Директор BBC World News: «У Алматы есть образ, а это очень важно для подачи рекламы»
Казахстан – очень красивая страна, которая может похвастаться не только живописной природой, редкими видами животных и растений, но и особым климатом, уникальными урбанистическими решениями и истинно казахским настроением, которые всегда притягивали туристов. Но…в основном, из близлежащих стран, потому что знания людей, которые живут за океаном, о Казахстане, к сожалению, чаще всего, ограничиваются тем, что Казахстан – это одна из стран в Центральной Азии. Но, мир не стоит на месте, и проблема развития международного туризма в нашей стране стала активно обсуждаться властями и решаться путем внедрения новых государственных программ и привлечением международных инвесторов. Ведь, в конце концов, нам и правда есть что показать.
В прошедшую субботу Центр развития города Алматы организовал лекцию в Almaty Management University на тему «Эффективные коммуникации и брендинг, как фактор туристической привлекательности региона», где, в качестве главного спикера, выступил глава регионального коммерческого представительства BBC World News - Сергей Становкин.
В течение этой лекции Сергей поделился действительно интересными идеями и решениями в области профессионального брендинга, объяснил, чем отличается брендинг от ребрендинга, рассказал о здоровой конкуренции между городами и странами, пояснив, что конкуренция – это самый лучший стимул для непрерывного развития в любой сфере деятельности, а также привел живые примеры, почему в странах с хорошей туристической перспективой, туризм не развивается. Сегодня я расскажу вам о самых интересных деталях этой лекции.
Сергей Становкин, глава регионального коммерческого представительства BBC World News
В первую очередь, Сергей отметил, что не за горами EXPO-2017 и это масштабное мероприятие даст внушительный толчок к развитию международного туризма, так как привлечет поток новых людей, что положительно скажется на общей экономике страны. Вот, например, вы знали, что один турист тратит в посещаемой стране примерно 1,5-2 тысячи долларов? А если туристов 100? А 1000? А 100 000? Какая в итоге выходит сумма? Поэтому стремительно приближающаяся выставка EXPO-2017 обещает произвести впечатляющий эффект на ВВП всей страны, обеспечивая развитие не только в области туризма, но и в других не менее важных отраслях.
Большую часть лекции Сергей Становкин уделил именно брендингу и вопросу о том, как сила и позиционирование бренда помогает стране развиваться и становиться известной на глобальном уровне, ведь страна – это, по сути, тоже бренд и, поэтому, выбор способа как правильно представить страну и на чем заакцентировать внимание, определяет ее успех.
Недавно, на нашей платформе обсуждался новый ролик BBC об Алматы, который понравился очень многим. И, действительно, это видео может послужить отличным примером правильного брендинга. Обратите внимание на кадры. В очень гармоничном, правильно подобранном и невероятно красивом видео-ряде представлены кадры современного города, которые плавно переплетаются с кадрами нашей истории, природы и традиций. Девушка в национальном казахском костюме, бескрайнее спокойное небо, потрясающие горы, от которых перехватывает дыхание, парк Первого президента в лучах полуденного солнца, караваны верблюдов и великолепная панорама самого города. Нет ничего лишнего, и, при этом, ролик эффектно передает атмосферу города, о котором рассказывает. Кто не смотрел, видео ниже.
По словам Сергея Становкина, вся съемочная группа BBC получила огромное удовольствие от съемок этого видео. Сам ролик является частью рекламной кампании города Алматы на телеканале BBC World News. Стоит отметить, что этот телеканал является глобальным информационным ресурсом, за которым следит весь мир, и появление подобных рекламных роликов на канале является мощным рекламным генератором для любой страны, города или отдельного бренда. Помимо этого, Сергей отмечает, что не каждому руководителю под силу презентовать свою страну или город всему миру красиво и качественно. Скорее всего, именно в этом и кроется причина того, почему большинство постсоветских стран не делают пропаганды культуры своих городов, а ведь Центральная Азия – это целая россыпь культурного и исторического наследия, о котором должен знать весь мир.
Успешный брендинг страны или города является залогом успеха развития туризма в любом отдельно взятом государстве, потому что интернет разносит любую информацию со скоростью света и грех этим не воспользоваться в благих целях. С помощью брендинга важно продемонстрировать то, чем можно заинтересовать туриста, показать то, что он раньше не видел и то, к чему он может прикоснуться, показать что-то необычное и уникальное, характерное только для этой страны. А, заметьте, абсолютно у любой страны есть свои особенности, даже на арктическом континенте.
Например, во время лекции Сергей показал ролик BBC об Азербайджане с призывным слоганом: This Journey never ends. Конечно, основные кадры были сделаны в Баку. Я, как человек, никогда не бывавший в этой стране, никогда о ней особо не знавший, была настолько впечатлена этим роликом, что мне немедленно захотелось поехать в эту страну. То есть, представляете, насколько мощной может быть обычный 30-секундный ролик?
А вспомните туристический рекламный ролик BBC о Казахстане от 2012 года, который висит на сайте МИДа? Помните его? Этот ролик стал визитной карточкой нашей страны. При его просмотре бегут мурашки.
Заметьте, в ролике звучит всего лишь одна фраза, но зато какая! Создатели смогли в одном предложении запечатлеть всю суть Казахстана: Kazakhstan is the heart of Eurasia (Казахстан – сердце Евразии). Звучит красиво, патриотично, правдиво и при этом не пафосно.
Сергей пояснил, что в современном мире никому не нужны бесконечные описания и куча лишних слов, когда основную идею можно выразить визуально. Как он подмечает, сегодня бюджет одного качественного рекламного ролика на 30 секунд может составить бюджет одного полнометражного фильма, а бюджет одной крупной компании, заложенный только на маркетинг, может превысить ВВП маленькой страны. В коммуникациях с потребителем в брендинге важно обращать внимание на то, что интересно потребителю, а не самой компании.
Например, возьмем два рекламных ролика, призывающих инвестировать в какую-нибудь страну. В первом ролике концепт заключается в том, чтобы по пунктам объяснить человеку, почему ему выгодно вкладывать именно в эту страну и само видео длится минут 5. Во втором же ролике концепт заключается в том, чтобы внушить человеку, что ему просто необходимо инвестировать, при этом используя минимум слов и лишних действий. Как вы думаете, какой ролик будет эффективнее?
В качестве примера посмотрите одно из видео, которое подготовил BBC для привлечения инвестиций в Восточную Польшу.
В 21 веке у людей слишком мало времени и слишком много информации и при составлении правильной маркетинговой программы необходимо это учитывать. Чем проще, чем компактнее, чем необычнее, креативнее, короче и увлекательнее – тем лучше.
По словам Сергея, туризм начинается с приглашения. Ведь если ты открыл парк, кто об этом узнает, если ты не пригласишь туда людей?
Казахстан только начинает развивать международный туризм и EXPO-2017 станет отличным трамплином для реализации самых грандиозных планов в этой сфере.
А что вы думаете о концепте развития туризма в нашей стране? Что государство делает правильно? А что не очень? Какие бы рекомендации дали бы лично вы?