Да-да, задолго до первых "50 оттенков серого" на экраны уже выходила история, рассказывавшая об отношениях, основанных на БДСМ. Только вот делала она это с куда большим вкусом, умом, изяществом, искренностью и даже юмором. И, да, главного героя "Секретарши" тоже звали мистером Греем.
Привлекательная, уверенная в себе девушка в строгой блузке и юбке вышагивает по офису, деловито собирая бумаги и наливая в чашку кофе, затем проходит в дальний кабинет и захлопывает за собой дверь ножкой. Почему ножкой? Просто на ее шее и запястьях закреплено спец. устройство, ограничивающее движение рук. Интригующе, неправда ли?
Мы возвращаемся на полгода назад, и видим ту же девушку - узнаем ее, правда, с большим трудом. Ли Холлоуэй только что выписали из психиатрической больницы, и теперь она изо всех сил старается адаптироваться в обществе. Получается у нее плохо, пока однажды она не находит предложение о работе секретаршей, и цепляется за эту возможность, как за последнюю связь с реальным миром. Здесь тоже не все сразу пойдет гладко, ибо новый босс - Эдвард Грей, достаточно требователен и имеет свои странности. Однако именно он сможет распознать ее терзания, и поможет с ними справиться - может быть потому, что страдает сам. И вскоре отношения начальника и подчиненной переходят в несколько иное русло...
Перед выходом (как, впрочем, и после него) "50 оттенков серого" о "Секретарше" вновь вспомнили многие критики и обозреватели. Некоторые даже называли его оригиналом, с которого была скопирована история Кристиана и Анастейши. Так ли уж они похожи? На самом деле, не слишком. Хотя определенное сходство явно прослеживается.
У нас есть мистер Грей (правда, Эдвард, а не Кристиан) - человек умный и успешный, хотя до миллионера ему, конечно же, очень далеко. Есть и нестандартное увлечение, и девушка, которую он вовлекает в доселе невиданный ей мир БДСМ, есть даже красная (ну, наполовину) комната и красные фломастеры. И, как и "Оттенки", на самом деле это романтическая история. С той только разницей, что "Секретарша" - это скорее комедия, без толстого слоя "сахара" и гламура, зато с иронией, умом и сексуальностью.
Если вы фанат "50 оттенков", этот фильм вам, весьма вероятно, не понравится - смотря за что вы любите первый. Здесь все не настолько красиво, главный герой не "похож на греческого бога", куда меньше глянцевой "эротики", и в целом фильм более приземленный. Однако в основе своей эта история куда больше говорит о любви.
Оба фильма в некотором смысле рассказывают о сексуальном пробуждении. Большое различие заключается в том, как Эдвард относится к своему желанию - он не наслаждается, а презирает самого себя, изо всех сил стараясь побороть постыдное влечение. В то время, как Анастейша соглашается на подобные отношения, дабы быть ближе к Кристиану и делать его счастливым, Ли не является пассивной подчиненной - она осознает, как ей самой это необходимо, и рискует провоцировать Эдварда, когда тот пытается ее игнорировать. Эти отношения - на равных.
Отражает ли фильм БДСМ более сурово и реалистично, чем "50 оттенков"? Нет. Но относится к заявленной теме иначе: в "Оттенках" садо-мазо - этакий "костыль" повествования, сексуальные доп. номера, в то время как для героев "Секретарши" подобные отношения становятся убежищем, спасением для двух исстрадавшихся людей.
Оба персонажа - неловкие, несовершенные, в некотором смысле даже неуравновешенные люди, трогательные в своей уязвимости. На самом деле, неясно, кто из них в жизни страдает больше - он или она. Именно это очевидное взаимное несовершенство позволяет им понимать друг друга без лишних слов.
В отличие от тех же "Оттенков", "Секретарша" не пытается продавать БДСМ как специю для отношений. Здесь они помогают героине найти выход собственной боли, добиться уверенности в себе, преодолеть страх и чувство отчужденности, герою - скрывать собственную незащищенность, чтобы продолжать жить дальше.
Их притяжение и потребность друг в друге заметны еще с момента встречи, однако впервые ярко проявляются в первом серьезном разговоре в задней комнате. Ощущение интимности подчеркивается благодаря созданной обстановке: незаметно для зрителя количество света в кадре постепенно уменьшается, пока не остаются только два героя, их лица. В итоге весь "неудобный" диалог на диване в задней комнате превращается в честный и искренний разговор.
Природа этих отношений позволяет героям освободиться, становясь самими собой. Им нет необходимости переводить их в более "тяжеловесные", потому что "химия" и так очевидна. И хотя иные вещи кажутся... немного странными, им комфортно друг с другом - каждый знает, что другой не унизит его и не причинит ненужной боли. Они меняются, постепенно открываясь друг для друга все больше, и правда, пусть и весьма очевидная, вскроется именно в один из "таких" моментов.
То, как Ли и Эдвард пытаются осознать и установить границы своих отношений, сами не до конца понимая, чем эти отношения являются, все неловкие, нежные моменты уязвимости создают трогательную эмоциональную арку, не забывая о сексуальности. Картина наполнена чувственностью, которая проявляется в мельчайших моментах - даже простое касание пальцев становится удивительно, утонченно нежным и эротичным.
Притом фильм помнит, что в основе своей он комедия, а поскольку это все-таки инди-кино, которому не требуется угождать широкой публике, он может рискнуть показаться "странным" и "неудобным" (что понятно, учитывая затрагиваемую тематику), а то и вообще уйти в сатиру и черный юмор. Но, несмотря на комизм ситуаций, история удерживается в рамках, оставляя моменты между Греем и Ли прочувствованными и искренними, и даже с финалом справляется не без изящества.
Про актеров говорить нечего: Джеймс Спейдер и Мэгги Джилленхол невероятно талантливы, невозможно представить кого-то более подходящего на эти роли. Все, о чем персонажи думают и что чувствуют становится ясно без слов, на уровне взглядов и жестов. Многие запоминающиеся моменты были придуманы либо сымпровизированы ими самими - то же касание пальцев или открывающая сцена фильма. И если вы считаете Мэгги Джилленхол непривлекательной (такие люди есть), то просто дождитесь финала, чтобы переменить свою точку зрения.
Кроме того, картина создает удивительную атмосферу за счет работы оператора и художника постановщика, напоминая ранние работы Тима Бертона, Сэма Мендеса и Дэвида Линча. В то время как повседневный мир куда более уродлив (яркий, кричаще-розовый пластик, серый бетон, искусственные материалы и цвета), сам офис выглядит волшебно и завораживающе. Натуральная цветовая палитра, материалы отделки (дерево, бамбук, сталь), обои с растительным рисунком, орхидеи в кабинете Эдварда, за которыми он ухаживает с врачебной внимательностью... Страна чудес, куда хочется возвращаться. К слову, с фильмами Линча "Секретаршу" роднит еще и общий композитор - Анджело Бадаламенти. Дополняют саундтрек Леонард Коэн ("I'm your man") и Лиззи Уэст "Chariots rise").
В свое время картина была оценена по достоинству: приз фестиваля Сандэнс "За оригинальность", премия "Независимый дух" за лучший сценарий и множество премий для Мэгги Джилленхолл (про Спейдера многие почему-то незаслуженно забыли). На волне шума вокруг "50 оттенков", пару лет назад "Секретарша" была переиздана с подзаголовком "Познакомьтесь с оригинальным мистером Греем". Конечно, сравнение сомнительное, но если в итоге вы получаете умное, забавное и сексуальное кино, не боящееся показаться "странным" - почему бы и нет? В конце концов, эта история о взаимопонимании и исцелении, пусть и весьма нестандартными методами. "Кто сказал, что любовь должна быть мягкой и нежной?"