kk
Default banner
Разное
426 297 постов48 подписчиков
Всяко-разно
-4

Инцидент в Эгейском море

На днях прошло новостное сообщение от INTERFAX.RU, со ссылкой на Управление пресс-службы и информации Минобороны России, о том, что 13 декабря 2015 года экипаж российского сторожевого корабля "Сметливый", находившегося в 22 километрах от греческого острова Лемнос северной части Эгейского моря, предотвратил столкновение с турецким сейнером.

По словам представителя Минобороны, российские моряки "Сметливого" посчитав сближение в 1 км опасным, тем не менее не смогли установить радиоконтакт с экипажем турецкого сейнера, а "на специальные визуальные сигналы светового семафора и сигнальных ракет" сейнер не отвечал.  Когда расстояние между турецким сейнером с российским сторожевым кораблем достигло около 600 метров, то "в целях недопущения столкновения кораблей, по ходу движения турецкого судна на расстоянии гарантированного непоражения, было применено стрелковое оружие".

По словам источника в военном ведомстве, "сразу после этого турецкое судно резко сменило курс и, не выходя на контакт с российским экипажем, продолжило движение мимо СК "Сметливый" на расстоянии 540 метров".

Заместителем министра обороны РФ Анатолием Антоновым в Минобороны России был вызван военный атташе при посольстве Турции в России, как сообщается, "в связи с происшедшим в Эгейском море инцидентом".

Для справки:

"Сметливый" - сторожевой корабль проекта 01090. Заложен 15 июля 1966 года на заводе имени 61 коммунара в Николаеве как большой противолодочный корабль проекта 61М, спущен на воду 26 августа 1967 года, вошел в состав флота 21 октября 1969 года.

Корабль имеет водоизмещение 4460 тонн, длину – 144 метра, ширину – 15,8 метра, осадку – 4,57 метра, скорость – 39 узлов, экипаж – 266 человек.

В свою очередь, министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу прокомментировал инцидент из Рима, где он принимал участие в международной конференции по Ливии: "Мы определили рыбацкое судно, и когда мы услышим, что рыбаки расскажут нам о том, как произошел инцидент, мы тоже выпустим соответствующее заявление." И добавил: "Но,  наша позиция не меняется: "Мы не хотим напряженности. Мы хотим преодоления напряженности путем диалога ".

Между тем, как информирует CNN Turk, российское министерство сделало еще одно заявление после того, как вызвало военно-морского атташе Турции в Москве, контр-адмирала Ахмета Гюнеша, которое озвучил российский заместитель министра обороны Анатолий Антонов в "разговоре" с Гюнешем.

В заявлении попытались связать последний инцидент в Эгейском море с "задачами по борьбе с терроризмом в Сирии" России, обвинив Турцию в "безрассудных действиях" против "российского военного контингента" в стране. Кроме того, отмечается, что турецкое судно, которое представляет собой небольшой гражданский рыболовный сейнер, был в состоянии спровоцировать охрану российского военного корабля "Сметливый". "Просто счастье, что удалось избежать трагедии," утверждается в заявлении.

Чтобы разобраться в данной ситуации, стоит указать, что в Конвенции по морскому праву (КМП) от 1982 года существуют понятия "территориальных", "внутренних" и "прилежащих" вод. При этом, понятие "прилежащие" воды определено расстоянием в 24 морские мили от "нормальной исходной линии" территориальных морских вод. Кроме того, используются понятия "исключительной экономической зоны", "прибрежного государства", "транзитного" и "мирного" проходов, и "морского коридора".

В статье 3 КМП четко определена ширина территориальных вод "до предела, не превышающих двенадцати морских миль, отмеряемых от исходной линии, определенных настоящей конвенцией". Отдельные пункты в Конвенции по морскому праву 1982 года (подраздел С) и Международные Правила Предупреждения Столкновений Судов в море (МППСС-72), регулируют поведение военных кораблей. Так, статья 19 КМП "Понятие мирного прохода",указывает, в частности, что проход не является мирным в территориальных водах, если проходящее судно допускает угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства либо любым другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН, осуществляет маневры или учения с оружием любого вида, любой акт, имеющий целью затронуть оборону или безопасность прибрежного государства, равно как и любой другой акт, не имеющий прямого отношения к проходу (подъем и посадка летательных аппаратов, выгрузка и погрузка товаров, валют, лиц, загрязнение моря, рыбная ловля и т. д.).

Эгейский спор - давний спор между Турцией и Грецией. Стандартное расстояние территориальных вод в 12 миль (22, 224 км.) было принято Конвенцией по морскому праву в начале 90-х, которую Турция так и не подписала. Ранее между сторонами было установлено соглашение в 6 морских миль, которое теперь оспаривается сторонами. Право на контроль за рыболовством в территориальных водах закреплено только за "прибрежным государством", в данном случае Греции, при этом оно же обязано осуществлять контроль (ст.38 КМП) за другими нарушениями в прилежащих водах, куда рыболовство не входит.

В сообщении Минообороны РФ не случайно указано, что сторожевик "Сметливый" стоял на якоре на расстоянии 22 км от греческого острова Лемнос. Учесть нужно и то, что по упомянутым правилам МППСС-72г., предположение об опасности столкновения не должно делаться на основании неполной информации, и особенно радиолокационной. При этом, "заблаговременное и решительное действие" командира/капитана судна преду­сматривает расхождение судов в открытом море на ди­станциях 20 и более кабельтовых (3,7 км). Принято считать, что сближение судов на меньшую дистанцию следует считать чрезмерным сбли­жением (опасным маневрированием). При этом, судно с механическим двигателем на ходу, должно уступить дорогу судну, занятому ловом рыбы.

Но, если военный корабль находился на якоре, то меры к избежанию столкновения, следовало принять рыболовному сейнеру. В то же время, "на ходу" считается судно, применяющее для разворота якорь, дрейфующее на якорной цепи без якоря, занятое протаскиванием якоря по грунту. Кроме того, термин "на ходу" применителен и к судам, лежащим в дрейфе.

Таким образом, степень правомерности действий командира российского сторожевика определяется местонахождением корабля и тем действительно ли он открывал огонь из стрелкового оружия? Кроме этого, гражданское судно по международному морскому праву обязано уступать дорогу военному кораблю, которое проводит учения в составе группы кораблей, занято спасательными работами или другими действиями, предусмотренных КМП. И здесь, возникают сомнения, могла ли Греция, как член НАТО, предоставить такое разрешение в своих территориальных и прилежащих водах российскому военному судну? И что делал "Сметливый" так близко у берегов Турции?

С другой стороны, нужно принять во внимание и особенности организации вахтенной службы на гражданских судах. Сегодня почти на всех гражданских судах, в том числе турецких, применяется система AIS, которая выдает предупреждающие звуковые сигналы, при опасном сближении с другими судами. Конечно, при условии что на других судах также установлена подобная система и она активирована. По этой причине на гражданских судах зачастую включают "автопилот", и занимаются собственно ловом рыбы, мало обращая внимания на возникающие препятствия по курсу судна.

Практически все военные корабли большинства стран также оборудованы системой AIS и, как правило, при проходе проливов и различных узкостей с интенсивным судоходством, а также при входе и выходе из портов, то есть там, где существует опасность столкновения с гражданскими судами, активируют ее. Эта же система используется и на американских авианосцах и даже атомных подводных лодках, включая и ПЛАРБы.  И только российские военные суда ею редко пользуются, по причине того, что она выдаёт местоположение корабля. Стоит отметить еще один любопытный момент, который состоит в том, что в официальных российских СМИ не упоминается название турецкого сейнера.  А  вот турецкая сторона сразу после установления судна, сообщила, что это было Geciciler Balikcilik-1, с регистрационным номером MMSI 271073118, местонахождение которого в любой момент увидеть на одном из специальных ресурсов, отслеживающих их маршрут.

Через несколько часов в 22:13 13.12.2015, турецкий сейнер "Гечиджилер Балыкчылык-1" все еще продолжает заниматься рыбловством.

Между тем, турецкое официальное издание "Анадолу" опубликовало сообщение о произошедшем инциденте, со ссылкой на слова капитан рыболовецкого судна Музаффера Гечиджи, который опровергает утверждения Минобороны РФ об открытии огня по их кораблю.

Капитан корабля "Гечиджилер Балыкчылык-1" Гечиджи в заявлении журналистам отметил, что он и  его команда уже давно рыбачат в международных водах и через их зону рыболовства пролегают пути других кораблей. По его словам, после окончания рыбалки, они направились в Гёкчеада для выгрузки рыбы, включив автопилот.  И только вечером они узнали, что в них "стреляли с российского корабля". При этом они толком не разглядели военное судно, приняв его за корабль НАТО.

По словам капитана, маршрут движения корабля указан на устройстве слежения, при этом он отметил, что они работают "в международных водах и в наших территориальных водах, нигде больше".

Издание отмечает, что Музаффер Гечиджи за 40 лет работы в море, впервые столкнулся с подобной ситуацией. При этом, агенство приводит слова капитана:

"Мы проходили рядом с греческими эсминцами. Работали у островов Лемнос и Самотраки. И ничего не происходило. Мы даже не знаем, что тот корабль был российским. В 08.30 проплыли рядом с тем кораблем. А в это время мы рыбачили на борту. Они должны были понять, что рыболовецкий корабль плывет по своему пути. Я не менял курса.

Они стояли, а мы плыли. Мы не меняли направления. Утверждения о том, что мы плыли на них, а потом изменили курс, неправдивые. Вероятности столкновения не существовало. Мы же не плыли на них, чтобы столкнуться".

Пока в мировой прессе шло обсуждение этого инцидента в Эгейском море, в российских СМИ появилось сообщение о том, что еще одно неустановленное торговое судно под турецким флагом вопреки международным правилам препятствовало перемещению буровой установки "Черноморнефтегаза". Сообщалось, со ссылкой на пресс-службу предприятия, что сторожевой катер Погранслужбы ФСБ РФ и ракетный катер ЧФ принудили неизвестное судно изменить курс. Через некоторое время, Пограничная служба ФСБ по Крыму опровергла информацию "Черноморнефтегаза" об  этом инциденте с турецким судном, отметив при этом, что "никаких попыток остановить российские суда или помешать им не было".

Обращает на себя внимание факт того, что появление опровержения со стороны Погранслужбы ФСБ РФ по поводу информации "Черноморнефтегаза", появилось сразу вслед за заявлением капитана Музаффера Гечиджи о том, что он передал запись следящего устройства береговой охране, в том числе и видео.

UPD1:

Во вторник, 14 декабря, большой десантный корабль (БДК) "Цезарь Куников" ВМФ России прошел через пролив Босфор по направлению к Черному морю. На этот раз уже в сопровождении подводной лодки ВМС Турции и катера береговой охраны, передает РИА "Новости" со ссылкой на турецкое издание  Zaman.

Во время прохождения российского корабля через Босфор некоторые находившиеся на его борту военнослужащие без оружия якобы проводили съемки Стамбула с помощью видеокамер и фотоаппаратов, пишет российское издание.

Съемка велась и при чем со штатива, опровергает эту информацию твиттер одного из наблюдателей. А на снимке хорошо виден вооруженный вахтенный, что впрочем не противоречит турецким правилам прохождения проливов. Но тем не менее, отдельно стоит отметить, что командир "Цезаря Куникова" фактически показал "средний палец" властям Турции, не подняв, вопреки морским традициям, "гостевой" флаг уважения.

Ранее сообщалось, что новая дизельная подводная лодка "Ростов-на-Дону" вернулась из Средиземного в Черное море. Перед этим она выполнила запуск ракет морского базирования "Калибр" для обстрела позиций террористической группировки "Исламское государство" в Сирии. Это был первый пуск высокоточных ракет "Калибр", произведенный из подводного положения. Президент России Владимир Путин комментируя этот удар, отметил, что это новое, современное и высокоэффективное оружие России, испытанное в Сирии, и его могут оснастить ядерным зарядом, оговорившись, что "естественно, в борьбе с террористами этого ничего не нужно, надеюсь, никогда и не потребуется". Кому предназначалась эта демонстрация он не пояснил.


При этом ее прохождение через Босфор также проходило в сопровождении судна береговой охраны, но с поднятым "гостевым" флагом.

Напомню, что 4 декабря на мостике российского десантного корабля БДК-64 "Цезарь Куников" был замечен военный моряк с противоракетным зенитным комплексом ПЗРК Стрела-3, не являющегося штатным вооружением, при проходе пролива Босфор у Стамбула в южном направлении, которое Анкара назвала "провокацией" и вызвала российского посла для разъяснений.