Спросите любого бизнесмена, какие у него претензии к государственной политике в экономике, что ему мешает развиваться. Я попробовал уже не раз. Ответы разные. Но я их дистиллировал в три слова в заголовке, пишет известный экономичст Алмас Чукин https://www.facebook.com/almas.chukin
"Госорганы и госкомпании своими действиями не дают свободно развиваться и конкурировать. То лезут в зрелый рынок (пример развитие складов), то раздают кредиты не тем, то не так раздают госзаказы.
Вторая группа жалоб – в широком смысле "низяя". Тысячи регулятивных требований, которые либо не имеют смысла, либо невыполнимы, и тысячи чиновников, которые всегда могут прийти и проверить, и наказать.
Ну и третья – нету ресурса. Государство должно всем и всё. И всего не хватает – от подключения к электросети до подготовленных трудовых кадров. Нет земли, нет воды, нет энергии, нет людей, нет дорог, нет вагонов, нет удобрений и вообще ничего нет.
В плане экономических реформ, президент выпустил важный документ – указ о либерализации экономики. Указ небольшой, но для меня он гораздо важней длинных программ, которые обо всём и ни о чём.
Я говорил и буду говорить, что государство должно прекратить быть игроком, а должно быть тренером. Общество должно быть заказчиком, а не подрядчиком. Государство не создаёт денег, все деньги государства это наши деньги, которое государство изъяло от нас и тратит за нас.
Конечно, в нашей стране надо понимать, что есть большая специфика в виде природной ренты. Добрая половина доходов казны не создаётся нами никак. Природа миллионы лет назад заложила в недра всякие ресурсы вроде нефти и металлов, которые мы сейчас добываем с помощью иностранцев. Достаём мы нефть за 10 долларов, довозим за 20 до Роттердама, возвращаем кредиты за стройку и прибыль инвесторам, ну и остаётся от 80 долларов когда 20, иногда 30 долларов с барреля в бюджет. А там или прямо, или через Нацфонд, деньги текут в экономику.
Но главная продуктивная сила страны в людях. И если мы не разовьём реальную экономику, не построенную на освоении роялти с ресурсов, будущее у наших детей может стать сложным. Президент в своём указе дал самое главное – правильное направление. Среди целого ряда регулятивных тонкостей про всякие приватизации и независимых директоров, я нашёл главный тезис.
И я бы вообще этот указ согласился бы считать исполненным только за эти три параграфа:
– до 31 декабря 2027 года обеспечить поэтапную отмену максимального количества норм законодательства Республики Казахстан, прямо или косвенно ограничивающих свободу формирования цен и тарифов, за исключением монопольных рынков.
Цена – это всё. Цена – это сигнал всем участникам рынка и главный регулятор рынка. Не трогайте цены и рынок отработает как надо. Не сразу, не все будут довольны, но так работает рынок. Никто пока, к счастью, не регулирует цены на кафе, парикмахерские или гостиницы. И всё ровно. Сектора растут и в Ритце полно народу и в хостелах. А установите предельную цену, и тут же начнутся брони и договорняки по поводу попадания в 5 звёздные отели.
Вторая, связанная с этим ключевая проблема.
– до 31 декабря 2029 года поэтапно исключить кросс-субсидирование тарифов внутри и между отраслями экономики (услуги электроснабжения,водоснабжения и водоотведения);
– до 31 декабря 2025 года обеспечить практическое применение стимулирующей методологии тарифообразования в целях привлечения частных инвестиций и повышения инвестиционной привлекательности сфер естественных монополий с контролем качества предоставляемых регулируемых услуг.
Не все наверное в курсе, что самые высокие тарифы за электроэнергию у нас платят бюджетники – школы и госучреждения. Как так получилось? А держали тарифы, а за школы платит бюджет, ну давайте там и спрячем неэффективное регулирование. По науке называется кросс-субсидирование, а по-простому одни платят за других. Тарифы на базовые услуги очень больная тема – они сидят в расходах у всех и эту проблему надо решать ответственно.
Отсюда третий и очень важный пункт. Никакая реформа не принесёт успеха, если люди не будут понимать и чувствовать пользы от неё. Лозунг – мы вам поднимем цены, чтобы вы жили лучше, – как-то не очень работает. Поэтому важный пункт:
– до 31 декабря 2024 года проработать вопросы запуска эффективного механизма компенсационных мер для граждан, а также предоставления государственной адресной социальной помощи и жилищной выплаты по оплате коммунальных услуг с использованием цифровых технологий.
Заранее надо выработать механизмы адресной поддержки тех, кому нужна помощь.
В общем, непростая задача, но время пришло, и пришло ещё вчера. Есть в указе и положения, которые я бы сделал острее. Самрук, на мой взгляд, нуждается в глубокой концептуальной смене идеи, улучшить его в этом виде невозможно. Он не тем, и не так занимается".