2014 году с работой было не так туго, как сейчас, но если совсем откровенно, то поиск был очень утомительным и даже безнадежным. На несколько десятков отправленных писем и резюме я не получила ни одного отклика. Крыши у меня нет, надеяться было не на кого, поэтому в отчаянном порыве я не придумала ничего умнее, чем ... просто пожаловаться своим друзьям.

Так вот, то ли теория шести рукопожатий сработала, то ли мои друзья не такие "простые", как они утверждают, но теперь я работаю в национальной компании, которая реализует проекты в области космической деятельности РК. Попала я в отдел, который занимается управлением проектами. Конечно, аналитический склад ума, усидчивость и ответственность - это хорошо и похвально, но в какой-то момент я стала замечать, что специализированных знаний-то мне не хватает.

В студенческие годы папа часто мне говорил, что управление проектами - это та самая тема, которая будет трендовой ко времени моего выпуска, он советовал читать книжки, искать курсы в университете, заранее разузнать про MBA. Но я, как большинство моих сверстников, думала, что я умнее и лучше своих родителей, поэтому их советики мне ни к чему. Да и о проектном менеджменте как таковом всегда думала как о дисциплине, которая не стоит того, чтобы ей специально учиться. Что уж там, я думала, что прочтение какой-нибудь одной брошюрки перед собеседованием позволит мне стать менеджером любого проекта. Как же я ошибалась!

Магистратура в НУ

Мне повезло, что в Назарбаев Университете появилась такая программа, как Master of Engineering Management (МЕМ). Кажется, официально на русском эта специальность называется "инженерный менеджмент", однако "управление инженерными проектами", по моему мнению, полнее отражает смысл этой программы. Поэтому я бессовестно всем говорю, что скоро стану магистром в области управления инженерными проектами. Просто это еще и звучит гораздо круче и солиднее!

А если серьезно, то эта та самая программа, которая позволила мне восполнить знания в проектном менеджменте. Еще один жирный плюс - я смогла завершить все учебные курсы практически без отрыва от работы, так как учеба у нас модульная и проходила по пн-ср-пт с 15:00 до 21:00. Я слышала, что это может измениться для будущих наборов на данный курс, так как рассматривается возможность сделать форму этой программы полностью очной.

Теперь немного о содержании самой программы. МЕМ - это программа, которую курирует Школа инженерии в сотрудничестве с Высшей школой бизнеса. Соответственно, курсы у нас тоже велись 50/50: половина преподавателями Школы инженерии, другая половина - Школы бизнеса.

Школа инженерии работала с нами по следующим направлениям:

  • математический аппарат (теория вероятностей, статистика, моделирование решений, оптимизация)
  • управление проектами (проектный менеджмент; системный инжиниринг; управление рисками; оценка, разработка и сопровождение продуктов и технологий и т.д.)
  • общие предметы (инженерная этика, лидерство в инженерной команде, аспекты глобализации в инженерии)
  • завершающий проект - так называемый capstone project, по которому в конце мы проводим презентацию и защищаем выводы по своему тезису

Преподаватели школы бизнеса просвещали нас по следующим областям знаний:

  • финансы (бухгалтерский и управленческий учет, корпоративные финансы)
  • корпоративное управление (организации, стратегия, управление изменениями, предпринимательство, маркетинг)

Как сказал кто-то из моих одногруппников, МЕМ - это как МВА, только круче. Отчасти я согласна с этим утверждением, так как мы охватили львиную долю того, что проходят на программе делового администрирования и пошли немного дальше, изучив аспекты, которые связаны со спецификой инженерных проектов и управлением проектами, когда руководитель проекта не обязан глубоко понимать технические аспекты, но все же должен иметь общее представление о технологиях, производстве и т.д.

Что мне это дало?

На самом деле, я не могу в полной мере подвести итоги на данный момент, так как я еще не защитила свой capstone project (это произойдет в конце апреля). Но учебные курсы у нас уже завершились, и наряду с учебой я все время работала, поэтому могу поделиться тем, чем мне эта учеба помогла именно при работе.

Во-первых, я еще раз убедилась, что управление проектами - это не что-то легкое и само собой разумеющееся. Быть хорошим менеджером проекта нельзя, если основываться исключительно на своей интуиции и полагаясь только на свою хорошую человеческую логику. Некоторым вещам лучше научиться до того, как просто столкнешься с ними в первый раз при работе над реальным проектом.

Во-вторых, если у человека есть определенный опыт работы в области управления проектами, то курсы вроде МЕМ и МВА помогают упорядочить свои знания, чтобы применять их при работе стало легче и происходило это более естественно. Конечно, никакая учеба не заменит опыт работы, но программа МЕМ для меня лично точно помогла избежать не одного десятка шишек и ошибочных решений.

Более того, я полагаю, что МЕМ помог мне осознать, чем же я на самом деле занималась на протяжении целого года работы над одним большим технологическим проектом, а также почему многие процессы разрабатывались именно так, как они были у нас на работе, а не каким-либо другим образом, который мне казался более простым или естественным.

И самое главное, получив теоретическую базу, я научилась видеть общую картину и, соответственно, улучшились мои навыки планирования и управления рисками. Простым языком, я тупо научилась видеть больше, чем лежит на поверхности. На мой взгляд, это самое главное, что я вынесла после прохождения всех этих курсов.

Теперь мы все работаем над нашими финальными проектами. Мне очень нравится, что формат этого проекта предполагает работу в небольших группах по 3-4 человека в реальных компаниях. То есть, нам сказали, что мы должны сходить на собеседования в несколько компаний, попытаться диагностировать несколько проблемных направлений, по которым мы могли бы сделать проект, затем выбрать одну компанию, в которой:

  • нам было бы интересно работать
  • существуют реальные проблемы, которые требуют определенных решений
  • мы могли бы что-то внедрить и изучить результаты такого проекта

То есть, компания должна также хотеть работать с нами. И сам проект должен нести как академическую ценность, так и ценность для компании. Для тех, кто ранее нигде не работал, это самый лучший способ испытать себя в качестве менеджера проекта, а также получить бесценный опыт работы.

Еще немного бла-бла-бла

На самом деле, о своем учебном и рабочем пути я могу разговаривать часами. К тому же, в последнее время я всерьез подумываю дальше продолжить свое обучение на программе PhD. Поэтому буду рада любым вопросам и обсуждениям!

Еще немного хочу порассуждать о дисциплине. Совмещая работу с учебой в магистратуре я впервые в жизни поняла, насколько важна самоорганизация. Иногда я была готова бросить или учебу, или работу (а иногда и то, и другое разом), потому что времени порой не хватало даже на сон. К счастью, я справилась со своими истеричными состояниями и обратила свой взор на тайм-менеджмент. Это помогло сохранить достаточную концентрацию для того, чтобы успевать везде, а после работы и по выходным еще и уроки ученикам давать.

Люди, если такой ленивец и прокрастинатор, как я, смог, то вы тоже сможете! Главное, четко видеть цель и осознавать, зачем вы это делаете. Еще помогает мысль о том, что никто не заставлял на все это подписываться, что это нужно не маме, не папе, не профессорам и даже не (будущим) работодателям. Это нужно мне самому.

В общем, спасибо, если дочитали :D Буду рада ответить на любые вопросы про МГУ или НУ, а также порассуждать на тему образования в Казахстане!

3
823
1