Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
9
22:53, 05 ноября 2017

Холодный и недобрый Иссык-Куль. Как меняется братская соседняя страна и её отношение к нам

Пережитое на днях десятичасовое стояние на пограничном мосту через реку Чу, неприветливые лица пограничников с обеих сторон, раздражение торговцев Дордоя – «что, казахи, не поедете теперь к нам?» – всё это стало сигналом неких изменений. Пока лишь психологическим сигналом, но...

Blog post image

С каждым днём новости из соседней братской страны подтверждают, что чувство не обманчивое. Холодает дружба, холодают отношения, и уже как-то не воспринимаются как «свои, почти родные» пансионаты солнечного Иссык-Куля.

Что-то изменилось, да.

Это стояние под ледяным ветром на мосту напоминало Рубикон. Было ощущение, что пройдена некая черта, какой-то внутренний рубеж, за которым – вроде бы ещё и не косые взгляды друг на друга, но уже и не братские объятья.

Причём, хммм... с Атамбаевым всё это уже не ассоциируется. Это уже другой человеческий уровень. Неважно, что они там говорят, все эти Атамбаевы, и неважно, что наши им отвечают. Всё это уже ничего не меняет.

Тут другое. Это уже не политика. Изменение отношений происходит на человеческом уровне, на уровне низовом, частном. Оно происходит вот здесь, на этом мосту, где к нашему всеобщему ужасу на глазах у всех вдруг скоропостижно умер дедушка, не выдержав многочасового стояния. Не справилось сердце с нагрузкой. Упал, захрипел, побелел... Дедушка этот был киргизский. И здесь важна реакция. Мои соотечественники, как показалось, вели себя как-то уж слишком... нет, не то чтобы вообще равнодушно. Они вели себя как-то, хм... отстранённо. Узнав, что аксакал был «не наш», люди как-то отключились. Не все, конечно. Но очень многие. Там, с той стороны, «скорая», шум, крики, плач, беготня... А мы здесь, рядом стоим, смотрим вниз, на бегущие под мостом воды Чу, и говорим о своём.

Отстранённость – пожалуй, самое точное слово, передающее это. Охлаждение на простом личностном, человеческом уровне – оно в полной мере ощущалось и с той стороны. Когда супруга по обыкновению попросила заехать на Дордой. Чего я вообще не люблю: какой-то неуютный он, этот базар, из девяностых годов. Но чего не сделаешь ради любимого человека? Тут, на Дордое, приходилось бывать много раз, и поэтому сразу же было замечено... Да, да, оно. Простое человеческое отношение – оно изменилось.

С каким-то явным раздражением взвешивала нам хурму киргизская тётка. С очень, очень недобрым лицом бросила нам мятые сомы на сдачу. И другой, такой морщинистый, пожилой, с лукавой ухмылкой торговец, нарочито неспешно отсчитывая мелочь для сдачи, смотрел исподлобья на нас – таких в его глазах, наверное, пресыщенных, холёных, избалованных судьбой алматинцев. «Что, казахи, не нравится? Не поедете теперь к нам, наверно? Хы-хы-хы-хы...»

Какое-то нехорошее было это «хы-хы».

Ничего не скажешь: вот уж действительно наворотил, наломал дров г-н Атамбаев. Ему-то теперь что, он своего добился: красиво сыграл в пользу своего протеже, с которым теперь будет играть и дальше. Вот, уже даже и не стесняясь, открыл уголовное дело против потенциального противника, обозванного «казахской шестёркой» Бабанова. Такая типично бишкекская политическая кухня, от которой веет провинциальностью и всё теми же 1990-ми. Кто там у них чья на самом деле шестёрка – нам, повторимся, не очень и интересно. Пусть играют в свои местечковые игры в духе тех лихих 1990-х: может быть, скоро доиграются до очередного «тюльпанового» переворота. Страна-то, к сожалению, практически не изменилась с тех диковатых времён. Всё так же, по-прежнему: протокольные физиономии на базарах, хамовитые бомбилы, напёрсточники в подземных переходах...

Дело в другом. Играя в свои ворота, решая свои вопросы, все эти господа не гнушаются играть на чувствах народа. Вот уже и выборы прошли, а эта циничная игра продолжается. На днях в одной из областей Кыргызстана люди вышли протестовать: мол, не к тому роду нас приписали, мы – не «казахский» род...

Ящик Пандоры открыт. Корневые, глубинные народные чувства использованы в текущих конъюнктурных целях. Да, Атамбаев сыграл на этих чувствах безусловно эффектно, даже красиво в плане своих личных политических очков... Сыграл на чувствах двух народов, получил результат и пьёт теперь виски. Настраивать два братских народа друг против друга ради своих личных политических «печенек» – красивая игра, не правда ли?

Хотя, собственно, какая разница Атамбаеву? Цель для него оправдывает средства, ибо он временный человек. Пройдёт немного времени, и он исчезнет, забудется, потеряется в бишкекских коридорах. Мы же в результате так и будем косо смотреть друг на друга. И как долго это продлится, никто сегодня точно не скажет: слишком уж серьёзные вещи задел Атамбаев. Слишком значимые, по сути, опорные точки самосознания двух народов он потревожил. Да и не только в этом дело. Согласитесь, нам ведь не очень приятно было выслушивать атамбаевские исторические потуги на тему Казахского ханства, глумливые выпады по поводу возраста нашего президента и всё остальное?

Быстро и легко подобное не забывается.

Вот почему мы стояли на том пограничном мосту уже совсем другие. Не такие, как три месяца назад, когда ничто и не предвещало... Тогда, жарким летом, на этом мосту искрились улыбки, звенел детский смех, а спустя пару часов Иссык-Куль уже обнимал нас своими чистыми прохладными волнами. Никто тогда и подумать не мог, что будет это многочасовое стояние, эти безразличные лица, это безмерное раздражение с обеих сторон. Никому тогда и в дурном сне не привиделось бы, что на этом мосту будут умирать несчастные старики, не выдержав многих часов ожидания, давки и холода, так и не поняв, за что нашим народам всё это.

Открой Для Себя Казахстан

9