Историю об этих людях на примере парня по имени Тулулука мне рассказал очень близкий человек из далёкой Испании, бывший казахстанец Васо Мансветашвили. Судьба одного африканца и его соотечественников, мягко говоря, потрясает. А познакомились они больше десяти лет назад.
Васо сидел со своим другом, метрдотелем Антонио в одном из ресторанов города Фуэнхирола, на побережье Средиземного моря. В хорошую погоду, говорят, с этого берега виден марокканский берег Северной Африки. Зная лично хозяев ресторана, Васо иногда помогал им в хлопотах, поэтому в тот день встал за барную стойку. Вдруг с улицы зашли несколько чернокожих парней, которых немало на улицах туристических городов Испании. Они ходят возле отелей, бассейнов и крупных достопримечательностей, изобилующих туристами, продавая людям всякую мелочь: сумки, футболки, сланцы, зонты от солнца, тёмные очки и тому подобное. Заработок не очень-то великий, а вот походить под палящим солнцем, чтобы иметь хоть какие-то деньги на жизнь, этим продавцам приходится прилично. Весь день.
К стоявшему в баре Васо подошёл высокий, худощавый, моложе тридцати лет выходец из Арфики. С улыбкой земляк вспоминает цвет кожи незнакомца: он был «тёмненький до такой степени, аж синенький». Гость протянул несколько монет и скромно попросил бутылку кока-колы. Васо посмотрел в глаза посетителю и понял: «колой» здесь не обойтись, бедолага есть хочет. Васо метнулся в кухню и попросил повариху приготовить ему пиццу. Через несколько минут блюдо было готово, и хлебосольный грузин принёс его в бар, предложив отобедать африканцу, которого видел впервые в жизни. Тот начал благодарить своего «кормильца». Стали знакомиться. Его звали Тулулука. В Испанию парень прибыл из Сенегала.
«Африканские аргонавты»
Тулулука стал рассказывать о своей жизни в Западной Африке такое, отчего у Васо волосы вставали дыбом. У юношей и мужчин нет ни образования, ни работы. Вода в сёлах — огромный дефицит. Питаются люди крайне плохо. Многие дети, да и взрослые тоже измучены недоеданием, жарой и жуткими болезнями. По словам Тулулуки, никто из его земляков, как и он сам, в глаза не видели гуманитарных отрядов ООН и Общества красного креста. Отчаявшись увидеть хоть какой-то просвет в жизни, мужчины, которым нечем кормить себя и свои (как правило, многодетные) семьи порой решаются на сумасшедший шаг — удрать с Чёрного континента в Европу, переплыв Средиземное море.
Всеми правдами и неправдами, они копят деньги и в складчину, коллективом в десять-пятнадцать человек приобретают надувной матрац. Масштабы такого бегства таковы, что в Сенегале и не только уже, по рассказу Васо, появились фирмочки, продающие эмигрантам матрацы, гидрокостюмы, ласты и другое необходимое снаряжение. Закупив их, смельчаки сначала достигают северного побережья Африки, надувают матрац, грузят на него пластиковые пакеты с водой, нехитрым пайком и отправляются вплавь через самое больше на Земле море — Средиземное. Даже, несмотря на то, что делают это мужчины в самом узком месте акватории — в Гибралтарском проливе, - усилия им приходится прилагать нечеловеческие. Ширина пролива 65 километров. Плывут эти «африканские аргонавты» опять-таки не на самом плоту, а рядом с ним, держась руками за резиновые края своего плавсредства. На плоту лежат вода, и периодически отдыхают те, кто устал грести: влез на плот, отдохнул — будь добр слезть и уступить место другим. В столь опасное путешествие они предпочитают отправляться летом, когда вода теплее.
Так они гребут до самой Испании. Доплывают не все. Одни тонут, теряя последние силы в борьбе с высокими волнами. Другие идут ко дну, просто устав грести. Третьих съедают акулы. Четвёртые замерзают... По статистике, доплывает только треть. У берегов Испании выживших пловцов ловят курсирующие на катере пограничники.
- Каждый год десятки тысяч нелегальных эмигрантов пересекают испанскую границу, - рассказывает В. Мансветашвили. - Здесь и марокканцы, многие из которых впоследствии пытаются проникнуть во Францию, и граждане более «глубинных» африканских государств. А плывут, едут, летят они, чтобы остаться жить в Европе, как правило, в самой же Испании.
Добравшись на плоту, эти ребята включают «дурака» и говорят, что не помнят, откуда прибыли. Сотрудники демократичных погранслужб отогревают их, допрашивают, а затем уже решают вопрос с их статусом и даже гражданством. Согласно международным законам, страны, имевшие колонии в Африке, обязаны оказывать поддержку ныне независимым государствам в качестве их бывших метрополий. В случае с такими эмигрантами, как Тулулука, ранее распоряжавшиеся африканскими республиками европейские державы в течение какого-то времени выправляют этим товарищам документы, и они живут едва ли не как полноправные граждане Европейского Союза. Чтобы при случае никого из них не депортировали обратно в Африку, мужчины вступают в Европе в брак и уже здесь стараются наплодить детей. Женятся они на африканских женщинах, которых переправляют всё так же нелегально, но всё-таки более комфортно: на катерах и других судах.
Возвращаться на Родину бывшие африканцы, а теперь уже европейцы, хоть и чернокожие, даже не думают. Не от хорошей жизни они предприняли столь отчаянный шаг - решились переплыть море, просто держась за надувной резиновый матрац. Кто может, помогает деньгами оставшимся в Африке родственникам. А на жизнь они зарабатывают продажей туристам безделушек и тому подобным трудом.
***
После первой встречи Васо и Тулулуки прошло несколько лет. И вот куда-то шедшего по своим делам В. Мансветашвили обогнал разбитый автомобиль. Громко сигналя клаксоном, машина остановилась, и из неё навстречу Васо вышел африканец. За несколько лет парень смог скопить на машину. Они обнялись, как самые настоящие друзья! Неизвестно, кто из них больше был удивлён и рад такой встрече через несколько лет. Однако в этот раз в баре уже угощал Тулулука.