Казахстанский эксперт дал оценку крушению самолета Airbus 321 в небе над Синаем
31 октября произошла крупнейшая в российской истории авиакатастрофа: на Синайском полуострове потерпел крушение пассажирский Airbus 321, следовавший по маршруту Шарм-эль-Шейх – Санкт-Петербург. На борту находились 224 человек, включая 25 детей и семь членов экипажа. Все они погибли. Весь мир сегодня задается вопросом: как могла случиться эта ужасная трагедия? О возможных сценариях катастрофы и состоянии современной авиации корреспондент «Свободы Слова» беседует с полковником авиации, членом правления Общественного объединения Совета мира и согласия Республики Казахстан Павлом Минакиным.
Павел Егорович, каков оптимальный возраст для самолета? Сколько лет может эксплуатироваться воздушное судно? Насколько надежен был самолетAirbus-321, потерпевший крушение?
– Самолет может летать до 30 лет свободно! Разбившемуся Airbus-321 было всего 17 лет. Однако имеет право на жизнь официальная версия о технической неисправности. Этот самолет был создан в Европе, побывал в эксплуатации в Бахрейне, Кувейте, зарегистрирован в Ирландии. Затем небольшая авиакомпания «Когалымавиа», у которой в парке всего несколько самолетов, взяла в лизинг этот самолет. Сейчас выясняется, что судно однажды повредило хвост при неудачной посадке, его ремонтировали. Да, он прошел последнюю проверку в Ирландии в 2013 году, прошел технический ремонт, все регламентные работы, имел российский сертификат. Но жажда наживы и безответственность могли привести к трагедии.
Из новостей мы знаем, что самолет разрушился в воздухе. Что за мощная и внезапная техническая неисправность могла произойти?
– Я беседовал с моими коллегами – опытными летчиками, мы выдвигаем и другую главную версию: возможно, было воздействие на самолет извне. Самолет резко пошел вниз, развалился в воздухе, оторвалась хвостовая часть. Но самолет не может просто так с 10 км высоты вдруг пойти носом вниз! Не может быть таких неполадок! Крылья, заднее оперение и в целом конструкция самолета устроены так, что судно будет плавно снижаться, если, конечно, целостность самолета не нарушена. Даже если самолет пошел вниз – в штопор, то экипаж имеет возможность принять все меры к спасению людей вплоть до посадки на землю, что и пытались сделать пилоты, запрашивая экстренную посадку! Я уверен, что экипаж до последнего старался спасти жизни своих пассажиров. Раз у пилотов не получилось этого сделать, значит, они были уже не в состоянии, плюс было нарушено управление самолетом.
Почему это произошло? Скорее всего, произошла разгерметизация судна. На высоте 9 тыс. метров в случае разгерметизации экипаж и пассажиры погибают мгновенно. Ведь кровь находится в человеческом организме под давлением, а при разгерметизации давление увеличивается в тысячи раз, и кровь вмиг выходит наружу через нос, рот, кожу – это декомпрессия, следствие которой – гибель человека.
Как могла произойти разгерметизация? По одной из моих версий, возможно, в аэропорту, где их готовили к вылету, в Шарм-Эль-Шейхе, к самолету прицепили маленькое взрывное устройство типа мобильника, скажем, к хвосту самолета, и произвели взрыв по телефону. Самолет потерял управление, но даже при этом он будет не носом вниз лететь, а плавно.
Есть более правдоподобный вариант. Возможно, взрывное устройство находилось внутри самолета, скажем, в багаж пассажиров подложили взрывчатку и взорвали. Вполне вероятно, что на борту произошел небольшой взрыв, вследствие чего случилась разгерметизация. А небольшого нарушения целостности воздушного судна достаточно, чтобы оно разрушилось в воздухе. Повторюсь, мы приходим к выводу, что это было внешнее воздействие. Окончательные выводы можно будет сделать после расшифровки черных ящиков. Посмотрим, подождем результатов официальной технической экспертизы.
Некоторые эксперты выдвигают версию о том, что самолет могли подбить с земли либо в воздухе. Реален ли такой сценарий?
– Нет, эту версию серьезно не рассматривают. На Синайском полуострове идет затяжной военный конфликт, но сбить самолет на такой высоте наземными средствами очень маловероятно. Сбить его можно было ракетой «Земля – воздух», но это тяжелое вооружение. Судя по официальной информации, у боевиков нет таких технических средств.
Теоретически судно мог сбить и самолет, причем на дальних расстояниях. Например, выпущенная из самолета ракета «СС-20» (я видел ее применение) поражает на высоту 26 км и по горизонтали на такое же расстояние. Помнится, такой ракетой еще в 1960 году во время полета над Свердловском был сбит самолет-шпион U-2, выполнявший разведывательные задания. Пилот Фрэнсис Пауэрс спасся, катапультировавшись.
Продолжение читайте здесь.