kk
Default banner
Разное
426 450 постов45 подписчиков
Всяко-разно
0

Герольд Бельгер Плетенье чепухи. Тетрадь десятая

Духовная ориентация Мурата А.

У каждой жизненной поры есть свои склонности, свои притязания и вкусы, а может, и свои особые способности преимущества.
Томас Манн. «Иосиф и его братья».
В канун Нового 2011 года (кстати, как раз к своему 68-летию) Мурат Мух-тарович Ауэзов издал свои «Дневники»: 1970-1979 годов под названием «Уйти, чтобы вернуться» (Алматы, «Жибек жолы», 2011),
Часть этих дневников под тем же названием была издана несколько лет тому назад и вызвала большой интерес, особенно среди интеллигенции. Теперь книга расширена еще четырьмя блоками – четырьмя этапами неуемного искателя истины и смысла гражданского бытия. ‘.
«Уйти, чтобы вернуться». – счастливо найденная формулировка, характерная для всякого мыслящего, ищущего, рефлексирующего, медитирующего индивида. Время от времени его неодолимо влечет-манит неведомое, ему становится тесно в своей привычной среде, он вырывается из своего круга, удаляется ;от постылого быта, от друзей, от самого себя, охваченный духовными поисками своего святого Грааля, удаляется подальше, к черту на кулички, в Дремучее захолустье, дабы потом, в свой час, успокоившись и найдя некую гармонию в смуте хаотических треволнений, возвратиться на круги своя,:
Автор пишет: «Уйти и вернуться – всеобщая универсальная формула жизни, объективной реальности (для человека и познания). Этим путем идут науки и искусство.
Книга исключительно честная; открытая, исповедальная, доверительная; задушевная и поучительная. Автор щедро делится своими сокровенными мыслями, размышлениями, ощущениями о времени, о себе, о своем окружении, душевном терзании, рассказывает сочно и ярко, живым русским слогом о печали своей стези, о первых юношеских импульсах» устремленных к свободе, к справедливости, к независимости и духовной раскрепощенности колонизированного тюркского «я».
Путь трудный, тернистый, изматывающий. Но его необходимо пройти во имя высоких целей – становление (восстановление): духа предков, воспитание, культивирование гордости-намыса и независимости растерявших себя на долгой дороге потомков, построение подлинно гражданского (и национального, туранского) общества, достойного цивилизованного мира.
«В горы путь свой держу» – таков лейтмотив этой книги. И в том ее подспудный пафос;
Главный враг Мурата А. – кедеизм Духа. Его выражение: Где бы он ни был, куда бы он ни «уходил» – в Макат, в Дели, в Покатиловку, на Есентай, на Главпочтамт (так географически помечены блоки дневников), – он упорно ищет духовную ориентацию для своей смятенной и деятельной души, сознавая «драму тюркской интеллигенции в условиях советской действительности» и понимая, что «мелкотравчатое копание в тайниках души убогого двойника не приведет к цели».