kk
Default banner
Экономика 
Экономика 
1 095 постов330 подписчиков
Посты о мировом состоянии экономики и крупнейших компаниях мира влияющих на нее.
0

Европа отнесла украинский аграрный экспорт в разряд приоритетных

«Еврокомиссия призывает дать приоритет украинскому сельскохозяйственному экспорту», – говорится в плане действий. Нахождение альтернативных путей поможет поставлять в Украину гуманитарную помощь, топливо или удобрения. Весь мир вдруг обеспокоился украинским зерном, вернее вопросом каким образом его вывезти. Этим задачей занялись почти все европейские политики и лично американский президент Джо Байден, который заявил о необходимости вернуть на мировой рынок 20 млн. тонн украинского зерна. Это, по его мнению, снизит цены на зерновые культуры и спасет от голода бедные страны.

Министры иностранных дел G7 на саммите в Германии заявили в совместном коммюнике, что российская блокада черноморских портов Украины может привести к мировому продовольственному кризису и голодной смерти миллионов людей. Они потребовали от России открыть украинские порты, прежде всего в Одессе, для вывоза зерна на внешние рынки, передает «КазахЗерно.kz».

Но в условиях, когда морские порты блокированы в ходе российской военной операции. Как известно, в мирное обычное время через порты Черного моря в экспортном направлении осуществлялось около 90% объемов зерна. В портах Украины «зависли» почти 4,5 млн. тонн зерна. Но, власти Украины наладили ежедневный массовый вывоз зерна в Европу автомобильным и железнодорожным транспортом, а также баржами из порта Измаил по Дунаю. Из страны в вывозят зерно, кукурузу, масличные культуры и сельскохозяйственных животных. Но сухопутно-речной маршрут значительно отстает по эффективности от морского.

Всемирная продовольственная программа ООН также призвала Россию открыть порты в Одесской области. Но реализовать это требование в условиях боевых действий и минирования Черного моря российской стороной невозможно. Украинские черноморские порты заблокированы уже почти три месяца. Всего Украина заявила о готовности экспортировать свыше 20 миллионов тонн. До начала конфликта на Украину приходилось 50% мирового экспорта подсолнечного масла, 20% кукурузы, 20% рапсового масла и 12% пшеницы.

В конце концов, Еврокомиссия предложила план действий, которые в условиях блокады Россией портов в Черном море должны помочь Украине экспортировать зерно и импортировать, например, топливо.

Продажа зерна очень важна для Украины, ведь приносит около 20 процентов ее экспортных поступлений. Кроме того, украинское зерно нужно для продовольственной безопасности других стран. Чтобы помочь его экспортировать, Еврокомиссия (ЕК) утвердила пакет мер помощи транспортировке товаров из Украины. Его в четверг, 12 мая, представила в Брюсселе еврокомиссар по вопросам транспорта Адина Вэлян.

Еврокомиссар рассказала, что в Украине сейчас хранятся около 40 млн. тонн зерна, половину которого необходимо экспортировать до конца июля. Она привела пример, что из Констанцы в Румынии на прошлой неделе вышел корабль с 70 тысячами тонн украинского зерна. Чтобы доставить его в румынский порт, понадобилось 49 барж и поездов. «Если мы все посчитаем, то увидим, что для перевозки 20 млн. тонн зерна нужны ошеломляющие 10 тысяч барж и почти 300 больших кораблей. Так что задача перед нами гигантская», – отметила Вэлян.

Принятый Еврокомиссией план по транспортным коридорам солидарности между ЕС и Украиной содержит 20 мер. «Еврокомиссия не может заменить собою транспортных операторов из ЕС или продавцов украинского зерна, но что мы можем сделать, так это помочь связать первых со вторыми и разработать новые сообщения между границами Украины и портами в ЕС», – отметила еврокомиссар.

«Чтобы взять на себя как можно большую долю объемов, шедших ранее через украинские морские порты, все виды транспорта нужно мобилизовать до их максимальной способности», – говорится в плане действий.

Еврокомиссия оценила и слабые места в логистике, в частности, узкие места железнодорожного сообщения. С украинской стороны границы с Польшей и Румынией стоят и ждут тысячи вагонов с зерном. Среднее время их ожидания на границе составляет 16 дней, а в некоторых случаях — и месяц.

Одна из главных проблем – разница в ширине колеи между украинской и европейской железной дорогой. Поэтому для перевозки через границу нужно либо менять на вагонах тележки с колесами, либо перегружать из украинских вагонов в европейские. По данным ЕК, нынешние возможности для этого намного меньше, чем нужно. Поэтому брюссельские чиновники просят компании выделить либо же произвести мобильные зернопогрузчики. Еще один вариант – транспортировать зерно в контейнерах, ведь их можно быстро перегрузить кранами с украинских железнодорожных платформ на европейские.

Для грузовиков время ожидания часто превышает 12 часов. Впрочем, тут есть много других проблем, например, дефицит грузовиков и водителей.

Задержки вызывает и бюрократия. Сейчас пограничные, в частности, фитосанитарные, проверки могут длиться несколько дней. Поэтому Еврокомиссия просит проводить лишь избирательный контроль и упростить его, а также сделать доступным персонал для его проведения круглосуточно семь дней в неделю.

План действий призывает международные финансовые организации и кредитные агентства предоставить дополнительные гарантии для транспортных компаний из ЕС, чтобы они не боялись отправлять свои вагоны, грузовики или баржи в Украину. Также в Еврокомиссии ждут мандат от Совета ЕС для заключения с Киевом соглашения о либерализации дорожного транспорта.

Однако, как пишет DW.COM, в Европе совсем слабо учитывается, что в 2023 году Украина сама может столкнуться с нехваткой зерна для собственного населения, так как в этом году посевная кампания нарушена боевыми действиями и мобилизацией мужчин призывного возраста. Эти данные подтверждаются спутниковым мониторингом НАСА, который оценивает сокращение производства зерна в этом году на 35%, что вызвано в первую очередь продолжающимся вооруженным конфликтом на Украине. Согласно механизму геолокации Kayrros, с большой долей точности можно утверждать, что Украина сможет в этом году произвести всего лишь 21 млн. тонн зерна – на 12 млн. тонн меньше, чем годом ранее. Французское деловое издание Challenges пишет со ссылкой на аналитиков, что с учетом боевых действий реальные объемы производства будут еще ниже. Ситуация осложняется нехваткой горючего, которое до начала конфликта поступало из России и Белоруссии.

Федор Сергеев

с автором можно связаться по адресу: kazakhzerno.ans@gmail.com