kk
Default banner
Разное
426 297 постов49 подписчиков
Всяко-разно
-5

ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ АЛЛЮЗИИ

Карта мира - холст, масло, акрил 143х150

Попытки связать геополитические судьбы народов мира с местом их географического проживания в истории предпринимались неоднократно. Пожалуй, в этом смысле, наиболее известны теория Маккиндера (Halford J. Mackinder, 1861-1947) жившего в викторианскую эпоху, когда могущество Великобритании достигло своего апогея. Своим выступлением 25 января 1904 года на заседании Королевского географического общества с докладом «Географический стержень истории», он заложил основы геополитики XX века, утверждая, что «.. .мы можем наблюдать реальную зависимость между политическими событиями и географическими факторами в мировом масштабе, мы можем также постараться найти формулу, устанавливающую в какой-то степени причинно-следственную связь между географией и Всемирной историей».


Маккиндер утверждал, что могущество зависит от прочности позиций на суше: «Кто контролирует сердце мира, тот владеет островом мира, кто командует на острове мира, тот командует миром».
Высказанные Маккиндером слова стали сутью новой геополитической доктрины Великобритании, он впервые установил связь между географией и историей, по-новому прочитав карту мира.

Затем он задался вопросом: Какой частью мира нужно владеть Великобритании , чтобы контролировать весь земной шар?

Таким образом, он сформулировал понятие heartland, сердце мира. Речь идет о «Севере и центре Евразии, сюда включены пространства от Арктики до пустынь Средней Азии, а западная граница проходит по перешейку между Балтийским и Северным морями».
По его мнению, вокруг хартлэнда располагаются концентрических полукруги, включающие в себя  внутренний полумесяц (inner crescent) -безлюдные просторы Сибири, Гималайский хребет, пустыни Гоби, Тибета и Ирана, евроазиатская равнина, простирающаяся от Атлантики до центра Азии. На периферии этого внутреннего полумесяца находятся coastlands - прибрежные районы, полуострова, где сосредоточена большая часть населения Земли: Европа, слабозаселенная Аравия, Индийский субконтинент, прибрежные районы Китая. По границам coastlands располагаются острова внешнего полумесяца (outer crescent): Великобритания, Япония. Наконец, последний полукруг состоит из островов открытого моря (outlying islands): Северной и Южной Америки и Австралии.
Такое понимание геополитической картины мира превращает земной шар в арену для соперничества великих держав, причем победителем станет тот, кто владеет heartland.

По мнению Маккиндера, во второй половине XIX века и в начале XX века, вновь резко возросло значение суши за счет уменьшения значения морских коммуникаций, «пока морские державы, опираясь на свои мощные флоты, колонизировали периферийные континенты..., Россия подчинила себе степь, т.е. heartland...».  «Изменение равновесия сил в мире в пользу центрального государства вследствие его экспансии к границам Евразии позволило использовать огромные континентальные ресурсы для строительства военно-морского флота, что открывает перспективы создания мировой империи. Эта гипотеза могла бы осуществиться в случае союза Германии с Россией».
В этих фразах, написанных в начале XX века, Маккиндер выразил глубокое беспокойство «владычицы морей»: Великобритания очень не хотела бы столкнуться с прочным союзом государств «мирового острова», способными контролировать весь heartland и лишающей Англию рынков сбыта.

Если в своих рассуждениях Маккиндер опирался на понятие heartland, то развивший его теорию американский журналист и исследователь Николас Джон Спайкмен (Nicholas John Spykman, 1893-1943) уделял особое внимание rimland (coastlands Маккиндера), т.е. прибрежной полосе. Основной тезис Маккиндера сводился к нейтрализации континентальной угрозы, а Спайкмен был сосредоточен - в самый разгар Второй мировой войны - на определении той роли, которую могли и должны были сыграть Соединенные Штаты в послевоенном мире. Он спрогнозировал геополитическое будущее современного ему мира, верно предсказав появление новых региональных и всемирных организаций, а также характер предстоящих внешнеполитических угроз для США.

Осознанно или нет, но эти  оптимистические прогнозы о "новом мире" во время Второй мировой войны, который возникнет после поражения фашизма нашли отражения в изобразительном искусстве. Творчество Сальвадора Дали (Испания, 1904-1989 г.г.) наиболее ярко выражает настроения в геополитике — модной в тридцатых годах науке, занимавшейся влиянием географических факторов на судьбу государств, и особенно их местоположением на континентальных пространствах.

Сальвадор Дали - Геополитическое дитя, наблюдающее рождение Нового человека 1943 г.

У этого любознательного ребенка изможденная мать, указывает на вылупляющегося мужчину из мягкой планеты яйцевидной формы. Вероятнее всего,здесь женщина олицетворяет собой европейскую геополитическую науку. Историк и философ О. Шпенглер отмечал в те годы, что глобальная цивилизация стала результатом распространения "исключительно западноевропейской культуры... Рассуждать о том, в каких новых формах будет существовать человек будущего... — это всего только игра, которая кажется мне слишком незначительной, чтобы тратить на нее драгоценное время жизни".

Эти настроения и сумел отразить  Дали: новый человек рождается в Северной Америке, а рукой опирается на Западную Европу, разрушая ее. Он продирается в трансатлантический разлом, из которой вытекает кровь цивилизаций. Поднявшийся вверх над яйцом  навес приоткрывает тайну рождения новой нации. Но, как бы ни толковать эту аллегорию, она пророчит глобальное владычество цивилизации США. И это, вообщем-то, понятно: создавалась картина в США и для американцев. Ведь ему же принадлежат слова: "Отсюда, с маяка свободы, я гляжу на Европу".

Теория пассионарности  Льва Николаевича Гумилева устанавливает более глубинную взаимосвязь всемирной истории и геополитической картины мира. Гумилев описывает исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов с вмещающим ландшафтом и другими этносами. По его концепции  (и в этом он солидарен с О. Шпенглером) народ есть органическое явление, которое проходит определенные периоды жизни – «фазы»: подьем, акматическая фаза, надлом, инерционная фаза, обскурация. Причем сами фазы  связаны с состоянием пассионарности (уровнем энергетики) его членов.

В фазе подъема пассионарность растет, в фазе акматики она достигает высшего накала. Происходит «перегрев системы»  - борьба честолюбий, и этнос вступает в состояние надлома.В инерционной фазе снижение пассионарности затормаживается и этнос живет накопленными богатствами и традициями. Этот период  - золотая осень цивилизации. Ярким примером здесь является Западный мир 18 – 20 веков.Наконец, обскурация – новое резкое понижение пассионарности, мучительное падение этноса.

Таким образом, в этнокультурном процессе развития цивилизаций появились периоды "младенчества", "отрочества", "юности", "зрелости" и "старости". Эти яркие картины исторического процесса нашли своё неожиданное воплощение в творчестве российского художника и иконописца Леонида Яценко, посвященная «Молодежному саммиту – 2009: формирование глобальной ответственности». Леонид Яценко не одинок в своих попытках увидеть взаимосвязь геополитики и истории. Я уже  подробно описывал картины мастера "геополитических ребусов" канадского художника китайского происхождения Лю Ли (刘溢)  "Женщины играющие в маджонг", "Пекин 2008", "Китайская прислуга" (中国女仆), названую для европейцев «Maid in China».

Замысел серии «Изография» созревал у Леонида Яценко в середине 90-х годов после знакомства с работами В.И. Вернадского и особенно Л.Н.Гумилева, считавшего, что ландшафт, в котором происходит становление того или иного этноса, во многом формирует внутренний мир и даже облик самого народа, этот ландшафт населяющего. «Будучи убежденным в единстве и непрерывности бытия, я предположил, что если взять географический контур какой-нибудь метакультуры, то есть территорию, занимаемую каким-нибудь народом или группой народов, имеющих единый миф и мироощущение, то наверняка рано или поздно можно будет увидеть внутри этой географической границы некий образ, который бы соответствовал сущности этого народа…» — говорит художник.


Карта мира объединяет цикл картин—карт, написанных Леонидом Яценко. Здесь изображены все страны и континенты в оригинальных обличьях, а также символические солнце и луна.

Открывает экспозицию, девушка «Пангея» изображающая протоконтинент в последствие распавшийся на отдельные материки. Ментальная карта мира составленная из отдельных образов, находящихся в определенной исторической взаимосвязи друг с другом, демонстрирует геополитические судьбы стран и континентов.

Пангея - холст, масло 100х80

Таким образом, Индия воплощена в образе Ганеша (слона), Китай  представлен восточным мудрецом, сидящим на ковре, покрывающем спину слона, а Африка — черепом. Южноамериканский континент изображен на картине покорной туземкой, а Россия — спящей дородной красавицей, которая одним сонным движением может повлиять на судьбы окружающих. Есть на картине и изображения стран Европы. Великобритания изображена согбенной чопорной старушкой, озабоченной "шалостями" подростка Ирландии. К слову сказать, у ирландского персонажа на голове в одной из версий карты красуется шапочка террориста, а в другой - католическая корона. Вся история этих двух государств – имперские амбиции с одной стороны, стремление к свободе – с другой, где видны религиозные отличия. Италия традиционно изображена в виде сапога  вечно бегущей куда-то Европы, а Франция стала ее платьем, расшитым лилиями.

Западная Европа - бумага, акварель 54х39

В контуре Балтийского моря художник увидел Рюрика, плывущего в ладье править Россией. Со временем эта сюжетная линия стала основой первой из карт «Балтийское море», выставленной на саммите, наряду с еще четырьмя картинами-картами.
"Мир — это единое целое, это живое существо, потому на моих картинах все страны соотносятся с какими-то одушевленными образами, — говорит неоглобалист Леонид. —Нельзя разрушать его целостность".
Леонид Яценко и его друг, и организатор проекта Петр Дмитриев считают, что главная цель данной экспозиции — привлечь внимание общественности для реализации проекта создания гигантской мозаики карты мира, где все регионы были бы нарисованы художниками, являющимися коренными жителями этих мест.

Правая часть диптиха:
Великобритания - холст, масло 90х80

А Африку Яценко видит черепом мира. С алмазным зубом на месте ЮАР.

- Здесь появились первые люди, — объясняет автор, — в Африке нашли их останки. Алмазы тоже совершенно естественно здесь было бы увидеть.

- Сначала я представил Африку как «великую черную праматерь», - рассказывает автор.

Азия по Яценко — возлежащий на ковре Аравийского полуострова восточного вида мужчина в чалме и с бородой. Его сердце - долина Тигра и Евфрата, на плече доспех из дамасской стали.Россия же — спящая красавица девушка. Кавказ — коса девушки России. Здесь в длинных волосах должна была быть спрятана Чечня. Но ее нет. Хотя отдельная карта для этой республики все-таки была нарисована.
Я выставлял ее в Германии. — рассказывает Леонид, - там к ее появлению
отнеслись спокойно. А вот в Петербурге в один из салонов, где висела эта карта, стали приходить какие-то непонятные люди. Хозяева убоялись неприятностей и сняли ее.
Чеченскую Республику художник увидел в форме головы в папахе. Через нее к Москве и Петербургу протянулись нефтепроводы. Причем от одной из ниток есть ответвление к Украине. Та подставляет под струйку черного золота руку с кружкой.

Левая часть диптиха:
Америка - холст, масло 90х63
Америку уподобил невиданному летящему существу с четырьмя руками и головой в виде скелета ящера. Потому что именно так, по индейским преданиям, начиналась настоящая Америка. За хвост дракона держится нагая женщина - это Южная Америка, она идеальная жена, со спокойной улыбкой взирающая на мир.

Азия - бумага, акварель 39х54

Ближний Восток и Среднюю Азию я воплотил в образе опирающегося на Коран араба, сердце которого бьется в Ираке. На Среднем Востоке, это Индия и Индокитай, встречаем слона. На его голове — Тибет, как украшение, а спину покрывает ковер с голубыми прожилками рек Янцзы и Хуанхэ. На спине слона уютно устроился китайский мудрец с трехцветным кубиком в руке.
На пути к России проносится веселый Чингисхан на коне, он скачет по территории Монголии.

Северная Европа - холст, масло 90х60

Западную Европу никто не похищает. Налюбовавшись на клумбы Австрии и тюльпаны Голландии, наслушавшись ворчания старушки Англии, безостановочно отчитывающую Ирландию, она убегает сама. Со всеми деньгами (Швейцария). В любимом сюртучке Франция, в одном сапоге — Италия, с чулком, за который держатся бременские музыканты из Германии, все в кружевах — как принято в Бельгии. В качестве заколки Европы — Португалия, в форме кораблика, видимо, на память о былых мореплаваниях.

 

Санкт-Петербург - холст, масло 84х74

— Я привыкаю к их очертаниям, — продолжает Яценко. — Потом возникает желание преображать. Собирать информацию, подбирать орнамент. Так, в один прекрасный день я купил снимок Петербурга из космоса. Они продавались на каждом шагу. Повесил, ждал, присматривался. Потом перевел «космический» плакат на холст. Увидел, что очертания Васильевского острова и Петроградской стороны очень похожи на большую императорскую корону. Мне примерещились под короной букли и брови Павла I. Под воздействием массы мелких деталей Павел потихонечку превратился в сфинкса с лицом Павла, а новостройки — в иероглифы. Мне кажется, здесь нет натяжки. У нас много сфинксов. Одни из лучших — у здания Академии художеств. Потому что они настоящие. Сфинксы несут всегда неразгаданную загадку города. Но сфинксы - это левый берег Невы. А спящий матрос, «Аврора» — это символы нового времени. И морского города. Почему он спит, мой матрос? Что будет, когда он
проснется? Размеры матроса таковы, что если его разбудить и он повернется, то подвинуться придется всем без исключения. Такое уже бывало.

Глобальные изменения, которые ждут человечество как вид, необратимы, однако нужно помнить о том, что «то, что гусеница называет концом света, на самом деле является бабочкой» (Лао Цзы)».

Леонид Леонидович Яценко родился 30 июня 1958 года в Ленинграде в семье художника-графика. В 11 лет он поступил в детскую художественную школу, а затем в художественное училище им. В. А. Серова. В 19 лет Леонид Яценко начинал сотрудничать с рядом книжных издательств («Судостроение», «Медицина», «Наука» и др.) в качестве оформителя. Примерно в это же время художник увлекся иконописью, которая оказала влияние на его первые живописные работы.С 1991 года Леонид Яценко начал активно работать для церкви.

Подробнее с творчеством художника можно познакомиться здесь.